Срочная новость Взрыв прогремел в центре Стамбула Срочная новость

Когда рубль был золотым. Как развивалась наша промышленность 100 лет назад

«АиФ» продолжает цикл публикаций о том, как развивалась наша страна в начале XX века. с каким экономическим и социальным багажом она подошла к 1917 году, который резко повернул ход российской истории?

Вид из Дорогомилова на товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера в Москве.
Вид из Дорогомилова на товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера в Москве. © / Евгений Леонов / РИА Новости

Продолжение. Начало в № 5

В этом номере речь пойдёт о развитии промышленности и предпринимательства, строительстве железных дорог и уже зародившемся социальном законодательстве.

Рост промышленности

В период между 1890 и 1913 гг. производительность российской промышленности выросла в четыре раза. Её доходы не только почти сравнялись с поступлениями от земледелия — товары покрывали почти 4/5 внутреннего спроса на мануфактурные изделия.

 

Защита рабочих

Промышленное развитие вызвало быстрый рост числа фабрично-заводских рабочих. Нужно отметить, что законы, касающиеся охраны труда, были впервые изданы именно в России, ещё в XVIII веке, в царствование императрицы Екатерины II. В царствование Николая II были изданы законы для обеспечения безопасности рабочих в горнозаводской промышленности, на железных дорогах и предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья, — например, на пороховых заводах.

Детский труд до 12-летнего возраста был запрещён, несовершеннолетним и женщинам не разрешали работать в ночную смену. Штрафы не должны были превышать одной трети зарплаты. В 1912 г. был принят закон о страховых выплатах по болезни, при рождении ребёнка и несчастных случаях. Рабочие союзы были признаны законом, забастовки разрешены.

Развитие предпринимательства

В течение 4 лет перед началом Первой мировой войны количество вновь учреждавшихся акционерных обществ возросло более чем в 2 раза, а вложенный в них капитал — почти в 4 раза.

 

Строительство железных дорог

В 1880-1917 гг. было построено 58,2 тыс. км железных дорог (1,6 тыс. км в год в среднем)

В 1916 г., то есть в самый разгар войны, Россия построила более 2 тыс. км железных дорог, которые соединили Северный Ледовитый океан (порт Романовск, ныне Мурманск) с центром России.

Накануне войны выплаты по внешнему и внутреннему госдолгу более чем на 4/5 были обеспечены доходами, которые получало государство от эксплуатации железных дорог.

Источник: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах».

Русские железные дороги для пассажиров были самыми деш                            омфорта- бельными в мире. Поезд едет по Сибирской железной дороге.
Русские железные дороги для пассажиров были самыми дешёвыми и комфортабельными в мире. Поезд едет по Сибирской железной дороге. Фото: РИА Новости

Цена роста

Россия в начале XX в. совершила резкий рывок в промышленном развитии, но стала, как в наше время, прямо или косвенно принад­лежать иност­ранцам, утверждает ­Василий Симчера, экс-директор НИИ статистики Госстата, автор труда «Развитие экономики России за 100 лет».

Чугун, сталь, золото

— В начале ХХ в. Россия играла заметную роль в добывающей промышленности, производстве чугуна, стали, золота, пушнины, стройматериалов, военной техники, в машиностроении. По общему объёму технико-экономического развития страна находилась на 5-м месте в мире (после США, Германии, Великобритании и Франции). По объёму национального имущества (60,3 млр­д золотых рублей, а в США — 397,4 млрд в пересчёте на золотые рубли) тоже на 5-м месте (золотой рубль в России равнялся бумажному, а на внешнем рынке — 1,85 доллара США, бумажный был неконвертируемым. — Ред.). При этом по производству чугуна, стали, металлопроката, меди, золота, платины, паровозов, вагонов, зерна, сахара и ещё 27 ключевым показателям Россия входила в первую тройку стран мира. Сегодня по большинству позиций не входит и в десятку.

Промышленное производ­ство росло благодаря мерам царского правительства — отечественным промышленникам предоставляли льготы, ссуды и пособия. Металлургическим заводам казна щедро платила за железнодорожные рельсы. За первые 13 лет XX века объём производства вырос в стране почти вдвое, а внешней торговли — в 2,5 раза. По советам Витте и Менделеева Николай II в 1896 году ввёл существенные ограничения на экспорт сырой нефти — для развития отече­ственной нефтепереработки и машиностроения. Формировались крупные промышленные районы: Центральный, Уральский, Петербургский, Поволжский. Лишь в годы участия России в Первой мировой войне (1914-1917) показатели промышленного производства уменьшились, хотя отдельно взятые отрасли (военная техника, продовольствие, импорт), напротив, получили ускоренное развитие.

А деньги чьи?

Оборотной стороной ускорения была усиливавшаяся зависимость России от ино­странного (главным образом французского, бельгийского и британского) капитала. Витте и Столыпин хорохорились, но всё было не в порядке — экономике не хватало денег. Строительство железных дорог — кавказской, китайской — шло на иностранные кредиты. Даже деньги русских промышленников были заёмные. Иностранцы особенно охотно вкладывались в сырьевые отрасли. Так, Донбасс и бакинские нефтепромыслы фактически принадлежали британцам. В целом иностранцы владели, по крайней мере, 70% активов в сырьевой, тяжёлой и — в меньшей степени — в лёгкой промышленности. Эта зависимость стала причиной вовлечения России в ненужную ей мировую войну и последовавшего затем крушения империи.

Продолжение читайте в следующем номере «АиФ».

Благодарим за помощь в подготовке материала Григория Есаяна.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Alex Nikitin[googleplus]
    |
    15:23
    15.02.2016
    2
    +
    -
    если все так хорошо было ,то империя почему развалилась - и какое отношение к ней имеет рф - ссср больше на неё был похож
Комментарии (5)
  1. Hyde Park
    |
    09:42
    15.02.2016
    0
    +
    -
    :) давайте лучше от Томск чем Россия пришла к 1990 и чем она является сейчас....
  2. Дмитрий Кузнецов-Ларешин
    |
    12:35
    15.02.2016
    0
    +
    -
    Да, вот и вся недолга,прямой и косвенной принадлежностью здешних предприятий дальновидящему забугорному буржуинству расцвет промышленный предреволюционный лукаво подсвечивался.И ведь не будут иноземцы, отсохни у меня рука, вкладываться в то, что булавой рассейского народного возмездия по их собственным хребтам пойдёт плясать, коли слишком вольно начнут с евразиатами до и за уральскими обращаться.А мы-то, мы-то.Тоже отличились.Повелись на дядиньки-туриста-капиталиста тарабарящего жевачку, что тогда ,что теперь, будто бабы царского семейства на Распутинский мачизм.И ведь на самом деле--отдёрнули клешню с заёмным капиталом от " нашенских"по-гиннессовски протяжённейших границ словно от кипящего котла - - и уже дискомфортно как-то заощущалось, зябко, тошно и одиноко.Да-с,подчинённость ещё та--кабально-прилипчивая и трудноискоренимая.
  3. Alex Nikitin[googleplus]
    |
    15:23
    15.02.2016
    2
    +
    -
    если все так хорошо было ,то империя почему развалилась - и какое отношение к ней имеет рф - ссср больше на неё был похож
  4. ВЛАДИМР РОМАНОВ[mailru]
    |
    20:17
    15.02.2016
    0
    +
    -
    Я верю что придет опять России Золотой век и скор она станет великой державой, и этом уже есть большие предпосылки. Год два и Россия раскрутит маховик прогресса, отрешиться от нефтяной иглы и газа она заменит новыми источниками энергетики, и сделает большой скачек в космос, откуда будит добывать этот источник энергии, а значит новые технологии в робот техники большой прорыв произойдет в образование в медицине в сельском хозяйстве. Россия не напрасно вложила в проект космодром Дальневосточный огромные чумы денег, это трамплин к скачку России великое в Золотой век. Ром.В.В.Дед.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой мировой рекорд установила российская фигуристка Евгения Медведева?
  2. Какой цвет выбран главным на 2017 год?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 10 и 11 декабря?

Сколько вы планируете потратить на новогодние подарки близким?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ