aif.ru counter
Татьяна Богданова 1 3121

Свои ботинки ближе к телу. Зачем вводят маркировку обуви?

Полки магазинов завалены обувью. Но есть ли там отечественная? Или наша обувная отрасль не выдержала конкуренции с Китаем?

Сергей Пятаков / РИА Новости

Зайдите в любой торговый центр — все обувные отделы имеют иностранные названия. Означает ли это, что все они «не наши»? «На самом деле многие отечественные продавцы и производители используют „иностранные“ марки, — ответила „АиФ“ гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. — Так повелось с тех времён, когда обувь в стране не соответствовала мировым стандартам и все считали, что импортная лучше отечественной. Сейчас ситуация изменилась: наша обувь может смело конкурировать с европейской и качественной китайской, но компании по-прежнему используют западные названия».

Взять, к примеру, бренд Carlo Pazolini. Его в 1990 г. придумали рекламщики из «Видео Интернешнл» по заказу отечественного бизнесмена. Обувь шили в России и Китае, но народ воспринимал её как итальянскую (сейчас, кстати, марка принадлежит ирландцам). Или, например, покупатели считают немецкой Ralf Ringer, хотя на самом деле компания отечественная, делает обувь на трёх фабриках — в Москве, Владимире и Зарайске. Вообще, многие известные как бы «иностранные» фирмы продают обувь, сделанную в России, — Respect, Zenden, Tervolina, Camelot, Calipso и др. Разве что детские бренды не маскируются под чужаков — «Котофей», «Лель», «Топ-Топ». И это неспроста: многие родители предпочитают отечественную обувь за качество и ортопедическую стельку, которую игнорируют иностранцы. И на экспорт в страны СНГ (см. инфографику) в основном идёт именно наша детская обувь.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Мой милый, хороший, пришли мне подошвы

В 2000 г. Россия производила 33 млн пар обуви, в 2010-м — 66 млн, а в прошлом году выпустила уже 104 млн пар. «В стране работают 200 обувных и 32 кожевенных предприятия, треть из них крупные, — рассказывает А. Андрунакиевич. — Кожаная обувь почти на 80% изготавливается из отечественных материалов (импортируем всю фурнитуру и химию для подошв), а обувь с верхом из синтетических материалов — на 60% (мало своего подобного сырья). Но это общемировая практика. Многие страны — производители обуви не имеют всего набора материалов и закупают его».

Впрочем, как бы ни радовал рост производства обуви, до импортозамещения в этой сфере ещё очень далеко. Отечественная продукция — это лишь 20% обувного рынка страны, включая спецобувь (для военных, нефтяников, рабочих), тапочки и др. 80% обуви мы везём из-за границы. На первом месте по поставкам Китай (75%), на втором — Евросоюз (10%), на третьем — Беларусь и Индия (по 3%). И это только официальный импорт. А сколько ещё поступает нелегально! В августе 2017 г. на Рязанском кожевенном заводе Владимир Путин назвал цифру 33% — оказывается, такова доля контрафакта в объёме всего рынка обуви страны. Тогда же глава государства дал поручение усилить борьбу с контрафактом. Но, как говорят обувщики, ничего не изменилось. В I квартале 2018 г. производство обуви снизилось, продажи упали на 20%. Пытаясь спасти отрасль, в мае производители кожи и обуви собрались на съезд и написали обращение президенту с просьбой активизировать работу силовых и контролирующих структур.

«Через Казахстан идут караваны контрафакта»

«Был период, когда навели порядок на таможнях, доля контрабанды составляла до 10%. Но сейчас творится что-то невообразимое! Через Казахстан идут караваны неучтённого контрафакта, а силовики как будто зажмурились и ничего не видят, — делится с „АиФ“ один из подписавшихся, гендиректор обувной компании „Юничел“ Владимир Денисенко. — Государство ежегодно теряет по 200-300 млрд руб., которые могло бы получить в виде пошлин. Страдает отечественное производство. Я начинал с 600 рабочих мест и в течение 15 лет ежегодно создавал по 100 новых. Сейчас развитие остановили, с 1 января сократили производство на 10%, не можем зарплату рабочим поднять выше 23-25 тыс. руб. Конкурировать с теми, кто не платит ни копейки пошлин, кто продаёт контрафакт по 300-400 руб., мы не можем. Его теперь реализуют не только на рынках, но и в торговых центрах. Причём легально из Китая везут качественную продукцию, а контрабандой — всё самое дешёвое, плохое и ядовитое. Клей, резина, синтетика — всё выделяет токсины, и никто это не проверяет. Люди клюют на дешевизну, покупают отраву. Для цивилизованной страны 33% контрабанды — запредельная цифра. Поэтому хочется надеяться, что силовые ведомства наконец начнут выполнять поручение президента».

Закодированные боты

Минпромторг вводит свою меру борьбы с контрафактом — с 1 июня в стране стартовал эксперимент по маркировке обуви. Производители и импортёры будут наносить на коробку или товарный ярлык дополнительно 2 штрихкода, с помощью которых можно проследить путь каждой пары от завода или границы до прилавка. В эксперименте участвуют 10 компаний, а с 1 июля 2019 г. маркироваться будет вся продаваемая в стране обувь. Как уверяют инициаторы проекта, кодирование не должно сказаться на цене продукции. Мало того, по их прогнозу, маркировка даже приведёт к снижению стоимости обуви в стране на 10% — за счёт ухода с рынка нелегалов.

«У всех есть свои интересы — у государства, производителей, потребителей. Но надо в первую очередь думать о потребителях, — считает эксперт института „Центр развития“ ВШЭ Александр Бутов. — Борьба с контрафактом — это хорошо, но как бы ужесточение условий ввоза обуви не привело к угнетению конкуренции на этом рынке и росту цен. Люди же неспроста выбирают дешёвые туфли. Доходы у населения низкие, и даже средняя по цене обувь многим не по карману».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Светлана Светличная[mailru]
    |
    16:58
    15.06.2018
    0
    +
    -
    "Как уверяют инициаторы проекта, кодирование не должно сказаться на цене продукции." Конечно,увеличение затрат оно ведь никогда на цене не сказывается.15 р.марочка плюс ее прикрепить плюс оборудование,ПО,регистрации,логистика,но вот сказаться не должно,не имеет такого права. "Мало того, по их прогнозу, маркировка даже приведёт к снижению стоимости обуви в стране на 10% — за счёт ухода с рынка нелегалов." А вот ничего ,что "продают контрафакт по 300-400 руб.",следовательно даже математически цена возрастет за счет вымывания дешевого ассортимента.Хотя,если учесть,что рост цен ведет к понижению инфляции,то всё правильно.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как могла выглядеть и где должна была стоять «Башня Трампа» в Москве?
  2. О чем договорились Путин с Абэ?
  3. Что случилось с Московским индустриальным банком?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ