aif.ru counter
1311

Непосильные задачи. Как защитить ребёнка от интеллектуальных перегрузок

Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, – серьёзная проблема и для педагогов, и для врачей, и в первую очередь для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребёнка.

Печальная статистика

Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают своё беззаботное дет­ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени. 

За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. Соответственно увеличился и объём домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. 

В итоге, чтобы всё успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остаётся времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учёбой, интересам.

Ещё одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70%. И чем более «сильная» школа, чем интенсивнее её учебная программа, тем процент выше. Так, у школьников, обучающихся в школах с углублённым изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Серьёзным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребёнок всё чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчётам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь, бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребёнок снимает внутреннее напряжение.

Важно!
Хроническая перегрузка нередко даёт о себе знать простудами, которые ребёнок цепляет одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы. На фоне учебного стресса растёт и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обу­чения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Факторы риска

Существуют признаки, указывающие на то, что ребёнок переутомлён и испытывает хроническое перенапряжение.

Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.

Вечером ребёнок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днём, наоборот, чувствует сонливость.

У ребёнка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.

Младшеклассник становится возбуждённым, а подросток раздражён и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.

У ребёнка болит голова и периодически поднимается артериальное давление.

Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки. Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. 

Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребёнок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учёбе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.

Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребёнка грузят занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребёнком, выясните, что ему интересно на самом деле, и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечён, нагрузка переносится легче и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.

Следите, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8–9 часов в сутки.

Всегда старайтесь оказать ребёнку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.

Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.

Уделите внимание питанию ребёнка. В его меню должно быть достаточно полноценного белка (его мы получаем из нежирного мяса, рыбы, творога), сложных углеводов (содержатся в крупах, цельнозерновом хлебе), а также витаминов (черпаем из овощей, фруктов, ягод). Также для хорошей работы мозга необходимы жирные кислоты, входящие в состав жирной рыбы, нерафинированного растительного масла, орехов.

Препараты, применяющиеся при повышенных нагрузках

Особенности:  препараты, применяющиеся для улучшения умственной работоспособности, обычно действуют за счёт того, что стимулируют обменные процессы в головном мозге. На то, чтобы их действие стало заметным, как правило, требуется время. Лишь препараты женьшеня и элеутерококка могут дать ощутимый стимулирующий эффект после однократного применения.

Наиболее частые побочные эф­фекты:  аллергические реакции.

Основные противопоказания: индивидуальная непереносимость.

Информация для пациента:

Препараты рекомендуется использовать курсами, длительность которых определяет врач.

Если вы заметили, что после приёма лекарства ребёнок стал слишком возбудимым, у него нарушился сон, необходимо сообщить об этом врачу. Возможно, препарат не подходит и его нужно сменить.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие товары могут подорожать из-за введения маркировки?
  2. Как проверить точность магазинных весов?
  3. Чем занимается Государственное бюро расследований?


Самое интересное в регионах