aif.ru counter

Доведённые до отчаяния

Все материалы сюжета Реакция общества на инцидент со стрельбой в московской школе №263

Константин Ольховой объясняет, что может побудить ребёнка взять оружие, рассказывает о том, как прогнозировать и предупреждать подобные ситуации.

Константин Ольховой.
Константин Ольховой. © / Из личного архива

Отчаяние. Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.

Словарь русского языка С. И. Ожегова.

«Подумайте, какой ужас!», «Это всё поколение такое!», «Как он мог?!», «Мало, мало мы их воспитываем!».

Как часто раздаются эти фразы после очередного происшествия, главными «героями» которого оказываются подростки. Вот только фразы эти не тушат «пожар», а лишь подливают в огонь масла.

Мальчик-отличник приходит в школу. Но приходит не просто, а с оружием в руках. Берёт заложников, стреляет и убивает. Я не буду давать оценку конкретному факту — я врач-психиатр и, по старой врачебной привычке, никогда не дам заключения по конкретному человеку, не обладая полной информацией. Но вот поговорить о возможных истоках таких ситуаций, о том, как прогнозировать и предупреждать их — можно и нужно.

Подростковый возраст — очень тяжелое время. Из-за особенностей подростковой психики многое из того, что не укладывается в голове у взрослого человека, является допустимым и нормальным. Причём я буду говорить сейчас не о так называемых «девиантах» (от латинского deviatio — отклонение), которые являются «головной болью» родителей, учителей и «детских комнат милиции», могущих совершить преступление из корыстных или хулиганских целей. Я буду говорить «о нормальных хороших детях», о тех, которых «мы даже не предполагали, что он на такое способен».

Следует отметить, что одной из особенностей подросткового возраста (тут я напомню, что по международной классификации подростковый возраст продолжается до двадцати одного года) является непонимание смерти как необратимого процесса. Непонимание того, что смерть — навсегда. Не верите? Тогда задумайтесь, почему права на управление автобусом выдаются с двадцати одного года, а вот в армию отправляют служить с восемнадцати?

И когда человек не воспринимает смерть, то убийство и самоубийство воспринимаются не как что-то запредельное, а как выход. Да, тяжёлый. Да, страшный. Но — выход. А когда мы готовы к самому тяжёлому выходу? Тогда и только тогда, когда положение представляется нам безвыходным, безнадёжным, когда мы доведены до отчаяния.

Важно понимать, что «отчаянное положение», с точки зрения психиатра и психотерапевта, категория не абсолютная, а относительная. Психотравмирующая ситуация определяется в основном не силой травмирующего фактора, а тем, что психика не может с ним справиться. Для одного «двойка» по физике это пустяк, для другого — повод для отчаяния.

Не понимая этого мы, руководствуясь своим пониманием «пустяков», часто больно травмируем детей и подростков. Причём, чем ближе мы к ним, чем значимее мы для них, тем больнее мы можем сделать.

Уничижительная фраза из уст любимого учителя, страх «не оправдать надежды родителей», несерьёзное отношение близких взрослых к подростковым проблемам и переживаниям — всё это может это может привести к взрыву.

Следует понимать, что чем больше мы будем давить на подростков, тем больше вероятность взрыва. «Хулиган и троечник» может огрызнуться на жёстокую фразу учителя, может прогулять ненавистный предмет, хлопнуть дверью, а то и послать своих родителей... Какой ужас? Нет. Это нормальная подростковая реакция. Защитная реакция, спасающая психику, как струя перегретого пара, обжигающая всё на своём пути, спасает паровой котёл от взрыва. А вот «тихий послушный отличник» такого «клапана» часто не имеет. Он не шипит, он не «обжигает нас», и лишь тихая внутренняя дрожь может являться предвестником скорого взрыва.

Как же понять, что взрыв близок? Есть стандартный метод, который знают все врачи и которому умные педиатры пытаются научить родителей:

Важна динамика! Для «диагностики болезни» важно не то как обычно ведёт себя ребёнок, а то, что необычное появилось в его поведении! Если «тихий отличник» стал внезапно злобным и раздражительным — это повод задуматься! Если «троечник и хулиган»  внезапно стал тихим и грустным, если он часами просиживает над уроками — это повод задуматься! Если ребёнок стал замкнутым и нелюдимым, стал очень часто болеть, резко похудел или потолстел — это повод задуматься! Любое необычное для данного конкретного ребёнка изменение — повод задуматься!

Я подчеркиваю — мы говорим о резких и внезапных изменениях поведения. Если «милый мальчик» к четырнадцати годам постепенно стал «своевольным и непослушным», то это не патология, а возрастная норма.

Если вы сомневаетесь в своих выводах — не стесняйтесь посоветоваться. Только очень вас прошу — советуйтесь с профессионалами, а не со «знатоками и гуру» (как в окружающей вас жизни, так и в интернете). Имейте в виду, что для такой консультации необходим долгий разговор и с ребёнком, и с родителями.

И, завершая эту статью, хочу сказать:

Дорогие учителя! Я понимаю, что ваши предметы ценные и нужные. Что вам хочется всех подготовить к ЕГЭ и ГИА, но честное слово — жизнь ребёнка важнее. Живой «троечник» лучше мёртвого (или делающего мёртвыми других) «отличника»! Вы профессионалы, вы старше и, хочется верить, мудрее своих учеников — не унижайте их!

Дорогие родители! Дети — не ваши витрины! Они не обязаны «оправдывать ваши надежды», они не обязаны быть удобными для вас. Они имеют полное право обижаться и злиться, пропускать школу и не поступать в институты! Их жизнь — ценнее любых ваших амбиций!

Дорогие одноклассники! Даже если вы точно знаете, что ваш одноклассник «полный козёл», не надо его травить. Не надо его высмеивать и троллить. Именно милосердие к другому (я не прошу вас любить и уважать его — просто быть милосердными), а не сигареты и пиво является показателем вашей взрослости!

Дорогой друг! Возможно, ты ненавидишь весь мир. Возможно, ты ненавидишь самого себя. Пойми одну вещь: твои родители, учителя, друзья — не идеальны. Они могут делать глупости, они даже иногда совершают подлости (да, кстати, я — не исключение). И, знаешь, ты имеешь право им об этом сказать. И даже всех их послать! Ты даже можешь их какое-то время ненавидеть. Есть много выходов! Только не стоит их и себя убивать. Пожалуйста.

С уважением, папа сына, врач-педиатр, психиатр, психотерапевт и педагог Константин Ольховой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Rusmen
    |
    23:50
    03.02.2014
    4
    +
    -
    Сначала СМИ убили душу, возведя на пьедестал Вечнопотребляющее Существо, звериной хваткой удушив в людях надежду на лучшее, убили справедливость своим гнусным и трусливым молчанием, ложью слов сказанных и написанных. Теперь Вы ищете давно разбитый фонарь, чтобы в созданной вами тьме искать ЧЕЛОВЕКА?! И вы будете продолжать это постыдное дело, пока беда не войдёт в ваш дом. Так что же мне вам пожелать, господа?
  2. Леонид г. Тим
    |
    01:07
    04.02.2014
    3
    +
    -
    В стране не осталось ничего на,что человек может опереться,в надежде на справедливое решение возникающих проблем.Всё решается по понятиям.по деньгам,связям,положению.Всё идёт сверху-была конституция,ограничивающая власть президента двумя сроками по четыре года,но оказалось,что и это "дышло",легко повернуть,что бы как надо вышло.А если на самом верху такое вольное обращение с устоями то,что же ждать на местах,кроме вакханалии.Вот уже и подростки усвоили это,наблюдая в жизни совсем иное,чем то,что им теперь предлагают восполнять, приобщая к искусству.
Комментарии (6)
  1. Rusmen
    |
    23:50
    03.02.2014
    4
    +
    -
    Сначала СМИ убили душу, возведя на пьедестал Вечнопотребляющее Существо, звериной хваткой удушив в людях надежду на лучшее, убили справедливость своим гнусным и трусливым молчанием, ложью слов сказанных и написанных. Теперь Вы ищете давно разбитый фонарь, чтобы в созданной вами тьме искать ЧЕЛОВЕКА?! И вы будете продолжать это постыдное дело, пока беда не войдёт в ваш дом. Так что же мне вам пожелать, господа?
  2. Леонид г. Тим
    |
    01:07
    04.02.2014
    3
    +
    -
    В стране не осталось ничего на,что человек может опереться,в надежде на справедливое решение возникающих проблем.Всё решается по понятиям.по деньгам,связям,положению.Всё идёт сверху-была конституция,ограничивающая власть президента двумя сроками по четыре года,но оказалось,что и это "дышло",легко повернуть,что бы как надо вышло.А если на самом верху такое вольное обращение с устоями то,что же ждать на местах,кроме вакханалии.Вот уже и подростки усвоили это,наблюдая в жизни совсем иное,чем то,что им теперь предлагают восполнять, приобщая к искусству.
  3. Fylhtq
    |
    02:27
    04.02.2014
    -1
    +
    -
    здесь свои комментарии. Всякая оценка это способ задуматься и она нуждается в пояснении тем более отрицательная. Во общем я зашёл сюда восстановил свой пароль только для этого. И как мне не неприятно но я отказываюсь здесь что либо писать в дальнейшем.
  4. ALLA
    |
    13:31
    04.02.2014
    0
    +
    -
    Абсолютно согласна с автором статьи - очень много нетерпимости и жестокости порой мы проявляем к близким людям. А наши дети - очень уязвимы, поскольку их психика не готова ко многим вещам, они не умеют контролировать её внезапные всплески, поэтому взрослые должны это учитывать и быть для них в первую очередь мудрыми друзьями, наставниками, а не жестокими менторами. Будьте терпимы и любите своих детей.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто и когда досрочно получит пенсии за январь 2019 года?
  2. Что известно о стрелке, открывшем огонь в центре Страсбурга?
  3. Зачем замораживают накопительные пенсии?


Самое интересное в регионах