Спасти утопающих. Президент назвал отрасли, которые находятся в зоне риска

Поддержка государства, по словам Владимира Путина, нужна строительству, лёгкой промышленности, автомобилестроению и железнодорожному машиностроению.

«АиФ» спросил экспертов, как превратить отстающие отрасли в двигатели экономики. В этом номере читайте о строительстве и  лёгкой промышленности.  

Кто хозяйничает на стройках?

Альберт Джуссоев, глава крупной строи­тельной компании, кандидат экономиче­ских наук

- Президент очень мудро оценил значимость строительной отрасли для государства. Ведь недаром существует поговорка: «Бог создал землю. Всё остальное на ней создали строители». Но что мы видим на сегодняшний день в России? Стареющие жилой фонд, промышленные и инфраструктурные объекты, падение объёмов строительства... Ещё одно подтверждение кризиса в отрасли - преобладание на нашем рынке иностранных строительных компаний. В результате общего развала экономики в 90-е годы прекратили свою деятельность ведущие государственные строительные компании, которые десятилетиями нарабатывали свой авторитет, - такие советские гиганты, как «Главмоспром­строй», «Главмос­строй», «Мосинжстрой», закрылось большое число заводов по выпуску строительных материалов, крупнейшие проектные институты. А на смену им пришли турецкие и другие иностранные конкуренты, которые, к сожалению, практически стали хозяевами на наших стройках.

Главный риск, который сегодня грозит стройкомплексу, - это возможное дальнейшее падение объёмов в промышленном и гражданском строительст­ве. Чтобы остановить угасание, необходимо перейти к чёткому государственному регулированию и планированию. Создать специальную государственную комиссию, которая оценила бы сложившуюся в отрасли ситуацию, измерила глубину кризиса и наметила меры спасения. Нужно в масштабах страны проанализировать потребности в возведении промышленных и гражданских объектов, в подведении к ним коммуникаций, дорог, в энергетических ресурсах - словом, провести работу, которую раньше с успехом выполнял Госплан СССР. 

Кроме того, надо принять закон, который запрещал бы иностранным компаниям выступать в роли генеральных подрядчиков и генеральных проектировщиков. Также считаю необходимым создание крупнейших строительных корпораций с участием государст­ва. Им нужно гарантировать получение подрядов на годы вперёд - только это позволит реализовать строительство объектов любой сложности. 

Правильно было бы вернуться к практике лицензирования и повысить требования к компаниям, претендующим на получение лицензии. А существенно снизить стоимость строительства позволит возвращение к ресурсному методу расчётов сметной стоимости объектов. Для застройщиков, занятых на социально значимых объектах, необходимо предусмотреть льготное кредитование. 

Ещё один немаловажный фактор развития - государственное стимулирование специалистов, занятых в строительной отрасли. Нужно поднять значимость положения в обществе человека труда, строителя.

Если помочь стройкомплексу стать тем, чем он и должен быть, - локомотивом экономики, - мы решим целый комплекс проблем. Обеспечим россиян жильём, заменим устаревшие коммуникации, подтянув развитие ЖКХ, гарантируем массовую занятость населения и заказы для смежных отраслей - машиностроения, металлургии, химпрома, транспорта, энергетики и др., восстановим промышленный потенциал страны. Опыт ведущих экономик мира доказывает, что во времена кризисов именно строительство становится двигателем развития страны. Стимулирование этой отрасли - один из факторов такого государственного подхода, который интересы человека ставит превыше всего.

Строительство, легкая промышленность, инфографика

Нелёгкая доля легпрома

Андрей Разбродин, президент Россий­ского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности:

- Более 20 лет назад люди, которые стояли тогда у руля государства, приняли решение, что наша отрасль им не нужна. Посыл был такой: всё, что необходимо стране, купим за рубежом! Под эту концепцию подгонялась статистика. Утверждалось, что при отказе от развития собственной лёгкой промышленности экономика России много не потеряет, так как в ВВП эта отрасль приносит не более 1%. Конечно, при таком подходе к вопросу текстильная и лёгкая промышленность на сегодняшний день оказалась в зоне риска, о которой сказал президент. Все страны, где этот сектор развивается, вкладывают в него внушительные средства, предоставляют различные преференции и льготы. В результате отечественным производителям приходится конкурировать не просто с отдельными предприятиями из Китая, Турции, европейских стран, но с иностранными государственными системами поддержки. Рыночного подхода сегодня ни в нашей отрасли, ни в целом в экономике нет. В мире кризис перепроизводства, идёт жесточайшая борьба за рынки, в которой мы пока проигрываем. 

Сегодня объём рынка продукции текстильной и лёгкой промышленности в России - 3 трлн руб. Из них только 18% (около 800 млрд руб.) - за отечественными производителями. Именно с этой суммы платятся все виды налогов, а с оставшихся 2 с лишним триллионов - только таможенные пошлины. 

И в этом обороте учтена далеко не вся продукция нашей отрасли. Текстильная и лёгкая промышленность - это не только трусы, носки, одежда и обувь, как принято считать. Более 50% - это товары не народного потребления, но используются они в самых разных областях: от сельского хозяйства и автомобилестроения до медицины и космоса. Приведу простой пример - стеклоткань. Она применяется для производства композитных материалов, из которых делают крылья автомобилей, беспилотники и многое другое. С этой точки зрения лёгкая промышленность - ещё и стратегически важная отрасль, развитие которой необходимо для безопасности страны.

Именно с такой мыслью и должны создаваться и реализовываться все планы по поддерж­ке лёгкой промышленности. Нужны комплексные решения, нельзя выделять какую-то о­дну часть или процесс. Если мы  говорим, например, о синтетических тканях, то необходимо наладить в стране полный цикл производства, а не закупать синтетическое волокно за границей. Тем более что сырья, из кото­рого оно делается,  - нефте­продуктов - в России предостаточно. 

Если говорить о первоочередных мерах поддержки, то их две. Первое: создание уполномоченного банка (как Россельхозбанк в сельском хозяйстве), который выдавал бы льготные кредиты. У нас есть мощности, чтобы увеличить производство текстиля в 2 раза, но нет на это оборотных средств. Второе: докапитализировать «Росагролизинг», чтобы он на тех же условиях и по тем же принципам, что в сельском хозяйстве, помогал нашей отрасли с приобретением нового оборудования.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    13:34
    18.12.2015
    3
    +
    -
    Снова песня счастья - дай, денег, дай! Непонятно - зачем строили Новую Москву? Где при стоимости 35-40 тыс.р. за 1 кв. м. просят 180 - 250 тыс.р. Что? В Подмосковье строятся громадные предприятия, где нужны люди? Или простой спекулятивный вариант? На деньги бюджета? По отработанным схемам? Неужели на Сахалине, Владивостоке, Магадане - не нужны новые квартиры и производства?? Или фермерам выделили лучшие места в городах ? Личные, без платы за аренду земли. Для реализации своего труда в своих магазинах? Без перекупов и сетевиков? Что? Дали целевые кредиты - лично тем, кто на земле? Почему всегда - прокладки, посредники, эксперты и прочая плесень - которая жирует на тех кто реально производит? Прослушал президента - грустно.. Все, кто это создал - остаются на местах.. Так ему привычно - кадры, мол - не разбрасываемся.. Странно конечно, но ему видней.. Он президент..Не комментаторы чужих действий..
  2. Alex Diver[mailru]
    |
    14:19
    18.12.2015
    1
    +
    -
    А может лучше и дешевле пристрелить все эти отрасли? Сколько ни вваливали денег а автопром а ничего путнего он так и не производит: ТАЗы да отверточная сборка иномарок. И при этом все равно загибается. С железными дорогами все еще интереснее. ЖД транспорт должен быть дешевле автомобильного, а у нас все наоборот - отсюда кучи фур на перегруженных дорогах. Про легкую промышленность и сказать нечего. Я даже не вспомню когда в последний раз покупал отечественную одежду.
Комментарии (5)
  1. Карабас
    |
    13:34
    18.12.2015
    3
    +
    -
    Снова песня счастья - дай, денег, дай! Непонятно - зачем строили Новую Москву? Где при стоимости 35-40 тыс.р. за 1 кв. м. просят 180 - 250 тыс.р. Что? В Подмосковье строятся громадные предприятия, где нужны люди? Или простой спекулятивный вариант? На деньги бюджета? По отработанным схемам? Неужели на Сахалине, Владивостоке, Магадане - не нужны новые квартиры и производства?? Или фермерам выделили лучшие места в городах ? Личные, без платы за аренду земли. Для реализации своего труда в своих магазинах? Без перекупов и сетевиков? Что? Дали целевые кредиты - лично тем, кто на земле? Почему всегда - прокладки, посредники, эксперты и прочая плесень - которая жирует на тех кто реально производит? Прослушал президента - грустно.. Все, кто это создал - остаются на местах.. Так ему привычно - кадры, мол - не разбрасываемся.. Странно конечно, но ему видней.. Он президент..Не комментаторы чужих действий..
  2. Alex Diver[mailru]
    |
    14:19
    18.12.2015
    1
    +
    -
    А может лучше и дешевле пристрелить все эти отрасли? Сколько ни вваливали денег а автопром а ничего путнего он так и не производит: ТАЗы да отверточная сборка иномарок. И при этом все равно загибается. С железными дорогами все еще интереснее. ЖД транспорт должен быть дешевле автомобильного, а у нас все наоборот - отсюда кучи фур на перегруженных дорогах. Про легкую промышленность и сказать нечего. Я даже не вспомню когда в последний раз покупал отечественную одежду.
  3. sheen
    |
    19:15
    19.12.2015
    0
    +
    -
    Строителная отрасол в России находится в полном отстои. А находится она в том положении по нескольким причинам: 1) Скорость строительных работ затягиваются ( зачастую привлекают низкоквалифицированных работников, не своевременная доставка материалов на стройку, не способность составить смету как на строительные работы так и на материалы, целенаправленное использования устаревшего и старого оборудования по принципу хоть и сломается но когда нибудь пришлют новое что бы достроить); 2) Отсутствует нормативная база для создания преимущества тех строителных организации которые в срок и качественно строют перед теми которые имеют задержки как в строительстве так и по качеству; 3) Финансовая составляющая ( отсутствие преимущества в финансовых льготах ( уменьшения для них процентной ставки) тех строителных организации которые своевременно и качественно строют! По стройки для начала хватит. По текстилю то же много писат!
  4. sheen
    |
    19:24
    19.12.2015
    0
    +
    -
    Отсутствует прозрачный рейтинг строителных компании и фирм и опят корупция при распределении заказов и т.д.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое опасное вождение?
  2. Кто такие Афанасьев и Солошенко, которые просят Путина о помиловании?
  3. Кто такой Евгений Пригожин, чей кортеж пытался скрыться от полиции?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ