00:05 17/12/2015 Виктория ГудковаТатьяна БогдановаИндира КодзасоваИрина МалинаВера Мартынова («АиФ-Ярославль»)Алексей Смирнов 1 3111

Национальное богатство. Сколько земли в России не используется?

«АиФ» провёл своё расследование: сколько земли в России простаивает или используется не по назначению. Сколько застроено коттеджами, заложено под кредиты и т. д.? И хватит ли оставшихся гектаров, чтобы прокормить Россию?

Когда кругом своя родная земля, и петь хочется!
Когда кругом своя родная земля, и петь хочется! © / Геннадий Михеев / АиФ

На запрос «АиФ» в Росреестре сообщили, что 22% земельного фонда России (385,5 млн га) - это земли сельхозназначения (см. инфографику). Данных о том, сколько из них сейчас заброшено, у организации нет. Известно лишь, что используется 339 млн га сельхозземель. А где остальные 46,5 млн га? 

Бесхозные участки

«Часть этих земель изъята под малоэтажное строительство, часть зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном. Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит, - говорит Виктор Хлыстун, академик РАН, д. э. н., профессор Гос­университета по землеустрой­ству. - Начавшееся в конце 90-х гг. разрушение системы управления земельными ресурсами привело к вопиющей бесхозяйственности. Не разграничены земли субъектов РФ, муниципальных образований и частных владельцев. 

Из-за отмены принципа обязательности на кадастровый учёт поставлено и зарегистрировано (а значит, имеет юридический статус, границы, площадь) меньше 20% земельных участков. Из 258 млн га государственных и муниципальных земель учтено и зарегистрировано только 25 млн га, остальные 233 млн остаются вне правового поля. Де-юре местные администрации не вправе осуществлять их оборот, в том числе сдавать в аренду, но де-факто они это делают. Отсюда «теневые» сделки, коррупция, криминал, бесконтрольность вывода земель из сельхозпроизводства.

Чтобы навести порядок в земельном хозяйстве страны, надо прежде всего провести сплошную инвентаризацию земель и последующее их межевание с установлением правообладателей, точных границ и площадей».  

Землю - крестьянам!

Академик Виктор Хлыстун (бывший председатель Госкомитета РСФСР по земельной реформе, затем министр с/х) - автор реформы 1990 г., благодаря которой в стране появилась частная собственность на землю, а жители сёл и деревень получили свои земельные доли. 

«Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю, - рассказывает академик. - Преобразования начались весьма успешно. В первый же год была проведена инвентаризация земель, отведено для садовод­ства и огородничества 950 тыс. участков (больше, чем за весь советский период), создано и наделено землёй больше 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом продолжали действовать колхозы и совхозы. Мы понимали, что земельные доли - это институт переходного периода, в течение которого каждый крестьянин распорядится ими, трансформировав право в реальное обладание собственностью. Но этого не произошло. До настоящего времени больше 1/3 долей остались невостребованными. Крайне отрицательно сказался затянувшийся на 8 лет процесс формирования земельного законодательства.  В 2001 г. Земельный кодекс наконец был принят, но вопросы регулирования оборота сельхозземель решили вынести в специальный закон, подготовка которого затянулась ещё на год.

Я был руководителем группы разработчиков, но под принятым вариантом закона свою подпись не поставил бы. Из закона выхолостили все важнейшие позиции, в том числе регулирование рынка сельхозземель, противодействие спекуляции и чрезмерной концентрации земли в собственности одного или группы лиц и др. Это создало возможность появления сверхкрупных землевладений, рост которых весьма опасен не только с экономических, но и с политических позиций. «Кущёвский» случай - тому подтверждение. Когда землевладелец захватывает огромную площадь, он начинает контролировать всё и всех: местную власть, прокуратуру, полицию, живущих на земле людей. Так не должно быть».

«Импорт семян - это страшно!»

Захваченные участки олигархи заложили в банки под кредиты, а земля  теперь простаивает. Часть земель просто не используется, потому что когда-то её взяли от жадности, а вкладываться теперь не хотят. 

«Если начнётся процесс изъятия неиспользуемых земель, важно не наделать новых ошибок, - предупреждает Наталья Шагайда, д. э. н., директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС. - В чём опасность? Расширяется армия проверяющих, которые должны выискивать простаивающие земли. Потом их выставят на аукцион, и, если покупателей не окажется (есть масса малоплодородных участков, которые никому не интересны), их может выкупить муниципалитет. Местный бюджет оторвёт деньги от насущных нужд, а что ему потом делать с экономически невыгодной землёй? Более разумно проводить процедуру изъятия, если есть заинтересованное в земле лицо. Фермер или другой сельхоз­производитель видит простаивающий участок и обращается в Россельхознадзор с целью установить факт неиспользования. В этом случае штат проверяющих не будет раздут и земля попадёт тем, кто будет ею заниматься.

К сожалению, уже не вернуть плодородные земли, на которых работали учёные. Государство разрешило Фонду жилищного строительства прекращать права пользования госземлёй даже тогда, когда она используется в научных и учебных целях. В результате забрали земли у питомников, селекционных станций, институтов садоводства. В Тамбовской обл. селекционеры лишились опытных участков, на которых проводили работу по замене импортных семян сои. В учебном хозяйстве Пермской сельхозакадемии изъяли под строительство около 700 га используемой пашни, 80% которой - высокопродуктивные угодья. 

Своими руками разрушают научную базу, а семена покупают за границей! Как будто не понимают, что импортозависимость от ресурсов страшнее импортозависимости от продуктов! Но в этом вопросе у государства пока нет никакой политики».

От редакции. Пока подписывался номер, В. Путин поручил правительству совместно с РАН и Федеральным агентством научных организаций заняться созданием отечественных посевного и племенного фондов. Программы должны быть готовы к марту 2016 г.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Юрий Путинцев
    |
    01:02
    18.12.2015
    2
    +
    -
    Если посмотреть декларации, подаваемые членами правительства, депутатами, губернаторами и другими госслужащими, сразу бросится в глаза – сколько га земель находится в их собственности. Дело-то даже не в том, много там тысяч га или мало. Тем более, что наши слуги разрешили сами себе не включать в декларации имущество жён и переписали на них то, что не хотели бы «светить». Просто глупо ждать от них принятия закона об изъятии у них их же собственности! Президент поручил правительству разработать программу создания отечественного посевного и племенного фонда к марту с.г. Но РАН и Федеральное агентство опять окажутся в роли вынужденных соучастников дурных решений, как описал это В. Хлыстун. А ведь он был и председателем Госкомитета по земельной реформе 1990 г., и министром сельского хозяйства, но те, которых он называет радикальными реформаторами, 9 лет саботировали все предложения профессионалов и добились-таки чубайсовской ваучеризации земель и полного демонтажа всего того, что ещё оставалось от советской системы! Полагаю, история повторится, и на ближайших выборах они попытаются захватить и президентские полномочия. Законы, касающиеся самих законодателей должны разрабатываться учёными, профессионалами, общественными организациями… Лица, чьи интересы затрагиваются такими законами, могут подавать свои предложения, но не должны иметь права участия в принятии таких законов. Обсуждаться проекты таких законов должны на общественных слушаниях, в СМИ, выноситься на референдумы (в соответствии с действующим законодательством). В конце концов, Конституция чётко говорит о том, что источником власти в стране является народ. Реализация воли народа - функция исполнительной власти. Но разве повышение их зарплат и доплат самим себе – это воля народа? Отдельные статьи УК об ответственности за мошенничество (ст. 159 – для простых смертных, но ст. 159.1 – для предпринимателей); отдельные законы о правилах начисления стажа и пенсий для народа и для его слуг; передача прав изменения назначения земель (перевод из сельхозугодий в муниципальную собственность и т.п.) – это всё воля народа? Вот поэтому после подготовки, обсуждения или референдума подобные законы должны издаваться как Указ президента. У губернаторов, конечно, должны быть права, но при этом они должны быть чётко сформулированы в государственных регламентах, в том, что у нас почему-то называется правилами игры (какие уж тут игры, в которых они – крупье, а мы – приговорённые «лохи» ?!).
Комментарии (1)
  1. Юрий Путинцев
    |
    01:02
    18.12.2015
    2
    +
    -
    Если посмотреть декларации, подаваемые членами правительства, депутатами, губернаторами и другими госслужащими, сразу бросится в глаза – сколько га земель находится в их собственности. Дело-то даже не в том, много там тысяч га или мало. Тем более, что наши слуги разрешили сами себе не включать в декларации имущество жён и переписали на них то, что не хотели бы «светить». Просто глупо ждать от них принятия закона об изъятии у них их же собственности! Президент поручил правительству разработать программу создания отечественного посевного и племенного фонда к марту с.г. Но РАН и Федеральное агентство опять окажутся в роли вынужденных соучастников дурных решений, как описал это В. Хлыстун. А ведь он был и председателем Госкомитета по земельной реформе 1990 г., и министром сельского хозяйства, но те, которых он называет радикальными реформаторами, 9 лет саботировали все предложения профессионалов и добились-таки чубайсовской ваучеризации земель и полного демонтажа всего того, что ещё оставалось от советской системы! Полагаю, история повторится, и на ближайших выборах они попытаются захватить и президентские полномочия. Законы, касающиеся самих законодателей должны разрабатываться учёными, профессионалами, общественными организациями… Лица, чьи интересы затрагиваются такими законами, могут подавать свои предложения, но не должны иметь права участия в принятии таких законов. Обсуждаться проекты таких законов должны на общественных слушаниях, в СМИ, выноситься на референдумы (в соответствии с действующим законодательством). В конце концов, Конституция чётко говорит о том, что источником власти в стране является народ. Реализация воли народа - функция исполнительной власти. Но разве повышение их зарплат и доплат самим себе – это воля народа? Отдельные статьи УК об ответственности за мошенничество (ст. 159 – для простых смертных, но ст. 159.1 – для предпринимателей); отдельные законы о правилах начисления стажа и пенсий для народа и для его слуг; передача прав изменения назначения земель (перевод из сельхозугодий в муниципальную собственность и т.п.) – это всё воля народа? Вот поэтому после подготовки, обсуждения или референдума подобные законы должны издаваться как Указ президента. У губернаторов, конечно, должны быть права, но при этом они должны быть чётко сформулированы в государственных регламентах, в том, что у нас почему-то называется правилами игры (какие уж тут игры, в которых они – крупье, а мы – приговорённые «лохи» ?!).
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему полицейские в США застрелили афроамериканца Кита Скотта?
  2. Что такое ядовитая физалия (португальский кораблик)?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

Делаете ли вы сбережения на случай возникновения кризисной ситуации?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ