Виктория Никитина 31 1611

Дороги РФ в 38 раз дороже и в 2 раза «нежнее» канадских

В России стоимость 1 км дороги доходит до 4,8 млрд руб., что в 38 раз дороже, чем в Канаде. Причём за эти деньги мы получаем трассы худшего...

Поговорив с представителями нескольких дорожных компаний, приходишь к одному важному выводу: главный враг дорог в нашей стране — вовсе не холод и даже не частые перепады температуры воздуха, чем любят прикрываться чиновники. Магистрали разбивают лень и жадность.

— Подрядчикам невыгодно реагировать на каждую трещину, вот и ждут, когда их будет много, чтобы попросить побольше денег на ремонт, — признался нам Николай, сотрудник одной из подрядных организаций.

А когда это «побольше» выделяют, часть уходит на задабривание дружественных чиновников, а оставшаяся часть делится на прибыль строителей и собственно ремонтные работы. Вот и получается, что сверху дорожное покрытие хоть иногда, но латают, а внутри-то оно продолжает трескаться.

Схалтурил? Заплати!

— В нашей стране инженер несёт полную ответственность за свой расчёт, — рассказал «АиФ» Николай Данилов, в прошлом российский инженер, а ныне эксперт по проектированию и строительству дорог Канады. — Если дорога разрушается преждевременно, заказчик вправе получить компенсацию в несколько миллионов канадских долларов за ущерб (ремонт) через суд с конкретного человека (лицензированного инженера), допустившего ошибку. Если расчёт был правильным, но использовались некачественные материалы, то ответственность будет нести производитель смеси. Если подрядчик уложит смесь в условиях недопустимо низкой температуры и на следующий год образуются трещины, то спрос будет уже с подрядчика — с него берётся гарантия устранить дефекты за свой счёт. И очень важно: контроль качества готовой дороги проводят независимые эксперты. Это исключает возможность сговора между компаниями — участниками строительства дорог.

В такой «круговой поруке» вряд ли кто-то захочет схалтурить — без штанов останется. А как в России?

Во что одевают магистрали

Бездарь? Зато свой!

— Появление дорожных трещин обычно списывают на плохой климат, — констатировал завкафедрой автомобильных дорог одного из российских вузов на условиях анонимности. — Такой дефект в укладке, как «недоуплотнение», стал чуть ли не нормой. А битум для дорог вообще производят по остаточному принципу: всё, из чего можно выжать выгоду, извлекают из нефтепродуктов, а то, что остаётся после этого, и идёт на изготовление битума. В итоге российские дороги служат в 1,5-2 раза меньше канадских, хотя согласно стандартам им отведён такой же срок, как и в Стране кленового листа. Заводы по производству асфальта у нас считались неплохими. Но нагрузки на дороги со временем

увеличились, и это потребовало более совершенных покрытий, для производства которых в свою очередь необходимо современное оборудование. Но дорожники не хотят вкладывать деньги в модернизацию производства, ведь это уменьшит их сверхприбыль.

Поэтому даже использование зарубежных дорожных технологий не гарантирует повышения качества строительства, признался Глеб Евгеньев, эксперт Московского автомобильно-дорожного техуниверситета, ведь в процессе задействована вся технологическая цепочка.

Сказать, что в России нет добросовестных компаний, которые могут строить дороги с соблюдением всех технологий, было бы неверно. Но несовершенная система проведения конкурсов на проведение строительных работ и сопутствующие им откаты и сговоры не допускают добросовестных к своей кормушке. В Канаде же эта проблема на сегодняшний день решена.

— Большую роль в этом вопросе сыграл тот факт, что информация о компаниях, которые получили заказ на строительство дорог, становится достоянием общественности, — пояснил нам источник в Министерстве транспорта Канады. — Плюс на торги допускаются только те организации, которые прошли специальный, так называемый предквалификационный отбор.

Деньги есть! Опять мало?

С учётом того, что нам с вами в наследство досталась дорожная сеть, построенная большей частью ещё в 60-70-е гг., и даже предположив, что строили её по всем правилам, она всё равно исчерпала свой ресурс. И сегодня в лучшем случае треть федеральных магистралей приближена к нормативам. По территориальным и муниципальным дорогам ситуация намного плачевнее. Даже высокопоставленные чиновники не скрывают, что раньше на ремонт дорог денег выделялось меньше необходимого. Да и те в регионах порой не доходили до адресата (пускались на другие соцпроекты, приносящие более быстрые политические дивиденды). Разработанная Транспортная стратегия России даёт надежду на то, что финансирование строительства и содержания дорог позволит довести число качественных трасс до 80%. Но! Остаётся открытым вопрос о том, будет ли у них «добрый хозяин», вовремя заделывающий дыры.

Рецепты качества от В. Путина

На совещании в Твери по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог премьер РФ предложил следующий выход по улучшению ситуации:

■ заключать долгосрочные договоры на эксплуатацию дорог с полной ответственностью за её содержание на 10-30 лет;

■ отечественному машиностроению подготовиться к росту спроса на современную дорожно-строительную технику;

■ принять новые техрегламенты для использования современных материалов;

■ сократить сроки изъятия и резервирования земель под строительство новых трасс;

■ создать федеральный и региональный дорожные фонды для концентрации в них средств на строительство и содержание дорог.

Будущее лучше! Насколько?

Стоимость километра дороги берётся с потолка, землеотводы — поле для коррупции, а у подрядчиков психология временщиков. Такую правдивую картину нарисовал в своём выступлении Владимир Путин, глава кабинета министров России, на недавнем совещании в Твери по дорожным проблемам. По его словам, из федерального бюджета с 2002 по 2010 г. на решение дорожных вопросов было выделено 2,7 трлн руб.

— В нынешнем году ещё 700 млрд руб. потратим — это плюс 40% к 2010 г. Нужно жёстко контролировать расходы, — заявил премьер-министр.

Отдельное внимание он обратил на то, что нужен качественный прорыв (особенно в отношении новых строек в Сибири), а не только отдельные успешные проекты, например, как трасса Чита — Хабаровск. Согласно госпроектам до 2020 г. планируется построить 18 тыс. км современных дорог.

— Нужно добиваться того, чтобы цены за 1 км дороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам, — заявил В. Путин.

Отрадно, что у нас увеличивают финансирование дорожного строительства. Замечательно, что растёт километраж новых трасс. Но достаточно ли? Сравните: ежегодно на аналогичные цели в Канаде выделяется порядка 18 млрд канадских долл., то есть более 515 млрд руб. У нас по плану в этом году впервые будет больше. Но спасёт ли это качество наших дорог? Хорошо бы, чтобы миллиарды, выделенные на дороги, не разворовали и нам не пришлось бы опять ездить по колдобинам и разбитым дорогам. И хорошо бы разобраться, почему наши дорожники дерут за свою работу в десятки раз больше канадских.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (31)
  1. борис борисов
    |
    07:13
    08.06.2011
    0
    +
    -
    С введением принудительных работ для осужденных стоимость строительства и ремонта дорог должна значительно снизиться.Вспомним Беломоро-балтийский канал, зачетную систему. Бери и используй, даже мозги не надо напрягать. В Германии принудительным трудом построены знаментитые автобаны, которые действуют и поныне.
  2. Андрей_
    |
    09:01
    08.06.2011
    0
    +
    -
    А не пригласить ли нам канадских гастарбайтеров?
  3. Артем Егорович
    |
    09:40
    08.06.2011
    0
    +
    -
    Воровство на дорожных работах одобрено и разрешено свыше - иначе бы строительство дорог, исходя из элементарной прагматичности, давно бы отдали немцам, шведам, финам или вот канадцам. Рабочие наши - а мастера, опыт, технологии и инженеры дорожной фирмы. Во всем видна прозорливость и могучий десятилетний опыт руководства ВВП! Все строится и разворовывается так как ни в одной стране мира!
  4. Mess-Mend
    |
    09:51
    08.06.2011
    0
    +
    -
    Даааа! Вот это "открытие"! И куда только смотрела "руководящая и направляющая ЕДроссия" и её "великий лидер всех времен и народов" господин путин!? Ай! Ай! Как НЕ хорошо ! Но ничего,"исправятся" и после "выборов" они им (дорожникам) покажут "кузькину мать" !
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ