09:15 27/01/2014 Кристина Сандалова 0 5346

Офисный синдром. Какие болезни возникают от работы

Статья из газеты: АиФ. Здоровье №4 23/01/2014

Продвинуться по служебной лестнице и сделать голово­кружительную карьеру – мечта большинства офисных работников.

Но порой «запал» пропадает уже через полгода, а вместо него начинает одолевать хандра, депрессия, к которым неожиданно прибавляются боль в спине, шее, мигрень и многие другие неприятные симптомы. Это явление получило название «офисный синдром».

Наш эксперт – невролог, руководитель Ассоциации междисциплинарной медицины и проекта «Экология мозга», доктор медицинских наук Алексей Данилов.

Стресс, теснота и темнота

Основной фактор возникновения «офисного синдрома» – стресс. Однако помимо стресса на формирование синдрома влияет и 8-часовой рабочий день за компьютером в неподвижной позе, и ненормированный график. Тем более в последние годы у нас стало почти модно засиживаться на работе допоздна.

Усиливает стресс и работа в так называемых опенспейсах, когда зоны общего большого помещения разделены лишь низкими перегородками, а сотрудники располагаются в одном пространстве.

Статистика
Британское общество Mind провело опрос более чем 2000 человек, в ходе которого выяснилось, что работа – главный стрессовый фактор в жизни людей. 35% опрошенных считают свою работу крайне напряженной, 7% опрошенных думали о самоубийстве (эта цифра достигает 10% среди работников от 18 до 24 лет) и каждый пятый испытывал повышенную тревожность (18%).
Считается, что такая форма организации офиса оптимизирует работу и сближает сотрудников. Возможно, открытое пространство действительно облегчает общение между коллегами, но помимо этого вызывает психологическую усталость. Особенно если в коллективе складываются напряженные отношения.

Не стоит забывать и столь важный фактор, влияющий на работоспобность, здоровье и психику (который, к сожалению, мало кто учитывает), как освещение. Свет регулирует все функции человеческого организма, определяет настроение, обмен веществ, умственную активность и даже гормональный фон.

Самым здоровым и полезным светом считается естественный дневной, а оптимальным вариантом искусственного освещения является комбинированная система, сочетающая прямой и рассеянный свет. Причем обычным лампам дневного света стоит предпочесть галогенные. Их свет более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему.

Однако в большинстве офисов продолжают применять обычные дневные лампы, что нелучшим образом влияет на физическое состояние и настроение сотрудников.

Помимо этого, еще и офисная мебель, как правило, не соответствует показателям эргономики. А постоянное нахождение в неправильной позе перед экраном монитора приводит к ослаблению мышцы спины, вызывая боль в спине, ногах, шее и мигрени.

И нарушению кровообращения, в результате чего клетки не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ, а интеллектуальный и творческий потенциал резко снижаются.

Однако помимо головной боли и боли в спине постоянное сидение перед компьютером может приводить и к нарушению обмена веществ, и, как следствие, к гастриту, язвенной болезни и ожирению.

Еще одним распространенным симптомом «офисного синдрома» является синдром сухого глаза. Дело в том, что при работе на компьютере частота моргания снижается примерно втрое, что вызывает частичное высыхание пленки слезной жидкости из-за того, что она не успевает полностью восстанавливаться. В итоге человек чувствует зуд, жжение, раздражение и покраснение глаз, жалуется на расплывчатое зрение и слезотечение.

Учитесь расслабляться

Изменить внешние условия работы, такие как освещение или мебель, порой невозможно, однако вполне реально пересмотреть свой стиль работы и правильно организовать рабочий график.

В первую очередь важно научиться техникам релаксации, которые позволяют быстро переводить свой организм из напряженного в расслабленное состояние. Это гораздо легче сделать через мышечную систему, поскольку результат сразу очевиден.

 

Кстати
50% офисных работников набирают лишний вес из-за постоянного напряжения и стресса. Российские диетологи провели исследование рациона и графика дня более 500 работников крупных российских компаний. Результаты исследования показали, что около 55% сотрудников за время службы набирали от 3 до 10 килограммов. По мнению диетологов, все дело в чрезмерных нагрузках, напряженном графике, стрессе и недостатке времени, когда сотрудники попросту не успевают нормально питаться.
Добившись мышечного расслабления, мы снижаем напряжение во всем опорно-двигательном аппарате и нервной системе. А через вегетативную нервную систему новое состояние передается и внутренним органам, дает восстановиться организму, повышает работоспособность и настроение.

Помимо релаксационной «подзарядки» для отличного самочувствия необходима и физическая активность – 2–3 тренировки в неделю. Это могут быть занятия фитнесом, плаванием, танцами, йогой или просто ходьба. И обязательны прогулки на свежем воздухе.

Желательно в парке или в лесу при выключенном телефоне – чтобы мозг «отключился» от постоянных мыслей о работе, проблемах и «настроился на природную волну».  Исследования показывают, что прогулки на свежем воздухе увеличивают работоспособность на 50%.

Об этом давно знают западные врачи, поэтому в последние годы набирает популярность такой вид терапии, как лесотерапия, когда офисных работников на несколько дней вывозят в сельскую местность без связи с внешним миром для восстановления сил и снятия усталости.

Интересно, что результаты лесотерапии сравнимы по эффективности с лечением антидепрессантами, но при этом лесотерапия не имеет побочных эффектов.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где и почему нельзя покупать арбузы?
  2. Какие вестибюли московского метро закрыты в эти выходные?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 30 и 31 июля?

У вас есть кредит?