Спасти утопающих. Президент назвал отрасли, которые находятся в зоне риска

Поддержка государства, по словам Владимира Путина, нужна строительству, лёгкой промышленности, автомобилестроению и железнодорожному машиностроению.

«АиФ» спросил экспертов, как превратить отстающие отрасли в двигатели экономики. В этом номере читайте о строительстве и  лёгкой промышленности.  

Кто хозяйничает на стройках?

Альберт Джуссоев, глава крупной строи­тельной компании, кандидат экономиче­ских наук

- Президент очень мудро оценил значимость строительной отрасли для государства. Ведь недаром существует поговорка: «Бог создал землю. Всё остальное на ней создали строители». Но что мы видим на сегодняшний день в России? Стареющие жилой фонд, промышленные и инфраструктурные объекты, падение объёмов строительства... Ещё одно подтверждение кризиса в отрасли - преобладание на нашем рынке иностранных строительных компаний. В результате общего развала экономики в 90-е годы прекратили свою деятельность ведущие государственные строительные компании, которые десятилетиями нарабатывали свой авторитет, - такие советские гиганты, как «Главмоспром­строй», «Главмос­строй», «Мосинжстрой», закрылось большое число заводов по выпуску строительных материалов, крупнейшие проектные институты. А на смену им пришли турецкие и другие иностранные конкуренты, которые, к сожалению, практически стали хозяевами на наших стройках.

Главный риск, который сегодня грозит стройкомплексу, - это возможное дальнейшее падение объёмов в промышленном и гражданском строительст­ве. Чтобы остановить угасание, необходимо перейти к чёткому государственному регулированию и планированию. Создать специальную государственную комиссию, которая оценила бы сложившуюся в отрасли ситуацию, измерила глубину кризиса и наметила меры спасения. Нужно в масштабах страны проанализировать потребности в возведении промышленных и гражданских объектов, в подведении к ним коммуникаций, дорог, в энергетических ресурсах - словом, провести работу, которую раньше с успехом выполнял Госплан СССР. 

Кроме того, надо принять закон, который запрещал бы иностранным компаниям выступать в роли генеральных подрядчиков и генеральных проектировщиков. Также считаю необходимым создание крупнейших строительных корпораций с участием государст­ва. Им нужно гарантировать получение подрядов на годы вперёд - только это позволит реализовать строительство объектов любой сложности. 

Правильно было бы вернуться к практике лицензирования и повысить требования к компаниям, претендующим на получение лицензии. А существенно снизить стоимость строительства позволит возвращение к ресурсному методу расчётов сметной стоимости объектов. Для застройщиков, занятых на социально значимых объектах, необходимо предусмотреть льготное кредитование. 

Ещё один немаловажный фактор развития - государственное стимулирование специалистов, занятых в строительной отрасли. Нужно поднять значимость положения в обществе человека труда, строителя.

Если помочь стройкомплексу стать тем, чем он и должен быть, - локомотивом экономики, - мы решим целый комплекс проблем. Обеспечим россиян жильём, заменим устаревшие коммуникации, подтянув развитие ЖКХ, гарантируем массовую занятость населения и заказы для смежных отраслей - машиностроения, металлургии, химпрома, транспорта, энергетики и др., восстановим промышленный потенциал страны. Опыт ведущих экономик мира доказывает, что во времена кризисов именно строительство становится двигателем развития страны. Стимулирование этой отрасли - один из факторов такого государственного подхода, который интересы человека ставит превыше всего.

Строительство, легкая промышленность, инфографика

Нелёгкая доля легпрома

Андрей Разбродин, президент Россий­ского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности:

- Более 20 лет назад люди, которые стояли тогда у руля государства, приняли решение, что наша отрасль им не нужна. Посыл был такой: всё, что необходимо стране, купим за рубежом! Под эту концепцию подгонялась статистика. Утверждалось, что при отказе от развития собственной лёгкой промышленности экономика России много не потеряет, так как в ВВП эта отрасль приносит не более 1%. Конечно, при таком подходе к вопросу текстильная и лёгкая промышленность на сегодняшний день оказалась в зоне риска, о которой сказал президент. Все страны, где этот сектор развивается, вкладывают в него внушительные средства, предоставляют различные преференции и льготы. В результате отечественным производителям приходится конкурировать не просто с отдельными предприятиями из Китая, Турции, европейских стран, но с иностранными государственными системами поддержки. Рыночного подхода сегодня ни в нашей отрасли, ни в целом в экономике нет. В мире кризис перепроизводства, идёт жесточайшая борьба за рынки, в которой мы пока проигрываем. 

Сегодня объём рынка продукции текстильной и лёгкой промышленности в России - 3 трлн руб. Из них только 18% (около 800 млрд руб.) - за отечественными производителями. Именно с этой суммы платятся все виды налогов, а с оставшихся 2 с лишним триллионов - только таможенные пошлины. 

И в этом обороте учтена далеко не вся продукция нашей отрасли. Текстильная и лёгкая промышленность - это не только трусы, носки, одежда и обувь, как принято считать. Более 50% - это товары не народного потребления, но используются они в самых разных областях: от сельского хозяйства и автомобилестроения до медицины и космоса. Приведу простой пример - стеклоткань. Она применяется для производства композитных материалов, из которых делают крылья автомобилей, беспилотники и многое другое. С этой точки зрения лёгкая промышленность - ещё и стратегически важная отрасль, развитие которой необходимо для безопасности страны.

Именно с такой мыслью и должны создаваться и реализовываться все планы по поддерж­ке лёгкой промышленности. Нужны комплексные решения, нельзя выделять какую-то о­дну часть или процесс. Если мы  говорим, например, о синтетических тканях, то необходимо наладить в стране полный цикл производства, а не закупать синтетическое волокно за границей. Тем более что сырья, из кото­рого оно делается,  - нефте­продуктов - в России предостаточно. 

Если говорить о первоочередных мерах поддержки, то их две. Первое: создание уполномоченного банка (как Россельхозбанк в сельском хозяйстве), который выдавал бы льготные кредиты. У нас есть мощности, чтобы увеличить производство текстиля в 2 раза, но нет на это оборотных средств. Второе: докапитализировать «Росагролизинг», чтобы он на тех же условиях и по тем же принципам, что в сельском хозяйстве, помогал нашей отрасли с приобретением нового оборудования.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    13:34
    18.12.2015
    3
    +
    -
    Снова песня счастья - дай, денег, дай! Непонятно - зачем строили Новую Москву? Где при стоимости 35-40 тыс.р. за 1 кв. м. просят 180 - 250 тыс.р. Что? В Подмосковье строятся громадные предприятия, где нужны люди? Или простой спекулятивный вариант? На деньги бюджета? По отработанным схемам? Неужели на Сахалине, Владивостоке, Магадане - не нужны новые квартиры и производства?? Или фермерам выделили лучшие места в городах ? Личные, без платы за аренду земли. Для реализации своего труда в своих магазинах? Без перекупов и сетевиков? Что? Дали целевые кредиты - лично тем, кто на земле? Почему всегда - прокладки, посредники, эксперты и прочая плесень - которая жирует на тех кто реально производит? Прослушал президента - грустно.. Все, кто это создал - остаются на местах.. Так ему привычно - кадры, мол - не разбрасываемся.. Странно конечно, но ему видней.. Он президент..Не комментаторы чужих действий..
  2. Alex Diver[mailru]
    |
    14:19
    18.12.2015
    1
    +
    -
    А может лучше и дешевле пристрелить все эти отрасли? Сколько ни вваливали денег а автопром а ничего путнего он так и не производит: ТАЗы да отверточная сборка иномарок. И при этом все равно загибается. С железными дорогами все еще интереснее. ЖД транспорт должен быть дешевле автомобильного, а у нас все наоборот - отсюда кучи фур на перегруженных дорогах. Про легкую промышленность и сказать нечего. Я даже не вспомню когда в последний раз покупал отечественную одежду.
Комментарии (5)
  1. Карабас
    |
    13:34
    18.12.2015
    3
    +
    -
    Снова песня счастья - дай, денег, дай! Непонятно - зачем строили Новую Москву? Где при стоимости 35-40 тыс.р. за 1 кв. м. просят 180 - 250 тыс.р. Что? В Подмосковье строятся громадные предприятия, где нужны люди? Или простой спекулятивный вариант? На деньги бюджета? По отработанным схемам? Неужели на Сахалине, Владивостоке, Магадане - не нужны новые квартиры и производства?? Или фермерам выделили лучшие места в городах ? Личные, без платы за аренду земли. Для реализации своего труда в своих магазинах? Без перекупов и сетевиков? Что? Дали целевые кредиты - лично тем, кто на земле? Почему всегда - прокладки, посредники, эксперты и прочая плесень - которая жирует на тех кто реально производит? Прослушал президента - грустно.. Все, кто это создал - остаются на местах.. Так ему привычно - кадры, мол - не разбрасываемся.. Странно конечно, но ему видней.. Он президент..Не комментаторы чужих действий..
  2. Alex Diver[mailru]
    |
    14:19
    18.12.2015
    1
    +
    -
    А может лучше и дешевле пристрелить все эти отрасли? Сколько ни вваливали денег а автопром а ничего путнего он так и не производит: ТАЗы да отверточная сборка иномарок. И при этом все равно загибается. С железными дорогами все еще интереснее. ЖД транспорт должен быть дешевле автомобильного, а у нас все наоборот - отсюда кучи фур на перегруженных дорогах. Про легкую промышленность и сказать нечего. Я даже не вспомню когда в последний раз покупал отечественную одежду.
  3. sheen
    |
    19:15
    19.12.2015
    0
    +
    -
    Строителная отрасол в России находится в полном отстои. А находится она в том положении по нескольким причинам: 1) Скорость строительных работ затягиваются ( зачастую привлекают низкоквалифицированных работников, не своевременная доставка материалов на стройку, не способность составить смету как на строительные работы так и на материалы, целенаправленное использования устаревшего и старого оборудования по принципу хоть и сломается но когда нибудь пришлют новое что бы достроить); 2) Отсутствует нормативная база для создания преимущества тех строителных организации которые в срок и качественно строют перед теми которые имеют задержки как в строительстве так и по качеству; 3) Финансовая составляющая ( отсутствие преимущества в финансовых льготах ( уменьшения для них процентной ставки) тех строителных организации которые своевременно и качественно строют! По стройки для начала хватит. По текстилю то же много писат!
  4. sheen
    |
    19:24
    19.12.2015
    0
    +
    -
    Отсутствует прозрачный рейтинг строителных компании и фирм и опят корупция при распределении заказов и т.д.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда обращаться, если не пришла пенсия?
  2. Действительно ли современные люди глупее предыдущих поколений?
  3. Почему нельзя выбрасывать старые холодильники, не сняв дверцу?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ