Срочная новость Умер постпред России при ООН Виталий Чуркин Срочная новость
Полина Девятова 1 1570

С чего начинается Арктика? Россия и США видят освоение региона по-разному

К 2050 г. шельф будет обеспечивать до 30% всей нефтедобычи в стране, полагают аналитики.

Эксперты, 15 декабря принявшие участие в круглом столе «Арктика в фокусе современной геополитики», считают этот регион стратегически важным как для нашей страны, так и всего мира. Поэтому Россия должна активно осваивать его, защищая при этом свои интересы.

Шахматы и крестики-нолики

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв представил доклад, в подготовке которого, помимо аналитиков института, приняли участие российские и зарубежные эксперты в вопросах освоения Арктики, а также представители власти и бизнеса. Это уже третий доклад института, посвящённый региону. Он и стал основой для обсуждения.

Эксперты обратили внимание на огромный интерес к Арктике и её освоению, который проявляют западные страны, и в первую очередь США. 

«Россия давно в Арктике играет в шахматы, в то время как США остановились на уровне крестиков-ноликов», — приводят авторы цитату Дэна Салливана, сенатора от Аляски

В 2014 г. в нашей стране завершили 10-летний проект и спустили на воду крупнейший ледокол «50 лет Победы». По словам Дмитрия Журавлёва, это вызвало особенно нервную реакцию — «после этого состоялась специальная конференция, было слушание в Конгрессе».

Примечательно заявление американского адмирала Пола Заканфта на конференции в Вашингтоне в этом году. Он сравнил арктическое противостояние с гонкой в космосе. «Когда СССР запустил спутник в космос, разве мы сидели сложа руки, приговаривая: „Молодец, матушка-Россия“?» — обратился он к публике. Соревнование за освоение космического пространства, по его словам, воспринималось в Соединенных Штатах как самое масштабное противостояние после гонки ядерных вооружений. Поражение в космосе, с точки зрения американцев, могло поставить под удар само существование США. «Мне бы хотелось, чтобы США делали что-то из того, что делает Россия в Арктике — создавали новые базы, телекоммуникации, поисково-спасательные возможности», — сказал он.

То есть идёт прямая параллель с космической гонкой — стратегическим процессом, от которого зависело первенство в мире, обращают внимание наши эксперты. Так что же такое Арктика, если её освоение стало сопоставимо с освоением космоса? Этот вопрос и побудил аналитиков Института региональных проблем к подготовке третьего арктического доклада. 

Отрасль — локомотив

Нынешняя внешнеполитическая нестабильность, считают аналитики, связана с желанием сильных мировых игроков найти новые масштабные, стратегические точки приложения капитала, потому что существовавшие до этого исчерпаны. И Арктика — единственный макрорегион, который может быть стать такой точкой.

С другой стороны — геополитика. Если Северный морской путь станет международным товарным путём, это изменит международную ситуацию кардинально. Экономическое взаимодействие с Китаем может сделаться для Европы более эффективным, чем трансатлантическое партнёрство. Россия с Китаем сблизятся ещё больше. 

«Арктика может стать зоной мирного совместного освоения многими странами. И нам важно оказаться там раньше всех. Создавать инфраструктуру, регулировать законодательство, чтобы была возможность привлекать туда рабочих, строить порты. Разведка месторождений — тот канал, который позволяет постепенно обживать арктические регионы, потому что нужен локомотив. Им и стала нефтяная отрасль», — считает директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепёхин.

Арктика нуждается в реиндустриализации, поддерживают его коллеги, и локомотивом её должны быть крупные индустриальные проекты, в первую очередь — сырьевые. Их добыча, отмечают эксперты, опрошенные авторами доклада, ведётся с использованием постоянно усложняющихся дорогостоящих технологий, над которыми работают лучшие интеллектуальные силы многих стран. Поэтому с каждым годом та же нефть становится всё более наукоёмким продуктом. Добыча на шельфе — особенно высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие целых отраслей и регионов.

«Россия надеется, что к 2050 г. шельф будет обеспечивать до 30% всей нефтедобычи в стране, — пояснил заместитель генерального директора Института региональных проблем Михаил Бочаров. — В нашей Арктике более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте — это более 60% всех запасов региона. У нас 6,2 млн кв. км континентального шельфа. 4 млн кв. км из них — наиболее перспективные, там есть практически вся таблица Менделеева. По приблизительным оценкам, 30 трлн долларов. Из них 2/3 — энрегоносители, разведано их запасов — на 2 трлн долларов. Это 11% национального дохода». 

Результаты поискового бурения в Карском море на структуре «Университетская-1» превзошли самые смелые ожидания. Только первая скважина позволила поставить на баланс извлекаемых запасов в 130 млн тонн нефти и 396 млрд кубометров газа. НК «Роснефть» открыла новую Карскую морскую нефтеносную провинцию, которая, по оценкам специалистов, превосходит объёмами ресурсы Мексиканского залива, бразильского шельфа, шельфов Аляски и Канады. 

Наукоёмкая добыча

Эксперты считают, что развитие российской Арктики идёт неплохо. Судостроительный комплекс «Звезда», который создаётся усилиями «Роснефти», «Газпромбанка», Объединённой судостроительной корпорации, — это 50 буровых платформ, 80 танкеров, 200 вспомогательных судов (этот проект, по сути, должен возродить отечественное судостроение). Ни одна страна не имеет таких прочных позиций в арктическом регионе, как Россия. И в этом, помимо участия государства, есть вклад отдельных компаний.

Так «Роснефть» несколько лет назад создала Арктический научно-проектный центр. В прошлом году она заключила с учёными биологического факультета МГУ им. Ломоносова договор о создании микробного препарата для северных морей — специалисты выделили около 100 микроорганизмов, которые при низких, в том числе отрицательных, температурах могут разлагать нефть и нефтепродукты. Уже подготовлены заявки на патенты штаммов микроорганизмов и комплексного биопрепарата для очистки береговой зоны северных морей от возможных нефтяных загрязнений. 

Крупнейшая российская нефтяная компания, у которой более 78% площади всех лицензионных участков на арктическом шельфе, проводит научные исследования в Карском море, море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Она организовала 10 научно-исследовательских экспедиций — «Кара-зима» и «Кара-лето», в ходе которых собран значительный объём данных, необходимых для управления ледовой обстановкой, метеорологии, гидрологии, а также для аэрогеофизической и геохимической разведки. Экспедиция «Кара-зима-2015» стала самой масштабной научно-исследовательской арктической экспедицией в мире за последнее двадцатилетие. 

В ходе экспедиций установили дрейфующие буи на ледяных полях и айсбергах — теперь можно отслеживать координаты ледовых образований и определять траекторию их дрейфа. Изучены физико-химические и морфометрические характеристики айсбергов и торосов, а также распределение водных масс, течения и изменчивость температур. Для исследования ледяного покрова использовались беспилотники и вертолёты; для изучения морского дна — уникальные телеуправляемые подводные аппараты «Гном» с глубиной погружения до 100 метров. 

Полученные данные, безусловно, выполняют прикладные задачи нефтяников: определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов. Но одновременно они бесценны для фундаментальной науки.

Ещё один важный момент: во время экспедиций, организованных «Роснефтью», полностью восстановили систему метеонаблюдений в Карском море. Следующие экспедиции должны установить метеостанции в Восточно-Сибирском и море Лаптевых. Таким образом, Россия получит единую сеть метеонаблюдений, которая нужна не только для геологоразведки и добычи, но и для крупных научных и исследовательских программ изучения Арктики. 

Слишком серьёзное дело

Авторы доклада убеждены, что научное и хозяйственное освоение региона невозможны друг без друга: наука собирает информацию и создаёт технологии, а экономика загружает науку заказами и тем самым финансирует её развитие. Они настаивают именно на таком её освоении. Военное, по их мнению, тоже необходимо, но — как дополнение экономического, вспомогательное направление, сервис.

За океаном, напротив, другие приоритеты. «Пока мы строили атомные ледоколы, американцы строили атомные ракетоносцы», — сказал гендиректор Института региональных проблем.

И сейчас, в период, который аналитики назвали борьбой концепций и стратегий, в США упирают именно на военное освоение Арктики. 

«Как только товар дешевеет, из оборота выпадают источники. Там, где добыча дороже цены, источники перестают существовать. И поэтому если удешевление пойдёт и далее, из хозяйственного оборота выпадет очень много нефтяных источников. И это будет пружина, которую очень сильно сжали. А это значит, что потом она очень сильно разожмётся. Чем больше упадут цены на нефть, тем выше они потом поднимутся», — убеждён Дмитрий Журавлёв. 

Нам нужно быть готовыми к моменту, когда сжатая до упора пружина «выстрелит». Причём освоение региона — задача не столько бизнеса, сколько государства — отчасти и потому, что частному бизнесу заниматься производством того, что дешевле самого производства, просто неинтересно. А вообще, как война — слишком серьёзное дело, чтобы доверять его военным, так и освоение Арктики — слишком серьёзное дело, чтобы доверять его частному бизнесу.

Поэтому ключевую роль авторы доклада отводят государству — реиндустриализация Арктики, по их мнению, требует скоординированной общегосударственной программы. И проводниками государственной политики они считают госкомпании — «Роснефть» и «Газпром», поскольку они, в отличие от частного бизнеса, способны вкладывать средства в долгосрочные проекты. 

«Есть два обстоятельства, которые у нас вызывают сомнения по поводу возможности привлечения частных компаний, — сказал гендиректор Института регионального развития. — Во-первых, у них нет опыта разработки северных шельфов. Поэтому далеко не все частные компании готовы выйти на шельф. Но более важно другое обстоятельство: частная компания должна работать в частных интересах. Если она этого не делает, то это не бизнес-компания, а благотворительное общество. Частные интересы и развитие Арктики очень плохо стыкуются, потому что прибыль долгосрочная и масштаб задач огромный». 

Опыт СССР, по мнению авторов доклада, показал, что успехи страны в Арктике во многом зависят от степени вовлечённости государства в развитие региона. Именно государство, в отличие от разрозненных и зачастую неэффективных частных инициатив, может обеспечить координацию усилий, методический, комплексный подход. Большинство опрошенных ими американских экспертов разделяют эту точку зрения и выражают убеждённость, что именно такая модель освоения региона позволила нашей стране тогда и позволяет сейчас одерживать верх над Штатами в «арктической гонке».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Alex Diver[mailru]
    |
    18:17
    16.12.2015
    0
    +
    -
    Никто в здравом уме не будет добывать нефть в Арктике пока есть более доступные месторождения. Себестоимость арктической нефти слишком высока да и транспортировка стоит немало денег.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин?
  2. Чем запомнилась народная артистка России Светлана Карпинская?
  3. Зачем США направили авианосцы в южно-китайское море?

Будете ли вы в этом году соблюдать пост?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru