Примерное время чтения: 7 минут
324

Клиенты ищут деньги, а банки — клиентов

58 % респондентов считают, что кредит — это путь в «долговую яму», по мнению 22 % кредит — «прекрасная возможность». Но за заёмными деньгами россияне обращаются по-прежнему часто.

Банки больше не нацелены на привлечение множества новых заёмщиков, всем нужны «качественные» клиенты. Проблемы в российской экономике и требования Центробанка снизить риски при выдаче кредитов — вот основные причины ужесточения условий получения займов. Поэтому банки ограничивают работу в сегментах с высокими рисками, например в необеспеченных кредитах для заёмщиков «с улицы» и в кредитовании по высоким ставкам. «Сейчас очевидно, что возможности для количественного роста рынка розничного кредитования исчерпаны — пора переходить к качественному», — говорит Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

На сегодняшний день около половины экономически активного населения страны вообще не пользуется кредитами, однако некоторая часть граждан вошла, что называется, «во вкус». Люди, переоценивая свои силы, набирали несколько кредитов в различных банках. Именно из-за них сейчас всё чаще звучит термин «закредитованность». Хотя, по мнению Александра Викулина, эта проблема касается незначительного числа заёмщиков. «Закредитованность — это превышение допустимого уровня соотношения ежемесячного платежа по кредиту и ежемесячного дохода заёмщика. Например, если оно больше 50 %, то считается, что долговая нагрузка для человека запредельна. В целом, в настоящее время мы оцениваем «закредитованность» россиян как среднюю. Показатель DTI (debt-to-income, отношение суммы выплат по кредиту к заявленному доходу заёмщика) на сегодняшний день составляет около 30 %».

«У нас возникают вопросы, если клиент хочет увеличить свою кредитную нагрузку, а его заработная плата при этом остаётся неизменной», — говорит зампред правления банка «Траст» Сергей Воробьёв, поясняя: если у клиента повышается доход — банк оценивает это положительно и может предложить ему дополнительные кредитные продукты. Таким образом, кредитная нагрузка увеличивается планомерно и в номинальном, а не в относительном выражении. Если же у заёмщика сохраняется прежний уровень доходов, а он хочет оформить второй, третий, четвёртый кредит и подойти к максимуму своих возможностей, — это приводит к существенному росту кредитной нагрузки и может повлечь дефолт. В таком случае лучше перестать фондировать закредитованного заёмщика и отказать в очередном кредите.

По мнению Воробьёва, в последние годы все жили в оптимистичном настрое, с точки зрения роста доходов. «Доходы в целом росли быстрее, чем инфляция, а на сегодня этого нет. Поэтому мы сейчас очень аккуратно подходим к количеству сделок на одного клиента, к его желанию потреблять новые кредитные продукты. Стараемся не перегрузить клиента, с точки зрения его возможностей». Политика банка «Траст» в этом направлении не уникальна, многие банки существенно сократили уровень одобрения по кредитным заявкам, отмечает Воробьёв.

Банк ВТБ 24 в два раза поднял минимальный порог займа до 100 000 рублей. Клиентам, которым нужна меньшая сумма, будут предлагать кредитные карты. Как отметил президент ВТБ 24 Михаил Задорнов, два года назад до 50 % продаж приходилось на открытый рынок, т. е. на новых клиентов «с улицы». Сейчас на них приходится 25–30 %. «Подчёркиваю: мы вовсе не отказываемся от продаж на открытом рынке. Мы сократили их долю, и, конечно, требования к заёмщикам у нас стали гораздо более жёсткими, чем год назад» — отметил Задорнов.

Конкуренция за «качественного» заёмщика затронула даже государственные банки. Найти надёжного клиента всё труднее. Хороший клиент пойдёт в тот банк, который предложит ему наиболее выгодные условия. И если вы видите на улице рекламу банковского кредита с очень заманчивыми ставками, это не значит, что банк предоставляет их всем клиентам. Самые выгодные условия, указанные в рекламе, получат именно «качественные» клиенты. Новым клиентам, а также тем, у кого не очень хорошая кредитная история, дают кредиты по совсем другим ставкам.

Выросшие риски меняют модель работы даже в банках, традиционно проводивших политику привлечения большого количества клиентов. Например, в конце 2013 года банк «Хоум кредит» (ХКФ) сообщил об отказе от кредитов с высокими ставками и переориентировании на привлечение «качественных» клиентов. «Мы будем планомерно снижать долю высокорискованных кредитов в нашем портфеле», — заявил председатель правления ХКФ Иван Свитек. Банк снизил минимальную ставку по кредитам наличными с 22,9 до 19,9 % годовых и процент одобрения кредитных заявок, но для получения займа по минимальной ставке нужно представить четыре документа вместо одного – двух ранее.

Многие банки ушли из высокоприбыльных сегментов заранее. Например, в «Трасте» процентные ставки по кредитам снижали и в 2013 году, и на 2014 год в бизнес-плане банка заложено снижение процентов в целом по кредитным продуктам около 5 пунктов. «Ставки в целом будут снижаться, поскольку банки продолжают конкурентную борьбу за более качественных заёмщиков. Прежде всего, за тех, которые обладают долгосрочной и хорошей кредитной историей», — говорит Сергей Воробьёв.

Другая тенденция — увеличение количества и качества услуг. Например, Сбербанк с 2014 года начнёт принимать заявки на кредиты через интернет, что позволит банку ускорить продажи для «качественных» клиентов. «В скором времени все кредиты будут решаться через телефон. Кто первый к этому придёт, тот и преуспеет», — считает Сергей Борисов, вице-президент «Сбербанка России».

Но «качественных» клиентов на всех не хватит. Эксперты считают, что до сегодняшнего дня банки только проверяли свои силы в конкурентной борьбе. Поэтому они запускают всё больше проектов, нацеленных на удобство клиентов и, в конечном счёте, на увеличение их лояльности. «Мы видим потенциал в развитии дистанционных и расчётных сервисов, комиссионных продуктов. Направляем средства на развитие соответствующих проектов, понимая, что в ближайшие несколько лет это, в первую очередь, инвестиции на перспективу, нежели источник существенной прибыли», — говорит Сергей Воробьёв.

Ужесточившиеся требования к заёмщикам отражает и рост числа обращений за деньгами в микрофинансовые организации (МФО). Менее жёсткие требования к клиентам и оперативность в принятии решений — вот главное их преимущество. Зачастую физические лица идут в МФО потому, что им уже отказали в банке или они уверены, что не получат кредит из-за «серой» зарплаты. Главный минус получения займа в МФО — огромные проценты — не пугает заёмщиков. По итогам прошлого года рынок МФО показал лучший рост, чем банковское розничное кредитование, хотя ему и далеко до банковских объёмов.

Несмотря на рост рисков в банковской системе, эксперты уверены, что рынок выстоит, просто время сверхприбыли для банков закончилось. «Мы не видим угрозы для розничного рынка. Проблемные долги на фоне замедления роста портфелей будут расти, но в полноценный кризис это вряд ли перерастёт», — говорит Павел Самиев, заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт РА».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах