Елена Шитова 0 182

Карьера мечты. Как начинающему провизору устроиться в крупную фармкомпанию

В медицинских и фармацевтических вузах не выдают дипломов по специальности «медицинский представитель». Однако многие студенты мечтают работать в крупных фармацевтических компаниях.

О том, как сделать эти мечты реальностью, беседуем с территориальным менеджером компании Bayer Наталией Мозговой.

Немного алхимической романтики

– Наталия, почему вы поступили именно на фармацевтический факультет?

– Я училась в лицее с углублённым изучением иностранных языков и думала о поступлении в Лингвистический университет или МГИМО. Но родители убедили меня, что сам по себе иностранный язык не профессия, а дополнительная опция. Моя мама – известный в Нижнем Новгороде врач – посоветовала пойти по её стопам. Я согласилась, но при этом хотела, чтобы меня воспринимали как самостоятельного специалиста, а не как дочь узнаваемого человека. Поэтому в медицинском вузе выбрала только что открывшийся фармацевтический факультет.

– В процессе обучения вы не пожалели о сделанном выборе?

– Я ни разу не пожалела о своём выборе и сейчас поступила бы так же. Учиться на фармацевтическом факультете чрезвычайно интересно. Меня буквально завораживала практика в производственной аптеке. Практически как в Средневековье – с весами и колбами, с чудесным превращением веществ и почти что с волшебством алхимии. Подобные аптеки я видела впоследствии во время заграничных поездок. К сожалению, в России они стали редкостью… Впрочем, всё развивается, и аптеки не исключение.

«Боевое крещение» на производстве

– Как я понимаю, о карьере медицинского представителя вы на студенческой скамье не мечтали?

– Я и после вуза не сразу стала медицинским представителем. На защите дипломных работ нашего курса присутствовали представители ОАО «Нижфарм». Шесть выпускников, в том числе и я, получили приглашение попробовать себя в качестве сотрудников Нижфармы.

– Кем вы работали на этом пред­приятии?

– Менеджером по новым продуктам в центре научных исследований и разработок. Эта должность предполагает активное сотрудничество с другими людьми, включая привлечение исследовательских групп, отслеживание цик­лов создания и продвижения продукта, координацию усилий различных подразделений.

– Что вызвало наибольшие слож­ности?

– Мне было 24 года, когда я заняла управленческую должность. Приходилось организовывать процессы, которые были новыми для меня. Кроме того, требовалось руководить опытными и старшими по возрасту людьми.

– Возник дискомфорт от необходимости противопоставить свою позицию их признанному авторитету?

– Не только. Дело в том, что в те годы на предприятие пришёл молодой активный топ-менеджмент, ориентированный на европейские стандарты. При этом непосредственно на производстве, в цехах остались кадры старой закалки, работавшие с советских времён. Разница в подходах нередко вызывала некое недопонимание. При всём уважении к ветеранам отечественной фармации мне гораздо ближе оказалась позиция топ-менеджмента. Я осознала, что хочу работать в зарубежной компании, где ценности развития – неотъемлемый элемент корпоративной культуры и их разделяют все сотрудники.

По ступеням карьерной лестницы

– Как вы попали в зарубежную компанию?

– Самым обычным способом: прошла собеседование. Меня приняли на должность медицинского представителя по аптекам в Dr. Reddy’s Laboratories. Это, можно сказать, стартовая ступень для работы в зарубежных компаниях: новички работают с аптеками, затем переходят на участок рецептурных препаратов, затем на госпитальный.

– Эта работа оправдала ваши ожидания?

– Да, я поняла, что это моё. Мне сразу понравился коллектив – там все были готовы учиться и развиваться. С нами постоянно проводили занятия, тренинги, поощряли профессиональный рост. Мне повезло: мой непосредственный начальник, региональный менеджер, в силу своей занятости делегировал мне часть своих полномочий. Таким образом я получила возможность приобрести опыт госпитального уровня, находясь ещё на аптечном. И мне снова захотелось большего. Я подала резюме на соискание должности госпитального медицинского представителя, и вскоре меня пригласили на собеседование в компанию Bayer.

– Как складывается ваш путь в этой компании?

– В Bayer я работаю с 2009 г., начинала госпитальным медпредом, затем стала менеджером по работе с ключевыми клиентами коммерческого отдела, сейчас я территориальный менеджер. В зоне моей постоянной ответственности четыре региона, хотя в данный конкретный момент я временно отвечаю за семь регионов.

Не продаём, а информируем

– Вы ни разу не употребили слово «продажи». Разве у вас нет плана продаж?

– Конечно есть. Мы коммерческая организация, живущая по законам рыночной экономики. Но мы не занимаемся продажами в классическом понимании этого слова. Мы общаемся с профессионалами и уважаем их право выбора. Наша задача – совместно с медиками создать условия для оптимального лечения пациента путём обеспечения высококачественными эффективными препаратами. Какой препарат предпочесть, решает врач. А мы, по сути, не продаём, мы информируем. Фармацевтические фирмы вкладывают серьёзные средства в научные разработки, результаты которых мы сообщаем нашим партнёрам. Кроме того, сами врачи (а это всегда специалисты экспертного уровня) участвуют в клинических исследованиях препаратов. Важную роль в нашей деятельности играют научные конференции. Это дорогостоящие мероприятия, и сегодня, пожалуй, только фармацевтическим фирмам по силам организовать серьёзные научные форумы по тематике медикаментозного лечения. Мы объединяем усилия, что в конечном итоге служит на благо пациентов. Хочу также отметить, что солидные фармацевтические фирмы всегда ведут крупные социальные проекты, в частности, создают обучающие курсы для пациентов, занимаются юридической поддержкой больных и т. д.

– Несколько лет назад на уровне государственного законодательства было ограничено общение медицинских представителей и работников практического здравоохранения. Как это повлияло на вашу работу?

– Меньше, чем можно было ожидать. Наши ключевые партнёры – руководители медицинских организаций, научные сотрудники, ведущие специалисты региональных министерств здравоохранения. На этом уровне общение никогда не прекращалось. Хотя сам запрет мне не очень понятен: медицинские представители экономят время и силы врачей, предоставляя самую актуальную информацию.

Рецептура успеха

– Вы дважды устраивались в иностранные компании по результатам собеседования. Знаете какой-то особый секрет общения с эйчарами?

– При общении с эйчарами важно не стремиться выдать желаемое за действительное. Некоторые соискатели стараются представить себя «крутыми профессионалами» и в итоге получают отказ. Невозможно переиграть эйчара с помощью каких-то уловок, он их сразу замечает. Так что лучший секрет – избавиться от псевдосекретов.

– Но ведь есть какие-то качества претендентов, которые особенно ценятся в фармацевтических компаниях?

– Важны коммуникативные навыки, желание развиваться, учиться, разделять корпоративные ценности компании и быть готовым работать по её правилам. Очень пригодится предыдущий опыт работы. Чтобы быть востребованным в иностранной компании, необходимо знание языков, в основном английского. Ну и базовым условием является хорошая учёба в вузе, мы же общаемся с высококвалифицированными специалистами и обязаны соответствовать их профессиональному уровню.

– Кому бы вы категорически не рекомендовали карьеру медицинского представителя? И к чему нужно готовиться тем, кто выберет эту специальность?

– Абсолютно противопоказана эта работа людям нагловатым, невоспитанным и не стремящимся к саморазвитию. Пора забыть негативные стереотипы советской поры типа «не обманешь – не продашь», «наглость – второе счастье» и т. п. В компаниях Big Pharma практикуются этическое ведение бизнеса, строгий научный подход и непрерывный профессиональный рост. Мы постоянно повышаем квалификацию, раз в полгода сдаём экзамены. Помимо обязательных тренингов на работе занимаемся самообразованием. В 2011 г. я окончила Высшую школу экономики по специальности «финансы и кредит», это расширило мои компетенции. Сотруднику фармацевтической корпорации важно быть не только специалистом в области лекарственных препаратов, но и психологом, маркетологом, исследователем, финансистом, управленцем и просто интеллигентным собеседником. Сочетать всё это непросто, зато моральное удовлетворение от такой работы ничуть не меньше, чем материальное.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто победил на парламентских выборах в Германии?
  2. Чем был известен убитый хоккеист Виктор Толмачев?
  3. Сколько составит госпошлина при наследовании квартиры?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru