Полина Девятова 0 243

Геополитика и частный бизнес. Как работает такой тандем на Тамани

Сегодня на Черноморском побережье развернулось сразу несколько крупных строек. Рядом с «главной» - мостом через Керченский пролив – находится не менее крупный объект строительства: строители здесь завершают возведение конструкций морпорта Тамань.

Виталий Аньков / РИА Новости

К 2020 году Таманский порт станет одним из крупнейших на Чёрном море. По замыслу его создателей он откроет путь российской продукции в страны, расположенные в бассейнах сразу двух океанов: Атлантического и Индийского. В необходимости такого морского объекта у руководства государства никаких сомнений нет. Ведь это ещё один транспортный коридор, который будет обладать высокой пропускной способностью, что является важным фактором достижения геополитической стабильности и прекрасным стимулом развития внутреннего производства. Особенно важно это в условиях имеющихся экономических санкций.

«Порт Тамань, во-первых, глубоководный, а кроме того, имеет свойства порта-укрытия за счёт формы бухты. И это в условиях Чёрного моря крайне важно, — рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, подчеркнув, что для поддержания российского присутствия в мировом океане такие порты имеют принципиальное значение, поскольку способны принимать суда максимальной грузоподъёмности. — Чисто логистически это очень удобная штука: подъезды что железнодорожные, что автомобильные просто по географии сильно пересекаются с той транспортной инфраструктурой, что нам так или иначе придётся подводить к Керченскому мосту. Грубо говоря, это всё находится на одном пятачке земли, совмещаются интересы моста и порта».

Уникальный объект

Порт в Тамани нередко называют уникальным. И это не только из-за его расположения и возможностей, которые он даёт. Здесь располагается и единственный во всей стране терминал по перевалке аммиака, который строит ПАО «Тольяттиазот». Пока, по имеющимся предварительным подсчётам, грузооборот его составит 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год. Ранее Министерство транспорта утвердило сетевой план-график, по которому грузопотоки перевалочного комплекса включаются в общую схему развития всего транспортного узла в Тамани в части железнодорожной составляющей. Такой комплекс предусмотрен и дорожной картой развития до 2020 года морских портов в Азово-Черноморском бассейне. План развития был утверждён правительством России. Сам же проект грузового порта Тамань включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» специальным постановлением правительства.

«Развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на внешнеторговую деятельность, является актуальным. По прогнозам, экспорт из России в ближайшие годы может вырасти на 50%, — сообщил старший аналитик инвестиционной компании Freedom Finance Богдан Зварич. — Также не исключён рост импорта в ближайшие годы на фоне роста конечного потребления в России. Соответственно, понадобится транспортная инфраструктура, способная выдержать такой грузопоток. В частности, можно вести речь и о развитии морских перевозок, позволяющих транспортировать грузы в южную Европу и северную Африку. В сложившихся обстоятельствах строительство нового порта на Чёрном море можно оценивать как позитивный и своевременный шаг. Что же касается развития Таманского грузового порта, то он, безусловно, является важной частью экспортной инфраструктуры, позволяющей экспортировать российские товары по всей акватории Чёрного и Средиземного морей».

Важный терминал

Терминал «Тольяттиазота» будет объединять 3 основных блока: береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс по приёму судов большого тоннажа и осадки, а также комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Уже готовы (осталось только запустить в эксплуатацию): сливная эстакада, биологические очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, внутренний аммиакопровод, собственная электростанция и компрессорная, технологический причал и различные административные объекты. К объекту протянута и специальная железнодорожная ветка: её длина 36 км, она берёт свое начало от ближайшей железнодорожной станции Вышестеблиевской. На данном отрезке пути построены станции Тольяттиазот и Волна: на них есть все необходимые выставочные железнодорожные пути.

Кроме того, подготовлена автомобильная дорога и уникальная эстакада, которая выдаётся в море на 2,5 км. Сюда корабли будут доставлять аммиак и сыпучие удобрения. Финансирование строительства всех этих объектов осуществил «Тольяттиазот», который инвестировал в развитие порта 300 млн долларов. 

«Изначально проект задумывался как мощное государственно-частное партнёрство. В нём, помимо федеральных денег, должны были участвовать деньги экспортёров, заинтересованных в развитии тех или иных терминальных портовых мощностей, — напоминает Михаил Блинкин. — Например, для перевалки аммиака и карбамида предполагалось строительство двух очередей терминала ТоАЗом на частные инвестиции».

Такой крупный инфраструктурный объект оказался на руку и местным жителям: они активно трудоустраивались сюда и сейчас занимают свыше 90% рабочих мест. Также химкомбинат построил для местных жителей новую телебашню, поучаствовал в ремонте больницы, закупил новые автобусы, курсирующие по всему Темрюкскому району.

Неожиданная проблема

Однако, несмотря на все инвестиции и помощь в социальной сфере, у химкомбината возникла проблема. Власти Краснодарского края обратились в суд с иском о получении контроля над готовой недвижимостью комплекса: рядом вспомогательных и инфраструктурных сооружений. При этом судебные тяжбы несколько затормаживают процесс активного развития проекта.

Между тем потребность в новом канале экспорта аммиака увеличивается, прежним же вариантом транспортировки — через Одессу — уверенно пользоваться сложно. Ведь украинская сторона постоянно поднимает вопрос о повышении стоимости транзита аммиака, причём нередко доходит до угроз остановить поток вовсе. А значит, Россия нуждается в альтернативном коридоре для надёжной логистики экспорта своих продуктов.

Эксперты, наблюдающие за развитием ситуации, надеются, что краевые власти и руководство химкомбината найдут консенсус. Ведь в противном случае под угрозой срыва находится государственная политика по развитию Черноморского побережья.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В чем суть скандала вокруг Дурова и «экс-сотрудника» Telegram?
  2. Как россияне будут отдыхать в ноябре 2017 года?
  3. Насколько увеличатся социальные пенсии в 2018 году?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru