Елена Трегубова 1 8257

Бесполезная труба. Почему Евросоюз торпедирует «Северный поток-2»

В перспективе необходимость Европы в газопроводе «Северный поток-2» сойдет на нет – регион снизит потребление топлива и нарастит импорт СПГ, допускают в Еврокомиссии. Насколько этот прогноз соответствует действительности, разбирался АиФ.ru.

Алексей Куденко / РИА Новости

Вторая ветка газопровода «Северный поток» не нужна Европе, потому что потребление газа в странах Старого света будет снижаться, к такому выводу пришли в Еврокомиссии (ЕК), на материалы которых ссылается РИА Новости. Бессмысленным проект делает и создаваемая в ЕС инфраструктура для импорта сжиженного природного газа (СПГ).

Энергопакет преткновения

Любопытно, что заявление о нецелесообразности строительства «СП-2» совпало с планами ЕК изменить правила прокладки морских газопроводов. Речь идет о Газовой директиве Евросоюза, в которой говорится о недискриминационном установлении тарифов на прокачку газа, доступе третьих сторон к газопроводу для прокачки топлива, а также о разделении деятельности по продаже и транспортировке газа. Грубо говоря, одна и та же компания не может одновременно осуществлять транспортировку топлива и зарабатывать на его поставках. Из-за действия этого правила в свое время пострадал газопровод «Южный поток». Строительство трубопровода мощностью 63 млрд кубометров в год (который должен был пройти через Россию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию и Хорватию и свести к нулю украинский транзит) было заморожено в 2014 году из-за несоответствия нормам Третьего энергетического пакета.

Москва от намерения обеспечивать Евросоюз газом в обход Украины не отказалась, и договорилась с европейскими партнерами о строительстве второй ветки «Северного потока». Трубопровод мощностью 55 млрд кубометров в год должен пройти по дну Балтийского моря до Германии. Поскольку география «СП-2» проходит по морю, под действие Газовой директивы Евросоюза проект не попадает. Но если в Брюсселе инициированные Еврокомиссией поправки будут приняты, ситуация изменится. 

В октябре зампред «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что попытки помешать реализации «Северного потока-2» имеют политический подтекст. «За этим стоит одна простая политическая цель — разыгрывать украинскую карту», — уверен он. По словам Медведева, юридический департамент Евросоюза отверг применение Третьего энергопакета к газопроводу.

Не поддерживает поправки к Газовой доктрине ЕС и главный лоббист второй ветки газопровода — Германия. Как пишет местная газета Handelsblatt, в Берлине «СП-2» рассматривают как коммерческий проект.

По словам первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, главное препятствие для газопровода — это его политизация.

«Говорить о его бесполезности неразумно, если учесть альтернативу — передачу газа по территории Украины, которая сопряжена с рядом серьезных проблем. В частности, использование устаревшей ГТС и нестабильная политико-экономическая ситуация на Украине может нести различного рода угрозы транзиту газа. ЕС нужна стабильность, а не постоянные риски осложнения отношений между Россией и Украиной, что может влиять и на транзит», — уверен эксперт.

Кроме того, Евросоюз, очевидно, не горит желанием инвестировать в модернизацию газотранспортной системы. Несколько лет назад украинские власти подсчитали, что степень ее изношенности составляет 50-60%, а минимальный объем вложений в модернизацию оценили в 2 млрд долларов. В 2014 году в стране был принят закон о реформировании ГТС, рассчитывая привлечь западных инвесторов, но желающих так и не нашлось.

«Порошенко ведь предлагает европейским компаниям перенести пункты приема российского газа непосредственно на границу с России и взять на себя ответственность за транзит по территории Украины. И неизвестно еще, сколько Украина захочет брать за транзит. Поэтому планы по завершению СП-2, как современного технологичного решения, по-прежнему будут оставаться актуальными; они могут быть отложены, ввиду различных препятствий, но не отменены. На фоне этих задержек и сомнений, может произойти передача части украинской ГТС под концессионный контроль ЕС для решения текущих задач», — рассуждает Андриевский.

Эксперт также напоминает о всех западных игроках, вложившихся в строительство «Северного потока-2»: нидерландско-британская Shell (10%), австрийская OMV (10%), немецкие E. ON и Wintershall (по 10%) и французская Engie (9%). «Они ведь вложились не по политическим причинам, а чисто по экономическим», — указывает он.

Кстати, по подсчетам немецких специалистов из аналитического центра EWI ER&S, введение в эксплуатацию «Северного потока-2» сэкономит европейским потребителям от 8 до 24 млрд евро уже в 2020 году, поскольку избавит их от переплат за импорт американского СПГ.

Как заявил руководитель ER&S Харальд Хеккинг, появление «СП-2» усилит конкуренцию на энергетическом рынке ЕС. «Чем больше российского газа по выгодным ценам будет поступать в ЕС, тем меньше европейцам придется импортировать СПГ. Чем ниже будет европейский и мировой спрос на СПГ, тем меньше он будет стоить», — рассказывал Хеккинг в интервью DW.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что на самом деле сказал российский школьник перед бундестагом?
  2. Что известно о пропавшем советском лайнере «Любовь Орлова»?
  3. Что на данный момент известно о пропавшей аргентинской подводной лодке?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru