Елена Трегубова 1 5543

Тратить, не копить. Что происходит с финансовым поведением россиян

Российские потребители меняют модель поведения: вместо сбережений соотечественники предпочитают тратить. Во-первых, кредиты стали доступнее. Во-вторых, вклады уже не приносят того дохода, что пару лет назад.

Финансовое поведение россиян меняется: соотечественники перестают копить деньги, предпочитая их тратить. К такому выводу пришли специалисты Центробанка. Как говорится в докладе регулятора о денежно-кредитной политике, норма сбережений населения вернулась к уровню 2013-2014 годов. Тогда в России фиксировался рост закредитованности. Судя по статистике, закредитованность растет и сейчас.

Выросли доходы, выросли кредиты

В Центробанке ожидают, что в этом году россияне увеличат расходы на 3,8-4,3%. Модель финансового поведения соотечественников изменилась из-за роста доходов и подорожания нефти. По этой причине потребители считают нынешний момент благополучным для совершения крупных покупок, в том числе — с помощью кредитных средств: граждане вновь обратили внимание на займы. 

Кредитная нагрузка в России действительно растет. Так, в апреле, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер потребительского кредита увеличился почти на треть: на 28,7%. Объем выданных займов, по сравнению с мартом, вырос на 9,85%. 

Специалисты фиксируют стабильное увеличение размера потребительского кредита: в январе он составлял 146,5 тысячи рублей, в феврале — 155 тысяч рублей, в марте — 162,5 тысячи рублей. 

Любопытна и другая статистика. По данным компании «Домашние деньги», средний долг россиянина вырос до размера средней пятимесячной зарплаты: по итогам прошлого года показатель составил 163 тысячи рублей, а уровень закредитованности вырос на 11%. 

Популярность кредитов обусловлена снижением ставок. Если два года назад средняя ставка по потребительскому займу составляла 16-17%, то сейчас можно оформить кредит под 12-13% годовых. 

С другой стороны, к потреблению соотечественников подталкивают низкие ставки по вкладам. На эту проблему недавно обращала внимание глава ЦБР Эльвира Набиуллина. В Центробанке обеспокоены возможностью ряда банков занижать ставки по депозитам. «Речь скорее идет о механизмах того, каким образом обеспечить справедливую конкуренцию на рынке получения вкладов. Нас беспокоит, что некоторые банки здесь как бы говорят: „Мы будем демпинговать и, пользуясь своим статусом, привлекать средства по достаточно низким уровням“». 

Средняя ставка российских банков, входящих в топ-100, составляет 6,27%, о чем свидетельствуют данные ЦБР. Это минимум за всю историю наблюдений регулятора (с середины 2009 года). 

И если Банк России продолжит снижать ключевую ставку, то средний процент по депозитам будет снижаться дальше. 

В магазин — за акциями

В первом квартале этого года на 6% сократилась доля соотечественников, экономящих на продуктах питания. По данным экспертов Sberbank CIB, таких россиян 64%. Меньше стало и тех граждан, кто при выборе товара ориентируются на более низкие цены: с 73% до 71%.

В исследовании «Потребительского индекса Иванова» («Ивановыми» специалисты считают представителей среднего класса) отмечается, что чаще всего россияне экономят, пользуясь акциями, скидками и т. п. На них «подсели» 59% респондентов. До абсолютного рекорда подскочило число соотечественников, посещающих магазины «исключительно» ради рекламных предложений: их 49%.

«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимы от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», — отмечается в исследовании.

В первом квартале среднестатистический россиянин тратил 38,1% своих доходов на еду, в прошлом году — 37,7%. Как отмечают эксперты, к тем стандартам расходов, что были в 2013 году, россияне возвращаться не собираются. Если зарплату представителю среднего класса поднимут на 1000 рублей, то на еду он потратит только 18% дополнительного дохода, 14% — на одежду и товары для дома (сейчас — 16% от дохода), 13% — направит на накопления (сейчас — 7%).

Любопытно, что снижение числа экономящих на продовольствии граждан в начале года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». В материалах социологов говорится, что население адаптировалось к экономическому кризису и научилось отказываться от радикальных способов преодоления финансовых сложностей. Если в 2016 году число соотечественников, готовых экономить даже на продуктах первой необходимости, составляло 66%, то в декабре 2017 года — всего 48%.

«В конце 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось, причем в лучшую сторону. По состоянию на конец прошлого года о своем ощущении, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%», — подчеркивается в исследовании.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Андрей
    |
    16:22
    14.06.2018
    3
    +
    -
    О каких повышениях доходов Россиян тут говорят?! О каких кредитованиях вообще можно говорить! Люди скатываются за грань нищеты. Россияне уже ничему и ни кому не верят а в следствии того, что рубль стал дешевле конфетного фантика (в прямом смысле слова) люди стараются купить что-то путнее домой чем ждать полного краха рубля.
Комментарии (1)
  1. Андрей
    |
    16:22
    14.06.2018
    3
    +
    -
    О каких повышениях доходов Россиян тут говорят?! О каких кредитованиях вообще можно говорить! Люди скатываются за грань нищеты. Россияне уже ничему и ни кому не верят а в следствии того, что рубль стал дешевле конфетного фантика (в прямом смысле слова) люди стараются купить что-то путнее домой чем ждать полного краха рубля.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если соседи захватили часть вашего участка?
  2. Почему колбасу нарезают под углом?
  3. Сколько рекордов установил «Зенит», обыграв минское «Динамо» со счетом 8:1?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ