aif.ru counter
Сергей Нефёдов 1589

Тайны Бангалора. Какие военные и гражданские самолеты РФ предлагает Индии

На территории военной базы Yelahanka в индийском Бангалоре уже в седьмой раз прошел международный авиасалон Aero India 2019.

Су-30MKИ в небе Бангалора.
Су-30MKИ в небе Бангалора. © / Фото: Петр Бутовски

Россия в лице Объединенной авиастроительной корпорации представляет на выставке один из крупнейших выставочных стендов. На нем представлены ключевые проекты корпорации во всех сегментах: ПАК ФА (Т-50), Су-35, Су-30СМ, Як-152, Як-130 , МиГ-35, МиГ-29К, Ил-78МК-90A, Ил-112В, Ил-114МП, Бе-200, Бе-103, Superjet 100 и МС-21-300.

Всего же российские производители военной техники привезли в Бангалор более 200 лучших своих разработок. «Индия — один из наших ключевых партнеров на мировом рынке авиатехники. Потому участие в выставке AeroIndia для нас — отличная возможность не только продемонстрировать текущий уровень сотрудничества, но, главное, выйти на конкретные договоренности и решения на дальнейшую перспективу», — сказал прилетевший в Бангалор президент ОАК Юрий Слюсарь.

Специалисты знают, что лучшая реклама для самолетов получается тогда, когда их демонстрирует сам заказчик. И тут у России на выставке были отличные позиции. Номер 1 на летном поле — истребитель Су-30МКИ. Эти самолеты составляют основу ВВС Индии: сейчас их в строю 250. А всего действующие контракты предусматривают поставку 272 таких машин. Высока вероятность того, что Индия заключит еще один контракт на поставку таких истребителей, которые по критерию эффективность/стоимость не имеют себе равных. Кстати, Су-30СМ, которые стали дальнейшим развитием Су-30МКИ, — это самые массовые на сегодня новые истребители Вооруженных сил России. 

Производятся Су-30МКИ на заводе корпорации HAL по лицензии российской корпорации «Иркут». И это один из важных факторов их успеха. Создатели самолета в свое время предложили Дели не только поставку готовых машин, но и глубокую промышленную кооперацию. Таким образом, «Иркут» и «ОКБ Сухого» на практике реализовали стратегию «Make in India» еще до того, как она была провозглашена. Новый шаг в этом направлении будет сделан, если Россия и Индия скоординируют программу модернизации двух своих основных истребителей. 

В павильонах выставки лозунг «Make in India» повсюду. Переводится он как «Сделай в Индии». «Приходите и производите на нашей земле. Продавайте в любую страну мира, но делайте здесь», — призывает иностранцев премьер Индии Нарендра Моди. Это новая стратегия правительства страны. Индусы все больше стремятся не покупать военную технику, а производить ее у себя. Причины очевидны: это не только дает новые рабочие места, но и способствует развитию промышленности, привлечению инвестиций и росту независимости от иностранных поставщиков.

Благодаря своей готовности поддержать новую стратегию Россия не уступает в жесткой борьбе за право получить военные заказы Индии, одного из крупнейших импортеров вооружений в мире. И здесь надо отметить, что, несмотря на мощное давление Запада, руководство этой страны не только не свернуло военно-техническое сотрудничество с Москвой, но даже планирует его расширить. 

На выставке также объявлено о начале совместных работ по созданию гиперзвуковой ракеты воздушного базирования BrahМos-2, которая будет создана и испытана до 2024 года. Ее предшественница — сверхзвуковая ракета BrahМos — в большом количестве закупается всеми видами вооруженных сил Индии.

Выпускает ее одноименное российско-индийское предприятие, получившее свое название в честь двух рек: Брахмапутры и Москвы-реки. BrahMos способна развивать скорость 2,8-3,0 Маха, что в три с лишним раза больше скорости основной американской противокорабельной ракеты «Гарпун». В ракете реализован принцип «выстрелил и забыл», т. е. после пуска она сама идет к цели и поражает ее, даже если та маневрирует. 

Су-30МКИ с «БраМосом».
Су-30МКИ с «БраМосом». Фото: Марина Лысцева

Ракета чрезвычайно эффективная, но достаточно тяжелая. Поднять ее может только Су-30МКИ, что и было продемонстрировано на летном поле выставки. В Бангалоре было объявлено и о продвижении работ по созданию облегченного варианта ракеты BrahMos. Истребители Су-30МКИ смогут поднимать сразу пять новых ракет, которые уже названы BrahMos NG и впервые продемонстрированы на авиасалоне. Примечательно, что эти ракеты смогут нести и более легкие истребители.

Основная интрига индийского рынка боевых самолетов в ближайшие годы связана с тендером на 110 новых истребителей. 17 из них должны быть поставлены готовыми, а остальные 93 — построены в Индии. Стоимость программы оценивается в $15-18 млрд. Схватка ожидается беспрецедентно жесткая. В тендере будут участвовать американские F/A-18 и F-16, европейский Eurofighter Typhoon, французский Rafalel и шведский Gripen E. Россию, по имеющейся информации, будут представлять два самолета: Су-35 и МиГ-35. По сообщениям местной прессы, заключив контракт с Москвой, индийская сторона сможет сэкономить до 20%. 

Также появилась информация о том, что Индия планирует купить у России 21 истребитель МиГ-29. Сумма контракта оценивается в 850 млн долларов.

Самолет МиГ 27 на выставке Aero India в Бангалоре.
Самолет МиГ-27 на выставке Aero India в Бангалоре. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Струговец

Инициативы России на индийском рынке не ограничиваются военной авиацией. ОАК провела на выставке презентацию своих перспективных гражданских проектов, которые имеют шансы найти заказчиков в Южно-Азиатском регионе. Аудитории были представлены среднемагистральный МС-21-300, региональный реактивный SSJ и также региональный, но турбовинтовой Ил-114-300.

Темп роста рынка авиаперевозок в Индии составляет более 6,5% в год, что выше среднемировых показателей. Согласно прогнозу, в 2038 г. пассажиропоток Индии составит 650 млн человек. Суммарный прогноз заказов на ближайшие 20 лет — 800 самолетов. 90% поставок придется на среднемагистральные и региональные лайнеры, поскольку опережающими темпами будут расти внутренние перевозки между городами Индии.

В этих условиях «русская тройка» — МС-21, SSJ и Ил-114 — получает шанс завоевать ощутимую долю растущего рынка. Это, конечно, непростое дело, поскольку российские гражданские самолеты в парке авиакомпаний Индии сегодня отсутствуют. 

В качестве стимулов для индийских заказчиков Россия разрабатывает меры поддержки продаж. Одновременно с представлением самолетов на выставке прошла презентация новой концепции послепродажного обслуживания ОАК. Россияне заверили индусов, что вся военная и гражданская техника, которую производят компании, входящие в ОАК, получит сервисную поддержку за рубежом в режиме «одного окна». Как пояснили в корпорации, это позволит существенно сократить время и затраты на всех этапах послепродажного обслуживания, — от создания технических центров до осуществления регламентных работ и ремонта — а также ввести единый стандарт оказания этих услуг.

Кроме того, если индийские авиакомпании закупят российские пассажирские самолеты, Москва, в полном соответствии со стратегией «Make in India», пойдет на локализацию производства. Авиационные эксперты поясняют, что речь не идет исключительно о сборке лайнеров в Индии. Местным компаниям могут быть переданы заказы на производство компонентов для самолетов или окончательную подготовку в соответствии с требованиями конкретных авиакомпаний-заказчиков. В любом случае это сотрудничество будет взаимовыгодным.

В заключение надо отметить, что готовится межправсоглашение по созданию в Индии завода по производству автоматов Калашникова, которое может быть подписано уже в этом году. Речь идет о выпуске 750 тыс. единиц оружия. Россия также намерена выйти на индийский рынок беспилотных летательных аппаратов, планируется создать предприятие по ремонту двигателей транспортных вертолетов Ми-17.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему нельзя выбрасывать чек из банкомата?
  2. Кто взял на себя ответственность за взрывы на Шри-Ланке?
  3. Когда Зеленский вступит в должность президента?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ