Противовирусные препараты. Обзор аптечных продаж

С наступлением осенних холодов и до самой весны начинается сезон вирусных заболеваний. В период эпидемий и при превышении порога заболеваемости в большинстве регионов заметно увеличиваются объёмы продаж противовирусных препаратов.

Представляем вниманию читателей обзор продаж противовирусных препаратов, составленный маркетинговой компанией DSM-Group эксклюзивно для «Лекарственного обозрения».

Зависит от погоды

Объём продаж противовирусных препаратов во многом зависит от погоды. Так, в 2014 году высокий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ отмечался осенью. В 2015 году только в январе – феврале был повышенный спрос на препараты этой категории, тогда как тёплая осень 2015 года не способствовала росту продаж препаратов для лечения вирусных и простудных заболеваний. Это привело к снижению объёма реализации в 2015 году в упаковках (–1% к показателю предыдущего периода), которое было с лихвой компенсировано ростом продаж в 2016 году. Осенью 2016 года наблюдался высокий уровень заболеваемости, в результате чего объём продаж этой группы вырос на 28% по сравнению с 2015 годом.

Динамика аптечных продаж противовирусных препаратов, млн упак.
Динамика аптечных продаж противовирусных препаратов, млн упак. 

В 2016 году объём аптечных продаж противовирусных препаратов составил около 40 млрд руб. В натуральном выражении – 140 млн упаковок. В начале 2017 года опять был спад заболеваемости гриппом и ОРВИ. Это привело к снижению объёмов потребления противовирусных препаратов в январе – августе по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Потребитель выбирает подешевле

Ассортимент противовирусных средств довольно широк, и производители продолжают выводить на рынки новинки. Так, в 2016 году в аптеках можно было найти около 100 брендов противовирусных средств, представленных во всех ценовых сегментах.

Структура продаж противовирусных препаратов по ценовым сегментам, упак.
Структура продаж противовирусных препаратов по ценовым сегментам, упак. 

Основной объём продаж приходился на лекарства от 250 руб. до 500 руб. – аптека получает 38% выручки от реализации противовирусных препаратов. Но при этом чаще всего, как и в других группах лекарственных препаратов, потребитель приходит в аптеку за лекарствами ценой ниже 250 руб. – в 58% случаев покупатель приобретает препарат низкой ценовой категории.

В среднем одна упаковка противовирусного препарата обходится потребителю в 284 руб. Заметим, что за последние 4 года эта цифра выросла всего на 10%.

Такой незначительный рост средневзвешенной цены за одну упаковку в группе противовирусных средств объясняется несколькими факторами.

В первую очередь это связано с тем, что препараты описываемой группы на 65% (в стоимостном и натуральном объёмах) представлены позициями, которые входят в список ЖНВЛП, на которые распространяется государственное регулирование ценообразования. Поэтому рост цен на них минимален. Во‑вторых, отмечается переключение потребителя на дженерики, в том числе и небрендированные. Так, с 2014 года доля оригинальных препаратов уменьшилась с 67 до 59% в 2017 году в пользу дженериков. Оригинальные препараты в среднем за январь – август 2017 года стоили 376 руб., тогда как за дженерики потребитель платил в среднем 210 руб.

Динамика средневзвешенной цены противовирусных препаратов, руб.
Динамика средневзвешенной цены противовирусных препаратов, руб. 

Отечественные – в лидерах

В отличие от рынка в целом сегмент противовирусных препаратов представлен большим количеством отечественных разработок, которые лидируют в рейтингах аптечных продаж, причём как в стоимостном, так и в натуральном выражении. На долю отечественных производителей приходится 83% в рублях и 89% в упаковках. При этом стоит отметить, что стоимость российских противовирусных препаратов на 68% ниже, чем импортных. Так, за январь – август 2017 года покупатель за отечественные лекарственные препараты платил в среднем 265 руб., тогда как за импортные лекарства – 444 руб.

На протяжении последних лет структура аптечных продаж противовирусных препаратов заметно изменилась. С первых позиций ушёл Арбидол производства «Отисифарм». Его место заняли также разработки отечественных производителей. По данным за 2017 год, лидером продаж с долей 14,4% стал Ингавирин («Валента»). Препарат представлен двумя формами: взрослой (капс. 90 мг № 7) и детской (капс. 60 мг № 7). Последняя появилась на рынке только в конце 2015 года, но довольно быстро стала популярной, что позволило вырасти продажам бренда в целом.

На втором месте рейтинга с минимальным отрывом по объёму продаж находится Кагоцел («Ниармедик») с долей 14,1%. Этот препарат выпускается в одной форме выпуска – 12 мг № 10. Его цена в среднем составляет 240 руб.

Доля импортных и отечест­венных препаратов в структуре продаж противовирусных средств, натуральный объём, упак %.
Доля импортных и отечест­венных препаратов в структуре продаж противовирусных средств, натуральный объём, упак %.

Заметим, что практически все препараты, входящие в топ‑10, – отечественного производства. Исключение составляют небрендированные дженерики Ацикловир и Ремантадин, которые представлены в аптеках как российскими, так и иностранными компаниями. Несмотря на это, высокая доля в продажах этих лекарственных средств приходится на ­отечественных производителей. Так, 43% стоимостного объёма препаратов, реализуемых в аптеках, производится «Акрихином». Лидерами по объёму продаж Ремантадина стали фармпредприятия «Оболенское» (35%) и «Авексима» (31%).

В рейтинге по упаковкам лидирует небрендированный дженерик Ацикловир с долей 17,9%. На рынке представлено большое количество форм выпуска этого препарата. Наиболее популярны у потребителя таблетированный Ацикловир и в форме мази. Кагоцел и в этом рейтинге смог сохранить вторую строчку.

Третье место занимает также упомянутый выше Ремантадин. Несмотря на высокое количество компаний, которые предлагают на рынок этот препарат, в основном все производители выпускают его в одной форме выпуска – таблетки 50 мг № 20, цена на которую составляет от 60 до 100 рублей.

Предугадать эпидемию простудных и вирусных заболеваний очень сложно. Но в преддверии холодной осени и зимы эксперты маркетингового агентства DSM-Group советуют аптекам всё равно сделать запас противовирусных препаратов, чтобы в полной мере обеспечить спрос на них.

Топ‑10 противовирусных препаратов по объёму аптечных продаж, руб.

Бренд 2014 2015 2016 8 мес. 2017
Ингавирин 12,9% 12,1% 15,6% 14,4%
Кагоцел 16,4% 17,2% 15,2% 14,1%
Эргоферон 5,8% 8,1% 9,2% 9,0%
Арбидол 11,9% 8,1% 7,7% 7,1%
Виферон 6,0% 6,0% 5,1% 6,0%
Амиксин 6,5% 6,8% 6,7% 5,5%
Ацикловир 3,6% 3,9% 3,4% 4,7%
Анаферон детский 5,9% 5,1% 4,5% 4,3%
Ремантадин 1,5% 2,2% 2,9% 3,3%

Топ‑10 противовирусных препаратов по объёму аптечных продаж, упак.

Бренд 2014 2015 2016 8 мес. 2017
Ацикловир 14,8% 15,5% 13,7% 17,9%
Кагоцел 18,7% 19,5% 17,8% 16,6%
Ремантадин 5,9% 7,7% 9,3% 11,0%
Ингавирин 7,2% 6,9% 9,3% 8,4%
Эргоферон 5,3% 6,7% 7,6% 7,5%
Виферон 6,5% 6,1% 5,2% 6,1%
Арбидол 9,8% 6,9% 6,5% 6,0%
Анаферон детский 8,1% 6,5% 5,6% 5,3%
Оксолин 5,0% 5,7% 7,6% 3,9%
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что на самом деле сказал российский школьник перед бундестагом?
  2. Что известно о пропавшем советском лайнере «Любовь Орлова»?
  3. Что на данный момент известно о пропавшей аргентинской подводной лодке?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru