Падение «ВИМ-Авиа». Кого заденет крах авиаперевозчика?

Все материалы сюжета Дело «ВИМ-Авиа»

«ВИМ-Авиа» закончит полёты в середине октября. Пока перевозчика оставили на маршрутах, чтобы вернуть пассажиров домой.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» зарегистрирована в этом бараке в посёлке Богатые Сабы под Казанью. В Интернете уже шутят, что теперь посёлок, потерявший такого выгодного арендатора, придётся переименовать в Бедные Сабы.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» зарегистрирована в этом бараке в посёлке Богатые Сабы под Казанью. В Интернете уже шутят, что теперь посёлок, потерявший такого выгодного арендатора, придётся переименовать в Бедные Сабы. © / Максим Богодвид / РИА Новости

Из-за чего компания, считавшаяся благополучной, не смогла платить за топливо? Подорожают ли авиабилеты? Может ли государство следить за порядком в авиации? 

Плохая компания

Прогнозы самые разные, но все неутешительные: последовательное крушение всех негосударственных компаний, рост цен на авиабилеты, «схлопывание» туриндустрии.

Крах «ВИМ-Авиа» был неожиданным для чиновников. «Наша деятельность регулируется законами РФ, поэтому поведение тех, кто выходит за пределы правового поля, мы предсказывать не в состоянии» - так ответил на вопрос «АиФ» о том, почему авиационный надзор не увидел проблем «ВИМ-Авиа» раньше, официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Мол, все вопросы - к владельцам, которые якобы российские законы нарушили, - Рашиду и Светлане Мурсекаевым. К ним немало вопросов у правоохранительных органов, однако задержать чету почему-то не смогли, и она покинула пределы России. 

По данным Life, Мурсекаевы, догадываясь о скором крахе, могли заранее выводить активы через офшоры: «Дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса «ВИМ-Авиа». Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика».

Впрочем, есть и другие версии причин падения «ВИМ-Авиа». «Российский пассажиропоток за полгода вырос на 22%, а выручка - только на 11%, - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - Объёмы перевозок растут быстрее, чем выручка, и можно предполагать, что кассовый разрыв переживают или недавно пережили многие авиаперевозчики». Утверждать, что ситуация в других авиакомпаниях, помимо «Аэрофлота» и его «дочек», схожа со сложившейся в «ВИМ-Авиа», эксперты не решаются, но неофициально признают вероятность следующих банкротств. «В любом случае маленькая авиакомпания, имеющая несколько самолётов, обречена в России на провал», - считает управляющий партнёр группы «Руслайн» Дмитрий Миргородский. ­«ВИМ-Авиа» как раз и старалась стать большой: по примеру «Трансаэро» покупала новые самолёты, планируя выйти на китайский рынок, занижала цены авиабилетов, сражаясь за пассажиров. Символично, что ранее возглавлявший «Транс­аэро» Александр Бурдин на днях назначен гендиректором «ВИМ-Авиа». Сможет ли он разобраться в клубке проблем?

По словам главы Росавиации Александра Нерадько, компания задолжала 10 млрд рублей. По кредитам, очевидно, расплачивались с помощью новых займов, и в конце концов эта пирамида долгов рухнула. Самолёты, за которые «ВИМ-Авиа» не рассчиталась, кредиторы ей пока оставили. Действует и сертификат эксплуатанта, разрешающий перелёты. «Плохое решение - доверять пассажиров компании, которую лихорадит, - считает Д. Миргород­ский. - Это может быть опасно для их жизней».

Удар по пассажирам

Разбираем, что делать пассажирам, у которых оказались на руках билеты для полёта после середины октября, и как кризис «ВИМ-Авиа» отразится на остальных перелётах. Рассказывает президент Союза туристических агентств Сергей Голов: «Самыми защищёнными пассажирами оказались те, кто купил пакетный тур с чартерным перелётом от этой авиакомпании. В этом случае ответственность лежит на туроператорах - они должны найти, как перевезти своих туристов другими компаниями. А вот у тех, кто купил билеты самостоятельно, ситуация сложнее. Если пассажир приобрёл билеты через агентство или в офисе авиакомпании, то он может получить обратно свои деньги уже от них. Ведь на руках у него должны быть договор на оказание услуги, подтверждение оплаты и кассовый чек.  Те, кто приобрёл билеты онлайн, получают лишь маршрутную квитанцию, где написаны номер рейса и время вылета. Эта квитанция не говорит о том, что человек перелёт оплатил. Гарантированно получат день­ги те, кто приобрёл вместе с билетами страховку от невылета. Выплату произведёт страховая компания.

Почему деньги положены не всем?

Предположительно, «ВИМ-Авиа» не выписывала сразу билеты через одну из глобальных систем бронирования (в мире их пять: американская Sabre, британская Travelport, испанская Amadeus, американская Gabriel и российская «Сирена». - Ред.), которая прописывает номер бронирования, вносит данные пассажира к себе в программу и учитывает оплату билета. У «ВИМ-Авиа» через такую систему билет проходил не раньше, чем за сутки-полтора перед вылетом. В этом случае пассажиров, которые самостоятельно купили билет через Интернет, в системе как бы не существует. Потому и невозможно дать точную информацию по числу приобретённых у компании билетов. Даже если прокуратура или суд обяжут компанию вернуть день­ги, такие пассажиры их не получат или будут ждать очень долго.

Обратно - как хотите! 

«ВИМ-Авиа» была одной из крупных компаний, осуществляющих чартерные рейсы в Турцию, Болгарию, Израиль, ОАЭ, Шри-Ланку, Италию, Испанию, Грецию и др. 25 сентября стало известно, что компания прекратила все чартерные перевозки. Этого бы не произошло, если бы в начале сезона Росавиация и Минтранс РФ прислушались к туроператорам. Они жаловались, что авиакомпания оплатила полёты до конца октября, тогда как должна закрыть весь сезон. Кроме того, «ВИМ-Авиа» часто оплачивала билет в одну сторону, а на обратный давала сред­ства только перед возвращением. Но, зная о проблемах в компании и о задержках рейсов более 800 раз (!) за 4 месяца, Росавиация по­зволила ей 22 сентября открыть 4 дополнительных зарубежных направления. 

Из-за того, что отрасль потеряла одного из крупных игроков, цены на чартеры уже начали подниматься. Но повышение касается только отдельных билетов».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему в Норвегии отказались от FM-радио?
  2. Что делать, если после уплаты налога у вас осталась копеечная пеня?
  3. Какие станции Московского метро будут закрыты 16 и 17 декабря?




Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ


Новое на AIF.ru