aif.ru counter
Юрий Вяльба 25 18642

Почему СССР не смог победить алкоголизм, а у России — получается?

По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского, за пять лет количество пациентов с диагнозом «алкоголизм» в России сократилось на 22%.

Юрий Вяльба.
Юрий Вяльба. © / Кадр youtube.com

Как современной России удалось добиться того, с чем не справились во времена СССР? И что погубило миллионы в России перестроечной?

Юрий Вяльба, врач-психотерапевт, руководитель лечебно-реабилитационного центра «Возрождение»:

— То, что сокращение потребления алкоголя в России зафиксировано в наше непростое время, вполне закономерно. В Советском Союзе люди находились на полном гособеспечении — в те годы лечили, учили, давали квартиры бесплатно, уволить человека было проблемой, еда стоила недорого.

Сегодня, для того чтобы иметь всё это, человеку нужно много и результативно работать. Иными словами, быть конкурентоспособным — иметь ясную голову и крепкое здоровье. Пьющие люди этим по­хвастаться не могут. Поэтому в кризисные времена они либо остаются без работы, либо оказываются перед выбором — пить или работать. В такой ситуации человек, у которого ещё не сформировалась зависимость от алкоголя, всегда выбирает работу.

Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев

В советские времена многие пили потому, что заняться, по сути, больше было нечем. Даже в больших городах попасть в кафе и рестораны было сложно, ночных клубов не существовало, по телевизору смотреть особо было нечего. Поэтому вечер в компании с бутылкой считался нормальным времяпрепровождением. Сейчас без труда можно найти развлечение на любой вкус и кошелёк. Хотя Интернет и социальные сети называют новыми наркотиками, свою лепту в снижение употребления алкоголя они всё же внесли. ВКонтакте и на Фейсбуке люди хвастаются не количеством выпитого, а своими достижениями, увлечениями, путешествиями и т. д., и это можно считать пропагандой здорового образа жизни.

Во времена СССР алкоголь стоил копейки, продавался везде и был доступен каждому. Сегодня покупка алкоголя, особенно качественного, — серьёзный удар по кошельку.

Есть и ещё две — более грустные — причины уменьшения числа пациентов с диагнозом «алкоголизм». Алкоголиков стало меньше из-за естественной убыли населения (они долго не живут), а у молодых тяга к алкоголю снижается порой из-за того, что они предпочитают более сильные психоактивные вещества. А это значит, что мы должны быть готовы к новым вызовам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Oleg Onegin
    |
    08:27
    21.05.2018
    3
    +
    -
    Алкоголь за копейки при СССР это неправда. 1 кг мяса за 2 руб. и 4.12 за бутылку далеко не копейки, а сейчас у нас в РУз 2 бутылки за 1 кг мяса
  2. Сaнитaр
    |
    13:55
    21.05.2018
    2
    +
    -
    за пять лет количество пациентов с диагнозом «алкоголизм» в России сократилось на 22%. ======================================================================================= Снижение кол-ва ПАЦИЕНТОВ, еще не гарантия снижения кол-ва БОЛЬНЫХ.
Комментарии (25)
  1. Oleg Onegin
    |
    08:27
    21.05.2018
    3
    +
    -
    Алкоголь за копейки при СССР это неправда. 1 кг мяса за 2 руб. и 4.12 за бутылку далеко не копейки, а сейчас у нас в РУз 2 бутылки за 1 кг мяса
  2. Волосатая_статуя
    |
    09:07
    21.05.2018
    1
    +
    -
    Oleg Onegin: Ага, копейки алкоголь стоил при Ельцине.
    • Проводов
      |
      16:56
      21.05.2018
      -2
      +
      -
      Волосатая_статуя: — То, что сокращение потребления алкоголя в России зафиксировано в наше непростое время, вполне закономерно.Конечно закономерно.Если любая проверка показывает, что у нас 30% алкоголя-поддельные.Это они ещё такие цифры называют, чтоб не пугать..Значит 30% производства ИДЁТ МИМО КАССЫ.Или они считают, что импортный алкоголь подделывается...в Великобритании или Испании.Нет, его где-то бутилируют..и он проходит каким то тёмным путём, вдруг всплывая в сетях.То есть в магазине он ОФИЦИАЛЬНО...а вот с производства он ..НЕ ВЫХОДИЛ..И В СТАТИСТИКУ НЕ ПОПАДАЕТ.То есть уже 30% мы имеем.Но кроме этого есть бедные анклавы:деревни, города, АЛКАШИ.Когда мы "воссоединили " Осетию..первое,что мы получили ..БЫЛА БОЯРЫШНИКОВАЯ ОТРАВА.Поскольку именно этим славна была Южная Осетия.."БОЯРЫШНИКОМ".Ну а в деревнях, конечно водку мало покупают.Там самогон.Он неплохого качества.Сам пробовал.Очень хороший на яблоках.Крепость около 70, аж дух захватывает.Народ себя травить не будет.На кой черт ему "палёнка", за такие деньжищи.Народ в северных деревнях очень пьёт.Такого в СССР не было конечно.Полная безнадёжность, работы мало.Копить бессмысленно.В СССР папа катался на Кировце и за сезон зарабатывал на Запорожец.А за два на Москвич-Жигули..А сейчас..БЕДА.
  3. Проводов
    |
    22:12
    21.05.2018
    0
    +
    -
    Афтар статьи - внук барона Мюнхгаузена и от Геббельса тоже хватает... "В советские времена многие пили потому, что заняться, по сути, больше было нечем. Даже в больших городах попасть в кафе и рестораны было сложно, ночных клубов не существовало, по телевизору смотреть особо было нечего." - аффтар не понимает, в СССР было совсем другое общество, более интеллектуальное, чем сейчас, - в метро и электричках книги читали, а не торчали , как сейчас с дибильниками на ушах а интернете через сотовый телефон, люди ходили в театры и кинотеатры, были спортивные клубы и т.д. К стати по телевизору было много познавательных передач для взрослых и детей и по телевизору не гнали мыльные сериалы, как сейчас... Это сейчас молодняк на улицах матом кроет, падежи связывает, вот этим как раз нужны рестораны и шалманы...
    Заступник, я с вами всё-таки не соглашусь кое в чём.Мне удалось поработать в СССР(большая часть стажа) и до 2000х.До 1989 года , действительно, рабочий класс "борзел".Пили они конкретно.Сделать мы с ними ничего не могли.Они жрали водку, а увольнений не боялись.Любой алкаш получал рабочее место и общагу.Конечно была "прослойка", рабочей аристократии,которая не пила.Но , положа руку на сердце...рабочий класс пил, наверное на 80-90% .У меня на участке ПИЛИ ВСЕ 100%.Я уволил половину, но они тут же были пристроены.Книжки они не читали, уверяю вас..и "Что , где ,когда"..не смотрели.А вот после 1989 года.Когда начались сокращения...вот тогда мы рабочих зажали конечно.Алкаши сразу вылетали.Но вообще мне было их очень жалко.Их "кинули" с жильём.Горбачёв был последним, кто давал квартиры.Вообше дел он натворил конечно, но он действительно хотел хорошего, просто это было невозможно.Да и не повезло СССР с кризисом 1988 года.Нефть была 8 баксов.А так МЖК, такие были надежды..А потом эти " в серых шинелях" всё "приватизнули", а теперь нам рассказывают о какой то геополитической трагедии...как буд-то они тогда в землянках сидели...а не участвовали в этом.А сейчас конечно ,кто работает , не пьет, слишком высока конкуренция на место..Но у нас же безработица , а в деревнях она повсеместная.И ОНИ ЖРУТ ВОДКУ.И поговаривают Россия приблизилась к границе, после которой общество погибает.ТАКАЯ СТРАНА БЫЛА.....до 1917 года.Такие надежды были в 1991...Думали, выскочем наконец....А нас опять туда же по спирали...
  4. Ишак Матрос
    |
    09:20
    21.05.2018
    -1
    +
    -
    Действительно, о том, что "еда в СССР стоила недорого" – это, конечно, автор написал чепуху. Достаточно сопоставить тогдашние и сегодняшние цены и зарплаты, чтобы убедиться: продукты сейчас стоят даже дешевле, да за ними к тому же и в очереди стоять не приходится, как стояли в СССР. Кстати, и лёгкий алкоголь (пиво) в России сейчас стоит дешевле, чем в СССР. А о том, что в СССР "давали квартиры бесплатно", – это полная глупость. Квартиры тогда были государственные, потому они и "давались бесплатно": человек не мог купить себе квартиру, он мог лишь обменять одну "свою" (на самом деле – государственную) квартиру на другую (такую же государственную), причём, разумеется, ТОЛЬКО в пределах Советского Союза. То есть, рынка жилой недвижимости, как такового, в СССР не существовало. А сейчас любой может продать свою квартиру в России, и на эти деньги купить другую хоть в Аргентине. Россия победила алкоголизм (правильней сказать – ощутимо ПОТЕСНИЛА, а не "победила") благодаря созданию действительно конкурентной среды: в СССР разницы в доходах между "работоголиком" и алкоголиком не было почти никакой. Сейчас она огромна. Кроме того, индустрия развлечений в новой России принципиально отличается от её убогой имитации, которая была в СССР.
  5. nik1953
    |
    13:56
    21.05.2018
    -1
    +
    -
    Ишак Матрос: Продукты сейчас стоят дешевле... Однако! 1 пример: В Советское время буханка пшеничного хлеба 1 Кг стоила 20 - 25 копеек, сейчас 400 граммовая стоит 24 - 26 рублей, минимум в 200 - 250 раз дороже и неизмеримо хуже! 2 пример. Мясо в магазине 1 руб. 80 коп. за 1 Кг. Сейчас в магази не его просто нет, а на рынке то же мясо в районе 500 - 600 рублей за 1 Кг, тоже более, чем в 250 раз. Очень качественная водка "Московская особая" стоила 2 руб. 87 коп. Сейчас дерьмовое пойло по цене 250 - 350 рублей минимум, примерно в 100 раз. 3 пример. Колбаса, от 1 руб. 80 коп. (докторская) до 2 руб. 540 коп. (копчёная), сейчас от 250 рублей до беспредела. 4 пример. Сыр, самый дорогой голландский, стоил 3 руб. 50 коп. Сейчас "сырный продукт" неизвестно из чего сделанный (чаще всего их пальмового масла) от 400 руб. до беспредела. В Советское время средняя зарплата была 100 - 150 рублей РЕАЛЬНО, САМ ПОЛУЧАЛ В 70-Е ГОДЫ. Сейчас около 30000 "деревянных", "от лукавого" НЕ ПОЛУЧАЛ НИКОГДА ДАЖЕ ПОЛОВИНЫ ЭТОЙ "СРЕДНЕЙ" "зарплаты?", хотя работал всю жизнь высококвалифицированным инженером. Вот и считайте. И НЕ НАДО ПУТАТЬ МОСКВУ, КОТОРАЯ ФАКТИЧЕСКИ ГРАБИТ ВСЮ СТРАНУ И ПЕРИФЕРИЮ.
    • в ЭСПУМЕЗАНОВ
      |
      15:07
      21.05.2018
      1
      +
      -
      nik1953:в Москве люди живут также и едят тоже г что и вы,это не зависит от места проживания...
    • bigluzer
      |
      20:17
      21.05.2018
      -2
      +
      -
      nik1953: Что Вам скажу-Вы правы. Врут власти. Врут и воруют. Попутно-уничтожают собственный народ. Но ведь, вы же за ЭТО безобразие голосовали, аж 76% . Значит всем ЭТО безобразие нравится, нет?
    • amarg75
      |
      22:50
      21.05.2018
      2
      +
      -
      nik1953: Да по Вашим же расчетам выходит, что цены выросли в среднем в 100 раз, а зарплаты-в 100-150 раз(даже с "новой" зарплатой в 15000 по сравнению со 100-150 рублей в советские годы).
    • Ишак Матрос
      |
      23:00
      21.05.2018
      0
      +
      -
      nik1953: Возьмите в руки калькулятор и посчитайте. В 1970-х годах булка хлеба в СССР стоила 20-22 коп., и он заметно уступал по качеству нынешнему, по 25 руб. (хорошо помню, что в тех советских булках попадались не размешавшиеся комочки соли до 8-10 мм в диаметре). Если нынешнюю среднюю зарплату (я беру её на 50% ниже, чем указывает Росстат) принять за 20.000 руб., то на эту зарплату можно купить 800 батонов (по 25 руб.) При этом Россия сейчас ещё и ЭКСПОРТИРУЕТ зерно на внешний рынок. А средняя зарплата в СССР в 1970-х была ~120-130 руб., и на эту зарплату можно было купить 600-650 батонов (по 20 коп.) Замечу, что при этом СССР ЗАКУПАЛ зерно в Канаде и США. Мимоходом, – сейчас на прилавках есть хлеб и по 13 руб./батон, правда, он по качеству такой же дрянной, как и тот, что был в СССР за 20 коп. Далее, автомобиль в СССР стоил 5.000-10.000 руб. (это 38-76 тогдашних месячных зарплат, и за ним ещё надо было постоять в очереди лет 5, а то и 10, если не было "блата"), а сейчас машина стоит 300.000-600.000 руб. (это 15-30 месячных зарплат, и его можно купить сразу, без всякой очереди и блата). Я уж не упоминаю о том, что для того, чтобы поставить в доме какой-то задрипанный ТЕЛЕФОН, в СССР нужно было отстоять в очереди от 4 до 8 лет. А чтобы купить хорошую книжку (типа, например, "Волшебник Изумрудного города", не говоря уж о тех, которые были написаны интересными, но ЗАПРЕЩЁННЫМИ авторами), так её днём с огнём было не найти! Читать в СССР можно было только "высокохудожественные" произведения типа "Малая Земля" и "Целина", "написанные" Л. И. Брежневым; ими были завалены все книжные магазины. А по телевизору вещали ДВА канала вместо нынешних 100-200-300. Неудивительно, что народ в СССР спивался. Но что я всё о булках, о книжках, да о машинах? Вот немного другой статистики: в 1971-м году (при Брежневе) в СССР на 100 тысяч жителей приходилось 25 самоубийств; в 1983-м (при Черненко) – 30; в 1991-м (при Горбачёве) – 25; в 1995-м (при Ельцине) – 41; в 2013-м (при Путине) – 19,5; в 2016-м – 15,4 (это – самый низкий показатель с 1959 года. Это такая "хорошая", значит, была жизнь в СССР, что люди в нём сводили счёты с жизнью чаще, чем сейчас?)
  6. bigluzer
    |
    10:54
    22.05.2018
    0
    +
    -
    Ишак Матрос: ...а СЕЙЧАС ЛЮБОЙ МОЖЕТ... В том-то и дело, что далеко не любой, да и вовсе НЕ МОЖЕТ, зачем врать-то. Кто может сейчас купить квартиру, продать ее и жить, например в Аргентине? Количественно, в цифрах и процентах-мизер. А вот тогда, получить, пусть не свою, а государственную квартиру-мог ЛЮБОЙ . К тому же , квартплата была стабильна и не менялась годами. Нельзя сравнивать тогда и сейчас.
  7. в ЭСПУМЕЗАНОВ
    |
    09:58
    21.05.2018
    1
    +
    -
    у России получается "победить"алкоголизм лишь на бумаге при нынешнем уровне безработицы власти просто нет резона прикрывать цеха выпускающие пойло за 150р,для эстетов"коньяк""боярышник".../трезвый начинает думать и задавать неудобные вопросы/,а это не надо никому...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что пиво лечит печень?
  2. Кого коснется продленная заморозка накопительной пенсии?
  3. Почему китайский чеснок лучше не покупать?


Самое интересное в регионах