aif.ru counter
Оксана Морозова 4 11808

50-летние «подростки». Кому грозит синдром бродяжничества и чем он опасен

​Опасен ли синдром бродяжничества и почему даже в солидном возрасте люди способны на побег из дома, рассказывает психолог Анна Хныкина.

Вы мечтаете купить билет в один конец и уехать в далекую Индию на пмж? Каждый день представляете, как громко хлопнете дверью и пойдете куда глаза глядят на парочку месяцев, а может, и больше? В вашей голове с завидной регулярностью звучит одна-единственная мысль: «Нужно бежать отсюда»? Возможно, вы столкнулись с синдромом бродяжничества, и это только начало. Некоторых людей он подталкивает к частой смене мест и периодическим побегам из дома, других доводит до полного социального дна. Психолог Анна Хныкина рассказала, кто находится в зоне риска и нужно ли паниковать, если вы уже одной ногой находитесь в аэропорту без планов на дальнейшую жизнь и с наспех собранным чемоданом.

Оксана Морозова, АиФ.ru: Как отличить реальный синдром бродяжничества от ложного, когда человек просто любит путешествовать и часто менять обстановку?

Анна Хныкина: Синдром бродяжничества — это не просто фантазии на тему того, как хорошо было бы куда-нибудь сбежать, а состояние, когда человек как будто не нуждается в доме, он думает, что может прекрасно обходиться без него вообще. То есть одно дело — это уехать в отпуск, но через какое-то время все же вернуться в родные стены. Другое — когда ты уходишь и не возвращаешься неделями, месяцами, иногда годами. Вы, наверное, удивитесь, но люди, которые уезжают, например, на Гоа или в какие-то другие далекие страны, купив при этом билет в один конец, тоже страдают этим синдромом. Таких сейчас очень много, просто мало кто задумывается об этом. Сегодня модно говорить: «Не привязывайтесь ни к чему, не парьтесь по жизни». А на самом деле все это очень нездоровая история.

— Что с ней не так?

— Это всё похоже на «праздник непослушания». Здоровая, зрелая психика — это все-таки жизнь с адресом, стремление к стабильности.

Еще одна популярная фишка нашего поколения — это кричать на каждом шагу: «Я гражданин мира». Не вопрос, это ваше личное дело, но имейте в виду, что кажущееся отсутствие корней — это все легкие формы проявления данного синдрома.

— А тяжелые — это если человек уходит в никуда, становится бездомным по собственной воле?

— Как вариант. И главное здесь не то, что он становится бездомным, а что ему в этой ситуации комфортно, хорошо.

— Всегда ли в такой ситуации можно говорить о наличии у человека какого-то сопутствующего заболевания, например, шизофрении?

— Нет, это не всегда так, хотя бывает и такое. Шизофрения — очень сложная штука, бывает, что это и её часть, но чаще это депрессии.

— Какая категория людей чаще всего страдает от синдрома бродяжничества?

— Подростки в возрасте от 12 до 20. Таких хлебом не корми, дай заночевать в каком-нибудь подвале или на чердаке, уйти из дома, громко хлопнув дверью, чтобы все вокруг волновались. Однако этими временными рамками дело не ограничивается. В 30, 40, 50 и т. д. люди тоже иногда поддаются этому синдрому. А происходит это потому, что они не могут выйти из подросткового состояния.

— По паспорту 50, а в душе 17?

— Именно. У человека происходит полное несовпадение психологического и физического возраста. Помните фильм «Сказка о потерянном времени»? Это прекрасная иллюстрация такого типа людей: на лицо пенсионеры, а внутри — пионеры. У них часто есть проблемы с границами, они не приемлют установленные обществом нормы и догмы, протестуют против устоявшихся правил, потому что контакт с реальностью нарушен. 

— Почему такие люди в принципе появляются?

— Это результат воспитания, наличие слабого отца либо полное его отсутствие. Вариаций масса: папа спился, ушел, умер. Возможно, он просто был абсолютно бесправным существом, пустым местом. Когда есть одна из вышеперечисленных причин, обычно у детей впоследствии возникают проблемы с границами, законом, порядком, дресс-кодом на работе, деньгами, алкоголем и т. д. Они с удовольствием убегают подальше от порядка, от ответственности, им даже неважно, куда именно убегать.

Еще одна причина — это то, что ребенку постоянно затыкают рот, у него нет права голоса, родители его не слышат. В результате такого обращения маленький человек потихонечку уходит в себя и просто ждет момента, когда он сможет вырваться из этой среды и сделать что-то сам, без спроса.

— Даже если человеку 40 и он вдруг открыл в себе непреодолимое желание уйти из дома куда глаза глядят, истоки этого поступка нужно искать в детстве?

— Да! Суть подросткового периода заключается в том, чтобы вырваться из-под родительского контроля и жить самостоятельно. Если человек с этой задачей не справляется в рамках реального подросткового возраста, потребность убегать и постоянно доказывать самому себе, что ты никому не подчиняешься, остается. Она часто потом «выстреливает» в 40, но может проявиться и в любое другое время.

— Почему у кого-то данный синдром проходит более или менее спокойно, а кто-то пускается во все тяжкие и становится бездомным, например? 

— Все зависит от характера человека, проблем, с которыми он сталкивается или сталкивался. Представляете, как надо «задолбать» ребенка в детстве, чтобы у него в голове чуть что включался режим: «Бежать!» Скорее всего, в тяжелых случаях речь идет о том, что кто-то кого-то сильно «завоспитывал». Для того, кто находится в тюрьме, нет ничего ценнее свободы. А люди, которые пускаются в подобные «приключения», действительно пытаются убежать от внутреннего состояния тюрьмы. 

— Что делать с этим синдромом?

— Хороший вопрос. По большей части такие люди здоровы с психиатрической точки зрения. Значит, в большинстве случаев психиатр отпадает.

Психотерапия могла бы им помочь, но их на нее не загонишь, а если загонишь, то долго они не выдержат, это специфика подростковой структуры: не доводить начатое до конца. 

— Если ты не решаешь какую-то проблему, обычно она усугубляется, в данном случае эта формула верна?

— Говорить о каких-то осложнениях можно только в том случае, если у человека синдром бродяжничества граничит с психиатрическим диагнозом. Если нет, человек так и останется в «вечном подростковом периоде», пока его в один прекрасный день не настигнет старческий маразм.

Но у меня есть и хорошая новость: у многих симптоматика данного синдрома самостоятельно проходит к 25-30 годам, так что, возможно, у вас пока нет повода для беспокойства.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Днепр
    |
    12:10
    26.05.2018
    1
    +
    -

    А если правила установленные обществом направленны на порабощение одних другими? Пусть сейчас - это финансовая удавка, а не кандалы, но сути это не меняет. Да если бы люди постоянно были согласны с существующими правилами у нас до сих пор было бы махровое рабство с пытками и т.п. Нельзя подчиняться всем существующим правилам, хотя бы потому, что в обществе нет справедливости. Да, я согласен, что просто сбегать из дому - это тоже не решение проблемы, это действительно незрелый бунт. Но это хоть какой-то бунт и протест. Взрослое соглашательство на жизнь по принципу курятника: спихни ближнего, ... на нижнего и смотри в ... вышнему, только усугубляет проблему. А эти правила, где эксплуатация человека человеком, основанная на страхе, тоже установлены и поддерживаются обществом. Почему психологи не подымают вопрос о мировоззренческой основе общества о постановке цели жизни, к чему человечество должно прийти? Разве добыть побольше материальных благ (желательно больше чем у соседа) является достойной целью человечества? А большинство взрослого общества сейчас так и живет. Сейчас психологи учит только тому, как соглашаться, вписываться и поддерживать существующие правила. Это просто от недомыслия или такая мировоззренческая схема заложена в основе самой психологии?

Комментарии (4)
  1. Днепр
    |
    12:10
    26.05.2018
    1
    +
    -

    А если правила установленные обществом направленны на порабощение одних другими? Пусть сейчас - это финансовая удавка, а не кандалы, но сути это не меняет. Да если бы люди постоянно были согласны с существующими правилами у нас до сих пор было бы махровое рабство с пытками и т.п. Нельзя подчиняться всем существующим правилам, хотя бы потому, что в обществе нет справедливости. Да, я согласен, что просто сбегать из дому - это тоже не решение проблемы, это действительно незрелый бунт. Но это хоть какой-то бунт и протест. Взрослое соглашательство на жизнь по принципу курятника: спихни ближнего, ... на нижнего и смотри в ... вышнему, только усугубляет проблему. А эти правила, где эксплуатация человека человеком, основанная на страхе, тоже установлены и поддерживаются обществом. Почему психологи не подымают вопрос о мировоззренческой основе общества о постановке цели жизни, к чему человечество должно прийти? Разве добыть побольше материальных благ (желательно больше чем у соседа) является достойной целью человечества? А большинство взрослого общества сейчас так и живет. Сейчас психологи учит только тому, как соглашаться, вписываться и поддерживать существующие правила. Это просто от недомыслия или такая мировоззренческая схема заложена в основе самой психологии?

  2. bigluzer
    |
    12:27
    26.05.2018
    0
    +
    -
    Днепр: Это-изуродованное общество, основано оно на насилии и желании одних , жить за счет других. Идеология власти лишена духовности-начисто. Приоритет один-нажива. О чем тут говорить. Власть, по сути - свинство. Вопрос только в степени и контроле этого свинства. В нормальных странах, с вменяемой властью-свинство ограничено. В ненормальных-доминирует и подавляет. Все.
    • Андрей Иванцов[facebook]
      |
      19:04
      26.05.2018
      0
      +
      -
      bigluzer: насилие власти над духом, делает наши души пухом ...нам хочется лететь, бежать, зарыться, чтоб только не видеть одержимых лица...P|S мы претерпеваем трансформацию своего сознанная с изменением частоты нашей планеты, которая двигаясь по вселенной сама подвержена энергетическому воздействию других планет из разных галактик...мы все взаимосвязаны единым информационным полем у которого есть единый разум и который корректирует наше поведение, здоровье и судьбы от наших действий и принятых решений...вся эта матрица наших жизней имеет определённый алгоритм и подчиняются единым законам Создателя...поэтому люди бегут от зла к добру, от лжи к правде, от Дьявола к Богу...может, чтобы продолжить свою трансформацию воплотившись с другим жизненном опытом, на другой планете с другим уровнем развития цивилизации??? истина всегда рядом, надо только попытаться понять её, растворившись в ней, и принять её правила ничего в ней не меняя, и не придумывая...
      • bigluzer
        |
        11:06
        28.05.2018
        0
        +
        -
        Андрей Иванцов[facebook]: Я бы не смешивал трансформацию сознания, с идеологией оболванивания. Такая трансформация ведет только к деградации, к отказу от приоритетных для духа, ценностей. К отказу от преемственности поколений. Для чего все это. ? ''Что толку человеку приобрести весь мир, если он при этом, теряет собственную душу'' О Уайлд - Портрет Дориана Грея
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В чем отличие танка Т-90МС от зарубежных моделей?
  2. Какие страны вводили больше всего санкций против России?
  3. Почему Япония выдвинула Трампа на Нобелевскую премию?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество