aif.ru counter
Сергей Осипов 2 2931

Денис Мантуров: «Санкции санкциями, а экономика экономикой»

​В завершающий день «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике глава Минпромторга дал «АиФ» эксклюзивное интервью.

Денис Мантуров.
Денис Мантуров. © / Пресс-служба Минпромторга РФ

Сергей Осипов, «АиФ»: — Оправдал ли «Гидроавиасалон-2018» затраты на его проведение? На какую сумму удалось заключить контрактов?

Денис Мантуров: — Оправдал. На салоне было заключено рекордное количество сделок. Как пошутил кто-то в кулуарах, на этот раз Геленджик переплюнул Московский авиакосмический салон. Контрактов заключили на 100 с лишним миллиардов рублей. В том числе на поставку 150 санитарных вертолётов (104 «Ансата» и 46 Ми-8АМТ) для Национальной службы санитарной авиации. Что касается собственно гидроавиации, то крупным успехом можно назвать контракт на поставки 15 самолётов-амфибий Бе-200 в США и Чили. Соответственно, это 10 и 5 машин для каждой страны. На самом деле проработка контрактов началась года 3 назад, но подписали их только сейчас. Первые поставки будут в традиционной комплектации, с теми двигателями, которые мы используем сегодня. На втором этапе будем ставить «оморяченные» (то есть приспособленные под морские условия эксплуатации) двигатели, которые используем на «Суперджетах-100».

— Сделка с США удивила всех. А как же санкции и контрсанкции?

— Вы знаете, у американцев очень прагматичная политика. Там, где выгодно для США, они санкций не накладывают. То же самое касается ракетных двигателей РД-180, которые мы поставляем для их космической программы. Наверное, когда они так же «импортозаместятся», как мы, поставки будут менее актуальны, но на сегодняшний день они реализуют свои космические программы именно с этими двигателями. Так что Бе-200 в данном случае не исключение. Российские предприятия поставляют в США довольно широкую номенклатуру изделий. У нас в первом полугодии, как ни странно, произошел рост товарооборота с Америкой на 11,3%. Вот тебе и санкции! Короче говоря, санкции санкциями, а экономика экономикой!

Мы будем продолжать инвестировать в науку, в опытно-конструкторские разработки, чтобы обеспечить сохранение наших лидирующих позиций по гидроавиации.

— В США, как известно, была прекрасная школа гидроавиастроения. Вспомним хотя бы летающую лодку «Каталина», которая поставлялась в СССР по ленд-лизу. Почему они сами не строят амфибии?

— Каждая страна выбирает свою стратегию. У нас эта школа тоже была традиционно сильной. Но у нас, в отличие от США, она сохранилась. А американцы сделали ставку в первую очередь на те летательные аппараты, которые реально дают деньги сегодня, а не завтра. Гидроавиация — это не сиюминутный возврат средств. Если вы думаете, что Бе-200 приносит большие доходы, то это, увы, не так. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г. М. Бериева долгое время находился в сложной финансово-экономической ситуации. Но за счет введения современных стандартов в проектировании и производстве нам удалось стабилизировать ситуацию. Заказчики, а это в основном МЧС и Министерство обороны, в нас снова поверили. Да и заказы из США и Чили (а ранее — из Китая) — это тоже хорошая прибавка к загрузке ТАНТК. Мы будем продолжать инвестировать в науку, в опытно-конструкторские разработки, чтобы обеспечить сохранение наших лидирующих позиций по гидроавиации. Кстати, китайцы постоянно наступают на пятки. Самый большой гидросамолет в мире ныне — китайский. Россия остается в нише средней и малой гидроавиации. На салоне были выставлены амфибия Бе-103 и поплавковый самолет L-410. Последний, кстати, хороший пример международной кооперации. В Чехии делают фюзеляж, а на Уральском заводе гражданской авиации производят сборку, причем многие комплектующие уже делают в России. По двигателям этот вопрос сейчас решаем. В этом самолете заинтересован ряд островных государств: L-410 обещает быть вдвое дешевле ближайшего конкурента, канадского Twin Otter.

— Ходят слухи о продаже лицензии на Бе-103 тем же китайцам...

— Они ходят уже лет десять. Мы, в принципе, не возражаем против продажи лицензии, для нас это все равно рынок, все равно производство, все равно кооперация. Ну и учтите, что спрос на этот самолет в КНР гораздо выше, чем в России.

— На экспозиции в Геленджике было выставлено несколько моделей экранопланов, летательных аппаратов, которые практически никто в мире не производит. Их разработка — это блажь или перспективное направление?

— Не блажь. Хотя, конечно, все хорошо в меру. В СССР в свое время создали экраноплан с такими мощными двигателями, что при его испытаниях на Каспии повылетали стекла во всех ближайших домах. Сегодня облик экранопланов сильно изменился. Этот вопрос пока в процессе обсуждения, но не исключено, что Министерство обороны может заказать несколько машин. Будет спрос — будет и предложение. Работы по небольшим машинам этого класса мы финансировали из Госпрограммы развития морской техники.

Что касается палубной авиации, то она сейчас полностью соответствует всем потребностям Министерства обороны. Это истребители поколения 4+ Су-33 и МиГ-29КУБ, а также вертолет Ка-52К.

— Почему морской?

— Экранопланы у нас проходят по морскому регистру, поскольку считаются судами.

— А что у нас с палубной авиацией? Ведутся ли разработки новых самолетов для авианосцев? Или ставка сделана на морские версии сухопутной техники?

— Сперва надо разобраться с авианесущими кораблями. Здесь все будет зависеть от военно-морской доктрины страны. Если будет заказ на авианосец, то уверяю, что интеллектуальных и технологических ресурсов для его создания у нас хватит. Что касается палубной авиации, то она сейчас полностью соответствует всем потребностям Министерства обороны. Это истребители поколения 4+ Су-33 и МиГ-29КУБ, а также вертолет Ка-52К.

Без цифровизации о будущем нашей экономики говорить просто невозможно! Мы обязаны быть в одном ряду с ведущими мировыми державами, и, я уверен, будем!

— На «Гидроавиасалоне-2018» широко обсуждалось такое малознакомое для непосвященных явление, как цифровизация. Если по-простому, с чем ее едят, эту цифровизацию?

— Если совсем просто, то цифровизация, цифровая индустрия — это оптимизация процессов проектирования, производства, продаж, постпродажного обслуживания и даже утилизации при помощи цифровых технологий. В нашем случае — авиационной техники. Без цифровизации о будущем нашей экономики говорить просто невозможно! Мы обязаны быть в одном ряду с ведущими мировыми державами и, я уверен, будем! Без «цифры» невозможно быть конкурентоспособными, иначе будем тратить впустую слишком много времени и средств. С ней можно сделать многие процессы менее трудоемкими и повысить производительность труда. А производительность — ключевое понятие для любой экономики, это еще Карл Маркс доказал!

— На «Гидроавиасалоне-2018» вы подарили 3D-принтер юному изобретателю Максиму Кожевникову. Говорят, он придумал летательный аппарат, которого до этого не было в природе.

— С этим мальчиком я познакомился 2 года назад, на предыдущем авиасалоне. Максим действительно утверждал, что придумал совершенно новый тип беспилотника. Я тогда ему сказал: «Смотри, если сможешь запатентовать свою разработку, будет тебе принтер!» На этот салон он уже с патентом приехал. А патент — как раз и есть свидетельство того, что такую штуку до него еще никто не изобретал!

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Валерий Широков
    |
    18:16
    10.09.2018
    3
    +
    -
    Экранопланы и т.п. -разработки СССР!
Комментарии (2)
  1. Валерий Широков
    |
    18:16
    10.09.2018
    3
    +
    -
    Экранопланы и т.п. -разработки СССР!
  2. Андрей Иванцов[facebook]
    |
    18:42
    10.09.2018
    0
    +
    -
    без подводных дронов сопровождения, авианосцы это цели для потопления...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился оператор Борис Соколов?
  2. Правда ли, что на АЗС могут появиться ценники на пол-литра бензина?
  3. Чем известна Елена Бойко?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ