Примерное время чтения: 6 минут
975

Квоты в помощь. Какие инвестиции спасут рыболовную отрасль?

Российский флот, который является производственной основой рыбной отрасли, сегодня переживает тяжелые времена. Большинство судов, среди которых и крупные промышленные траулеры, подлежат списанию в ближайшие три года. 

Наш флот изношен 

По результатам исследования ВЦИОМ, которое проводилось в конце 2015 года, более 80% рыболовецких судов дальневосточного бассейна старше 20 лет. Уже несколько лет ускоренными темпами идет выбытие флота. Капитаны, опрошенные ВЦИОМ, иначе как «ржавыми корытами» свои суда не называют и жалуются, что выходить в море опасно. И если не начать строительство новых судов, положение будет только ухудшаться. 

Ситуация с малыми и средними судами представляется менее критичной, а вот сегмент крупнотоннажных супертраулеров под ударом. Если не вводить новострой, к 2025 году из 104 траулеров может остаться всего 44. Это означает, что объем вылова по наиболее массовым видам рыб может сократиться более чем вдвое. 

«В текущем состоянии рыбопромысловый флот не обеспечивает эффективное использование водных биоресурсов Дальнего Востока, — еще в конце прошлого года заявил представитель Минвостокразвития Александр Крутиков. — Мы теряем добавленную стоимость и доходы государства. Для обновления флота нужны четкие требования к рыбодобытчикам и экономические стимулы со стороны государства». 

Как отмечают эксперты отрасли, не готовы к строительству ни сами рыбаки, ни верфи, а имеющиеся у государства программы никак не стимулируют строительство на отечественных мощностях нового флота: рыбакам не хватает финансирования, ведь один крупнотоннажный траулер стоит 50-70 миллионов долларов, а верфи потеряли опыт и в основном ориентированы на выполнение госзаказа и строительство венного флота.

В ожидании перемен

Реформа законодательства, о которой говорят уже несколько лет, представляется единственным возможным способом обновления российского флота, в противном случае, наши либо заполнят продукцией зарубежных конкурентов, часто — сомнительного качества, либо просто опустеют. 

Впервые вопрос об изменении законодательства с целью стимулирования обновления флота был поднят в 2012 году Минпромторгом. И только в октябре 2015 года на Госсовете по вопросам развития рыбного комплекса под председательством Президента РФ Владимира Путина было принято решение рассмотреть механизм распределения 20% квот добычи на инвестиционные цели — закупку новых рыбопромысловых судов, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки. Бизнес давно ждал этих изменений, которые должны стать первым шагом на пути выхода российской рыболовной промышленности из кризиса. 

«7 июня Государственной думой в первом чтении приняты поправки в федеральный закон о рыболовстве, которые вводят новый механизм развития отрасли — квоты добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, сообщил министр развития Дальнего Востока Александр Галушка. — Мы очень рассчитываем, что в пятницу данные поправки будут рассмотрены Государственной думой во втором и третьем чтениях и станут законом».

Справедливости ради надо отметить, что второе слушание уже переносилось, и затягивание рассмотрения поправок может отложить принятие закона на осень, на новый состав Думы, и новые суда так и не будут построены.

Квоты под инвестиции

В чем суть поправок и что они дают отрасли? Во-первых, срок закрепления квот на вылов рыбы увеличивается с нынешних 10 до 15 лет, что позволяет вернуть рыболовам ощущение стабильности и дать возможность бизнесу строить долгосрочные инвестиционные планы. Во-вторых, законом вводится понятие «инвестиционные квоты», которые предлагается предоставлять на инвестиционные цели, то есть для поддержки строительства рыболовных судов на российских верфях. На это предполагается выделить 20% квот. Эксперты подчеркивают, что это хороший стимулирующий метод, позволяющий сократить срок окупаемости судов примерно в два раза. 

Прогрессивной представляется и введенная законодателем норма, обязывающая пользователей осваивать не менее 70% объёма полученной квоты на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга. Это должно обеспечить повышение эффективности рыбодобывающих предприятий. 

Где строить? 

Можно ли ожидать, что рыболовные компании сразу начнут инвестировать в модернизацию флота? Реформа законодательства создает стимулы для бизнеса и позволяет увеличить инвестиционную привлекательность отрасли. Ожидается, что кредитование строительства судов, обеспеченных по закону квотами, станет более привлекательным. 

На вопрос, готовы ли российские верфи принимать заказы, президент крупнейшей судостроительной компании ОСК Алексей Рахманов в ходе дискуссии в рамках XX Петербургского международного экономического форума ответил, что корпорация стремится выйти на серийное строительство и унификацию проектов рыболовных судов. Комментируя поправки в закон о рыболовстве, президент ОСК также выразил поддержку квотам инвестиционной поддержки. По его мнению, они способны стать эффективным стимулом для развития рыбопромысловой и судостроительной отраслей. 

О необходимости и актуальности этих поправок свидетельствует и тот факт, что, не дожидаясь принятия закона, уже на этапе его обсуждения многие рыболовные компании заключили соглашения с верфями на строительство судов. По словам президента ОСК, в настоящее время ведутся переговоры более чем по 50 заказам.

С другой стороны, представители рыбодобывающих компаний на ПМЭФ выражали острожное сомнение в возможностях российских верфей: в ближайшие 10 лет надо построить, чтобы хотя бы восполнить выбытие, более сотни крупнотоннажных траулеров. И десятки — в ближайшие годы. Российские же верфи не строили такие суда больше 20 лет, да и свободных мощностей для строительства пока нет. 

Возможным выходом, ускоряющим процесс, могло бы стать использование заграничного опыта строительства судов, и его использование на российских верфях. Но этот вопрос, как и многие, связанные с рыболовной отраслью, остается пока открытым. Закон не принят и второе слушание перенесено на 24 июня.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах