aif.ru counter
Елена Трегубова 1 17650

Бесполезная труба. Почему Евросоюз торпедирует «Северный поток-2»

В перспективе необходимость Европы в газопроводе «Северный поток-2» сойдет на нет – регион снизит потребление топлива и нарастит импорт СПГ, допускают в Еврокомиссии. Насколько этот прогноз соответствует действительности, разбирался АиФ.ru.

Алексей Куденко / РИА Новости

Вторая ветка газопровода «Северный поток» не нужна Европе, потому что потребление газа в странах Старого света будет снижаться, к такому выводу пришли в Еврокомиссии (ЕК), на материалы которых ссылается РИА Новости. Бессмысленным проект делает и создаваемая в ЕС инфраструктура для импорта сжиженного природного газа (СПГ).

Энергопакет преткновения

Любопытно, что заявление о нецелесообразности строительства «СП-2» совпало с планами ЕК изменить правила прокладки морских газопроводов. Речь идет о Газовой директиве Евросоюза, в которой говорится о недискриминационном установлении тарифов на прокачку газа, доступе третьих сторон к газопроводу для прокачки топлива, а также о разделении деятельности по продаже и транспортировке газа. Грубо говоря, одна и та же компания не может одновременно осуществлять транспортировку топлива и зарабатывать на его поставках. Из-за действия этого правила в свое время пострадал газопровод «Южный поток». Строительство трубопровода мощностью 63 млрд кубометров в год (который должен был пройти через Россию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию и Хорватию и свести к нулю украинский транзит) было заморожено в 2014 году из-за несоответствия нормам Третьего энергетического пакета.

Москва от намерения обеспечивать Евросоюз газом в обход Украины не отказалась, и договорилась с европейскими партнерами о строительстве второй ветки «Северного потока». Трубопровод мощностью 55 млрд кубометров в год должен пройти по дну Балтийского моря до Германии. Поскольку география «СП-2» проходит по морю, под действие Газовой директивы Евросоюза проект не попадает. Но если в Брюсселе инициированные Еврокомиссией поправки будут приняты, ситуация изменится. 

В октябре зампред «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что попытки помешать реализации «Северного потока-2» имеют политический подтекст. «За этим стоит одна простая политическая цель — разыгрывать украинскую карту», — уверен он. По словам Медведева, юридический департамент Евросоюза отверг применение Третьего энергопакета к газопроводу.

Не поддерживает поправки к Газовой доктрине ЕС и главный лоббист второй ветки газопровода — Германия. Как пишет местная газета Handelsblatt, в Берлине «СП-2» рассматривают как коммерческий проект.

По словам первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, главное препятствие для газопровода — это его политизация.

«Говорить о его бесполезности неразумно, если учесть альтернативу — передачу газа по территории Украины, которая сопряжена с рядом серьезных проблем. В частности, использование устаревшей ГТС и нестабильная политико-экономическая ситуация на Украине может нести различного рода угрозы транзиту газа. ЕС нужна стабильность, а не постоянные риски осложнения отношений между Россией и Украиной, что может влиять и на транзит», — уверен эксперт.

Кроме того, Евросоюз, очевидно, не горит желанием инвестировать в модернизацию газотранспортной системы. Несколько лет назад украинские власти подсчитали, что степень ее изношенности составляет 50-60%, а минимальный объем вложений в модернизацию оценили в 2 млрд долларов. В 2014 году в стране был принят закон о реформировании ГТС, рассчитывая привлечь западных инвесторов, но желающих так и не нашлось.

«Порошенко ведь предлагает европейским компаниям перенести пункты приема российского газа непосредственно на границу с России и взять на себя ответственность за транзит по территории Украины. И неизвестно еще, сколько Украина захочет брать за транзит. Поэтому планы по завершению СП-2, как современного технологичного решения, по-прежнему будут оставаться актуальными; они могут быть отложены, ввиду различных препятствий, но не отменены. На фоне этих задержек и сомнений, может произойти передача части украинской ГТС под концессионный контроль ЕС для решения текущих задач», — рассуждает Андриевский.

Эксперт также напоминает о всех западных игроках, вложившихся в строительство «Северного потока-2»: нидерландско-британская Shell (10%), австрийская OMV (10%), немецкие E. ON и Wintershall (по 10%) и французская Engie (9%). «Они ведь вложились не по политическим причинам, а чисто по экономическим», — указывает он.

Кстати, по подсчетам немецких специалистов из аналитического центра EWI ER&S, введение в эксплуатацию «Северного потока-2» сэкономит европейским потребителям от 8 до 24 млрд евро уже в 2020 году, поскольку избавит их от переплат за импорт американского СПГ.

Как заявил руководитель ER&S Харальд Хеккинг, появление «СП-2» усилит конкуренцию на энергетическом рынке ЕС. «Чем больше российского газа по выгодным ценам будет поступать в ЕС, тем меньше европейцам придется импортировать СПГ. Чем ниже будет европейский и мировой спрос на СПГ, тем меньше он будет стоить», — рассказывал Хеккинг в интервью DW.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каким будет МРОТ в 2019 году?
  2. Чем занимается Саакашвили после выдворения с Украины?
  3. Как россияне будут отдыхать в ноябре?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ