aif.ru counter
Дмитрий Романов 944

Уверенное движение к «цифре». Как банки трансформируют свои ИТ-системы

​Могут ли банки полностью уйти в онлайн? Как они работают с большими данными и что происходит с финансовыми технологиями?

Банки переживают сложный этап: так называемую цифровую трансформацию. Они переводят услуги в онлайн, стараются придумать соответствующие информационному обществу новые продукты. Насколько легко идёт этот процесс, мы узнали у заместителя председателя правления Московского кредитного банка (МКБ) Сергея Путятинского.

— МКБ, как и другие, активно переводит услуги в онлайн-формат. Но объясните, пожалуйста, конечную цель. Вы хотите перевести в «цифру» 100% услуг или всё же меньше?

— Я бы не говорил о полном переходе в онлайн, а назвал бы процесс иначе: создание возможности получать банковские услуги в цифровом виде. 

Нельзя сказать, что у всех банков некая единая цель. У каждого своя бизнес-модель. Есть, к примеру, такие, где около 99% продуктов предоставляется онлайн. Но даже они оставляют какие-то офлайн-услуги: скажем, выезд к клиенту курьера с картой. 

Досье
Сергей Путятинский стал заместителем председателя правления МКБ в декабре 2018 года. Он отвечает за операционно-технологический блок и стратегию банка в этой сфере. Ранее работал вице-президентом и директором по развитию IT банка «Открытие», директором по информационным технологиям Национального расчётного депозитария.

Мы хотели бы перевести в «цифру» 80-85% своих услуг, а дальнейшее будет зависеть уже от развития бизнеса. Чтобы этого достичь, мы выделили два больших сегмента. Во-первых, это те услуги, которые априори должны стать цифровыми. Ну, к примеру, получение справки об остатке задолженности по счёту. Ради этого отправлять человека в офис просто неправильно. Во-вторых, необходимо стратегически определиться, какие продукты и сервисы мы хотим полностью перевести в онлайн, а какие — оставить в традиционном виде. Для этого нужно проанализировать все.

— А зачем банки так стремятся к «цифре»? Насколько велика экономия, можете сказать?

— Для начала хочу уточнить: цифровизация банковского бизнеса влечёт за собой не только экономию, но и расширение клиентской базы. Приходят люди, которые уже привыкли получать услуги в «цифре», и требуют соответствующего уровня сервиса.

Что же касается экономии, то она, безусловно, есть. Красноречивый показатель — содержание одного допофиса. Оно обходится в год от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в зависимости от места расположения. С переходом в онлайн потребность в некоторых таких офисах, как вы понимаете, отпадает.

Как большие данные помогают принимать решения?

— Давайте поговорим о больших данных. Банки работают только со своими данными или нет?

— Мы чтим закон о персональных данных, поэтому ни о каких «покупках данных» (если вы это имели в виду) речи быть не может. Но есть очень много сервисов, предоставляющих обезличенные агрегированные данные. Информация идет от телеком-операторов, интернет-провайдеров и других компаний, в совокупности это полтора-два десятка сервисов. Это действительно полезно, потому что помогает принимать конкретные решения — к примеру, кому какой продукт предложить. Или более определённо — выдавать или нет кредит. 

— Зачем банки стали запускать своих телеком-операторов — чтобы узнать о клиентах больше?

— Что знает сотовый оператор о клиенте? Паспортные данные и перемещения. Банк априори знает о нём значительно больше. Так что не в этом дело. Скорее это эксплуатация своей же, банковской, клиентской базы.

Понимаете, никто не даст вам полного досье по каждому человеку: где он живёт, сколько человек в его семье, какие есть активы. И у банка, и у телекома, и у других сервисов есть лишь некая общая картина, по которой не так-то просто сделать вывод о конкретном клиенте. 

Скажем, оператор связи знает, что у вас часто отрицательный остаток по счёту. Можно решить, что вы неплатежеспособный клиент, и не выдать вам кредит. Но на самом деле, возможно, как раз наоборот: вы человек состоятельный и на такие мелочи, как остаток на счету мобильного, просто не обращаете внимания. Поэтому вопрос не в том, чтобы знать больше, а в том, чтобы качественно проанализировать информацию и сделать правильные выводы.

Это работа банковских аналитиков, и от них зависит, будет ли в конечном счёте использование больших данных для банка выгодным или нет. 

Блокчейн на обкатке

— Ещё одно слово, которое повторяют сейчас, как мантру, активные сторонники цифровизации, — это блокчейн...

— Реального массового использования блокчейна в банках сегодня нет, хотя единичные случаи, конечно, имеются. Скорее можно говорить, что банки тестируют эту технологию. Да и не может банк внедрить «настоящий» блокчейн только для себя. Ведь эта распределённая система имеет смысл при взаимодействии большого количества субъектов — там, где есть большой объём транзакций и клиентов. Именно поэтому из всех блокчейн-стартапов в традиционной финансовой индустрии серьёзно продвинулся только Ripple, который уже активно конкурирует со SWIFT. 

Тем не менее технологию блокчейн надо обкатывать и учиться ей пользоваться. Собственно, этот процесс мы сейчас и наблюдаем. 

— Где, на ваш взгляд, в банковском секторе она может появиться? 

—Платежи, системы B2C, где сейчас есть центральный контрагент, системы передачи финансовых сообщений — это, как мне представляется, наиболее реальные сферы. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ