Примерное время чтения: 6 минут
1167

Скидочные акции как способ наживы. Нас обманывают мнимыми распродажами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. SOS. Продукты в магазинах станут опаснее? 03/02/2010

Олег Комаровский, пресс-директор Института национального проекта «Общественный договор»:

— Распродажи пришли к нам с Запада, где их проведение хорошо организовано. У нас же всё хаотично. Более того, в российских магазинах реальных скидок найти практически нельзя.

За границей снижают цену чуть ли не до себестоимости товара (нормальной считается скидка до 90%). Цель — быстро освободить склады для новой коллекции. Прибыль получают с реализации 30-50% товара по основной цене до распродажи. Постоянно обновляемый ассортимент и есть залог успешной торговли. У нас же работают по схеме: продать надо всё, любыми способами и подороже.

К сожалению, при покупке мы в первую очередь руководствуемся скидкой. А зря. Смотрите на конечную цену: может ли кофточка с 70-процентной уценкой стоить как 3 аналогичные в другом магазине? Если и при большой уценке товар остаётся дорогим, значит, либо скидка липовая, либо товар продавался по заоблачной цене.

Не стоит верить и плакатам, обещающим скидки на весь товар в магазине. Когда вы зайдёте внутрь, скорее всего, окажется, что распродажа касается лишь стоптанных тапочек. На кого же рассчитаны подобные «зазывания»? На тех, кто, представив на себе заветную пару туфелек, увиденных в витрине, уже не может отказать себе в их приобретении даже по обычной цене.

Отдельный вопрос — ликвидации. В США есть такое понятие — «выход из бизнеса». В этот момент предприниматель продаёт весь товар практически за бесценок, чтобы побыстрее освободить помещение и не платить за аренду. У нас же «ликвидации» могут длиться годами. Получается, что это громкое слово используют лишь для приманки.

Бывает и так: вам понравилась шубка, но смущает слишком большая скидка на неё — вдруг ворованная? Не волнуйтесь: вас как покупателя должно интересовать только её качество. За покупку в магазине контрафакта вам ничего не грозит — продавец не предоставил полную информацию о своём товаре.

Вне закона?

— Продавцы уверяют, что товар, купленный со скидкой, назад не принимается. Это правда? А. Храмко

Отвечает Денис Звягинцев, завкафедрой уголовного права и процесса РГИИС:

— Закон «О защите прав потребителей» не освобождает продавца от ответственности соблюдать закон на том основании, что в магазине идёт распродажа «залежалого» товара или какая-либо акция. Так что упомянутое вами «предупреждение» — чистое лукавство. Вещь можно и вернуть, и обменять. Если же дома вы обнаружили брак, то согласно ст. 18 указанного закона вы вправе потребовать замены вещи на аналогичный товар, снижения цены или возврата денег. Причём наличие чека для этого необязательно.

Блицопрос

► Зачем обещают скидку на товар, которого нет в магазине?

— Это расчёт на то, что люди всё равно купят что-нибудь — не уходить же с пустыми руками, — поясняет И. Романов, эксперт Общества защиты прав потребителей. — А отговорка — что рекламу снять не успели.

► Скидка на продукты питания означает, что они просроченные?

— Это способ привлечь покупателей, — считает В. Новиков, эксперт Академии народного хозяйства. — Купив товар со скидкой, человек обычно берёт что-то ещё. А для магазина не так важна цена конкретного товара, как число покупателей и средняя стоимость корзины.

Вы в курсе?

Уловки. Под яркой рекламой продукта со сниженной ценой лежит другой — в похожей упаковке, но стоящий существенно дороже. Разница обнаруживается только на кассе, а то и дома. В случае предъявления претензий магазин ссылается на то, что товар выложили по ошибке. Доказать злой умысел крайне сложно.

По «привлекательной цене» выставляется товар, который раньше стоил дороже. Но о том, что содержимое новой упаковки просто уменьшилось и весит, скажем, не 1 кг, а 800 г, продавцы умалчивают.

Такие же уловки, как у нас сейчас, применялись в Европе ещё сто лет назад. Но там от них отказались. А у нас торговля ещё не вышла из младенческого возраста. Эксперты считают, что, как только дела в экономике улучшатся, торговые точки с плохой репутацией потеряют покупателей.

Чаще магазины хитрят, не нарушая закона. Так что покупателю остаётся полагаться не на бдительность инспекторов, а на свою внимательность.

Кстати

Кому жаловаться? Если налицо несоблюдение правил торговли (в объявлении или на ценнике не приведён объём, вес продукта или не указано, что цена установлена за штуку, а не за килограмм), можно обратиться в Роспотребнадзор или торговую инспекцию по месту регистрации магазина.

Интернет-опрос «АиФ»

Как часто вы покупаете вещи на распродажах:

  • Покупаю только на распродажах — 19% (207 голосов)
  • Когда как — 40% (447 голосов)
  • Если вещь нравится, покупаю сразу, не дожидаясь скидок, — 41% (456 голосов)

Всего голосов: 1110

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах