Александр Мельников 12 16859

Протест на лезвии ножа. Трагедия в Перми глазами психолога

Трагедию в Перми сразу стали сравнивать со случаем в американской школе «Колумбайн». Но закономерно ли это сравнение? Что сподвигло на поножовщину двух российских подростков?

© / Fresnel / Shutterstock.com

Почему случилась трагедия в Перми и какие мы должны вынести из этого уроки, нашему корреспонденту рассказывает практикующий психолог Павел Волженков.

«Колумбайн» по-русски

Александр Мельников, АиФ.ru: — Инцидент с поножовщиной в школе Перми сравнивают с «Колумбайном» — самой масштабной бойней в американской школе в 1999 году. Тем более, что один из зачинщиков драки очень увлекался и «Колумбайном», и другими актами насилия в американских школах. Могло ли это реально спровоцировать эту трагедию?

Павел Волженков: — Правильно, что в связи с инцидентом в Перми вспоминают «Колумбайн», но не надо все сводить именно к нему. Чтобы спровоцировать школьников на такие преступления, нужна более веская причина. И я вижу её в следующем. У многих современных детей есть сильное чувство протеста против того, что и как они изучают в школе. Они хотят получать те знания, которые им дадут возможность хорошо зарабатывать, жить в достатке, содержать семью, купить квартиру. А в реальности они получают знания, которые оторваны от жизни и сильно забюрократизированы. Это и порождает протест: они не понимают, зачем ходить в школу.

Я это часто наблюдаю в своей практике. Практически всегда, когда на консультацию родители приходят одни или с детьми подростками, обнаруживаются и сильный протест против бессмысленности пребывания в школе, и желание детей зарабатывать и жить обеспеченно. С одной стороны, они видят, что есть успешные и богатые люди, и это возможно — жить так же. А с другой, они смотрят вокруг себя, на свое ближайшее окружение, и часто видят обратное. Вокруг них нередко бывает много умных и хорошо образованных людей, но бедных. Это их родители, родственники, знакомые. Они не голодают, но живут бедно, сводя концы с концами. И дети не хотят повторять их опыт, детям хочется вырваться из этой безысходности. Они жаждут знаний, которые им помогут в этом. Но школа, как правило, их не дает, и даже хорошее высшее образование, по их мнению, не гарантирует достатка в жизни — они это видят вокруг.

Протест остается, его формы — меняются

— Протест у подростков есть всегда, но вот то, что он стал практически американским, ведь именно в США с детства все озабочены тем, как заработать миллион... У нас к этому всегда относились с иронией, и вот, теперь такой же стереотип подросткового поведения сформировался и у нас? Вроде ещё недавно подростки протестовали за свободу, справедливость...

— Я не считаю, что он стал практически американским. По моим наблюдениям и на основе моего практического опыта, российских подростков беспокоит не то, как заработать много денег, а то, как банально выжить, не стать работающими нищими. В школе не рассказывают, как научиться выживать. Дети протестуют против того, что их не учат, как зарабатывать деньги, а нагружают бессмысленными знаниями. Формы протеста могут быть разными и не столь резкими, как в Перми. Бывает, протест выливается в наркотики или алкоголь, они дают иллюзию, самообман, что якобы можно уйти от реальности, не думать о том, что не знаешь, как будешь зарабатывать деньги. Многие другие формы подросткового поведения часто тоже обусловлены этим протестом. Это и зацеперы, и селфи на высоте или в других опасных для жизни местах, и прочее травмоопасное поведение: все это часто протест против бессмыслицы обучения в школе, протест против того, что не дают знания, как зарабатывать деньги.

Здесь важно подчеркнуть, что не все школы вызывают такие протесты — есть хорошие учебные заведения. И не все дети протестуют. Сегодня достаточно много умных и увлеченных подростков, которым такие буйные протесты не грозят. У них есть какое-то хобби, занятие, и оно связано с тем, что позволяет зарабатывать деньги во взрослой жизни. Они уверены, что оно обеспечит им такую жизнь в будущем, и они активно этим занимаются, совершенствуют свои знания. Когда дети знают, как они будут зарабатывать деньги, у них нет протеста против школы. Большую роль в этом могут играть родители. Например, отец — успешный программист, хорошо зарабатывает. И сын копирует поведение отца. Мне известны такие случаи, когда подростки тоже начинают увлекаются программированием, и они уверены, что это им поможет в жизни, как и родителям.

— А как же быть со школой? Что, изменять программу?

— Любой предмет можно преподавать по-разному. Представим алгебру. Меньше абстракций, задание нужно привязывать к практике. Например, как это может быть использовано при конструировании реальных объектов — мостов, зданий, и сколько платят инженерам-проектировщикам. И это касается практически каждого предмета. Биология сейчас очень популярна и успешна и как наука, и как бизнес. Химия, физика, тоже. С детьми надо говорить о деньгах, бизнесах и профессиях. Иначе протест может выливаться в агрессивные и опасные формы.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Любовь Яковлева[vkontakte]
    |
    11:53
    16.01.2018
    6
    +
    -
    Автор не имеет представления о системе образования в западных школах. Там ничего не требуют: хочешь - учись, не хочешь - не учись, но после где-то 6-го класса сортируют по способностям, по достижениям в учёбе. Плохо успевал - дорога в хорошую школу и в вуз закрыта. И как это базовые знания могут быть ненужными? А жизненные перспективы зависят не от системы образования, а от общественного устройства. И потом, если производство угроблено, то и образование остается невостребованным, в том числе качественное.
  2. Учитель из глубинки
    |
    13:07
    16.01.2018
    5
    +
    -
    Т.е, если в моей измученной учительской душе созреет протест против бюрократизации образования и я, выйдя на улицу, начну крошить встречных-поперечных и среди них попадется некий психолог, другие психологи потом скажут, что это нормально? Дело то не в том, что именно вызвало протест, а в том, почему все больше людей считают для себя допустимыми ТАКИЕ формы его выражения? Подстроить доставшему тебя человеку какую-то пакость - некрасиво, но объяснимо. Но калечить ни в чем не повинных и абсолютно беззащитных людей, детей - это вообще из какой реальности?
Комментарии (12)
  1. в ЭСПУМЕЗАНОВ
    |
    01:40
    16.01.2018
    -2
    +
    -
    нет национальности"школьников",а потом будем плясать далее.как батька-"дружба народов-мы ж братья"токо вы тама а мы через плятень..
  2. кен123
    |
    08:29
    16.01.2018
    4
    +
    -
    Полно миллиардеров, миллионеров, которые не учились в школах - какие он там знания должен получать, что бы стать "успешным" - как родиться ребенком "газпрома" или полиции? То есть по волшебной мысли , господина психолога, в школе можно получить какие то волшебные знания, которые сделают тебя успешным и вырвут из этой безысходности? Он сам то где учился - насколько я понял образовательный процесс, школа дает систему получения знаний, и после нормальной школы, человек учится всю жизнь, а его заставляют играть в угадайку, и ставят клеймо дебила, если он не желает знать ответ на тупые вопросы, в какой то таблице - достижения американской тупой мысли, министерства американского недообразования. В США люди в столбик умножают в 10 классе - конечно им нужны тесты для таких дебилов. И потом, мотивация, слабоватая для таких погромов - тут что то серьезнее, - вроде этого паренька на второй год оставляли, непонятно с какой целью - если он не учиться - он не будет учиться, и завели его психику в неразрешимый тупик. Этот случай , последствия нашего Минобра, - а ведь еще и вешаются - не сдал ЕГЭ, повесился, из окна выбросился. Типо не вписался в рынок. Это к минобру вопросы, но вряд ли проблема в материале, что им преподают. Школа должна усложнять мозг, что бы сложные вещи становились простыми, что бы вырастить эту жажду знаний, осваивать любую сферу, развитие любопытства - прогресса, который и есть главная мотивация человечества. Он должен выходить из школы, ему уже не важно кем он будет (только не психологом) - он будет методично добиваться успеха в любой сфере - по меньшей мере вроде это было системой в нашей советской школе. Хотя мы даже там не учились, кроме двух батанов. Но возможно наш Минобр решил насиловать детские мозги, сделать всех ботанами, принуждением, вот и получает обратку. Не надо воевать с детскими нейронами, надо их выстраивать, работать с ними, а не быть карателем, что конечно, проще всего. Там самих учителей надо учить, чему они научат?
  3. Федот
    |
    09:25
    16.01.2018
    5
    +
    -
    Что за чушня этого психОЛУХА! Какой иможет быть протест тинейджеров против общих знаний и дисциплин? Да ещё в виде кровавой резни-поножовщины! Это всё-равно что протест детей против манной каши, против сливочного масла в каше или против пенки на молоке))
  4. Наталья Мелихова
    |
    13:47
    23.01.2018
    0
    +
    -
    Федот:Вообще поражена, что уважаемая мной газета напечатала такую чушь помешанного на деньгах и их зарабатывании человека, называющего себя психологом. Послушайте, Павлик,а Вам никогда не приходило в голову, что с детьми надо говорить о хороших, добрых вещах. Как можно докатиться до такого маразма: школа, которая не учит зарабатывать деньги - плохая школа, в ней будут процветать насилие и террор. АиФ, не прикрывайтесь заученной формулой, что редакция может не разделять точку зрения автора. Напечатав его, Вы уже позволили ему стать популярным. А то, что он приплетает в свои рассуждения псевдопсихологию, делает ориентацию на зависть и рвачество как бы природным качеством человека. Этот Павлик опаснее тех двоих с ножами. Люди всегда нуждались в деньгах, во все времена и при всех режимах. А школа, в свою очередь, учила, учит и должна учить теореме Пифагора и таблице Менделеева. Не знаю, зачем мне эти знания, но нисколько не жалею, что тридцать пять лет назад узнала это и многое другое из школьной программы и до сих пор помню.
  5. Любовь Яковлева[vkontakte]
    |
    11:53
    16.01.2018
    6
    +
    -
    Автор не имеет представления о системе образования в западных школах. Там ничего не требуют: хочешь - учись, не хочешь - не учись, но после где-то 6-го класса сортируют по способностям, по достижениям в учёбе. Плохо успевал - дорога в хорошую школу и в вуз закрыта. И как это базовые знания могут быть ненужными? А жизненные перспективы зависят не от системы образования, а от общественного устройства. И потом, если производство угроблено, то и образование остается невостребованным, в том числе качественное.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как отличаются средние зарплаты россиян и украинцев?
  2. Сколько денег нужно на открытие своего бизнеса?
  3. Сколько нужно хранить квитанции об оплате ЖКХ?



Самое интересное в регионах
""