aif.ru counter
Александр Аузан 300

Homo economicus или Homo altruistus?

Статья из газеты: «Москвич» № 1 28/06/2018

Всеведущая эгоистичная сволочь, обладающая сверхъ­естественными способностями, - существо нереальное.

Александр Аузан.
Александр Аузан. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Несколько слов о Homo altruistus

33 тысячи добровольцев приняли участие в самых разных проектах за 2,5 года работы ресурсного центра «Мосволонтёр», созданного при поддержке правительства Москвы. Самому старшему добровольцу 84 года, самому молодому 7 лет, он участвует в волонтёрской деятельности вместе с родителями.

Информация об акциях, для организации которых нужны волонтёры, и порядке участия в них - на сайте mosvolonter.ru.

Хочу высказать несколько еретический взгляд на экономику: никаких фирм, государств и домохозяйств нет - есть разные комбинации людей. Когда мы слышим: «Этого требуют интересы фирмы», - надо немножко поскрести пальцем и понять, чьи интересы имеются в виду. Это могут быть интересы топ-менеджеров, интересы акционеров, интересы каких-то групп работников, интересы владельца контрольного пакета акций или, наоборот, миноритариев. Но в любом случае никаких абстрактных интересов фирмы нет - есть интересы конкретных людей. 

пушкин цитата
 

Поэтому в экономике мы никуда не уйдём от вопроса о человеке. Это обычно называется «положением о методологическом индивидуализме», но название это крайне неудачно, потому что речь идёт совершенно не о том, индивидуалист человек или не индивидуалист. Речь идёт о том, существует ли в общественном мире что-нибудь, что не складывалось бы из различных интересов людей? Нет. Тогда надо понимать: а какой он - этот человек? 

Отец всей политической экономии Адам Смит считается автором идеи человека как Homo economicus, и эта модель уже многие десятилетия гуляет по всем экономическим учебникам. Я хочу выступить в защиту великого прародителя. Надо помнить о том, что Адам Смит не мог преподавать на кафедре политической экономии, потому что в его время такой науки попросту не было. Он преподавал на кафедре философии. Если в курсе политической экономии он рассказывал про человека эгоистического, то в курсе нравственной философии у него были положения о человеке альтруистическом, и это не два разных человека, а один и тот же. 

Но ученики и последователи Смита уже не преподавали на кафедре философии, и потому в науке образовалась весьма странная, ущербная конструкция - Homo economicus, - которая лежит в основе всех расчётов классической экономики, касающихся поведения.  

В огромной степени на формирование этой конструкции повлияла французская просветительская философия XVIII века, которая сказала, что сознание человеческое беспредельно, разум - всесилен, сам человек прекрасен, и если его освободить, всё кругом процветёт. И вот в результате адюльтера великого философа и экономиста Смита с французским Просвещением получился Homo economicus - всеведущая эгоистичная сволочь, которая обладает сверхъестественными способностями по рационализации и максимизации своей полезности.

Эта конструкция живёт в очень многих экономических работах XX и XXI веков. Однако человек, который преследует исключительно эгоистические цели и делает это без каких-либо ограничений, потому что он всеведущ, как боги, и всеблаг, как ангелы, - это существо нереальное. 

(Из книги «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь»)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Книги каких знаменитых библиотек можно читать онлайн?
  2. Стоит ли покупать квартиры в новостройках на нулевом этапе строительства?
  3. Кому из военных задним числом проиндексируют выплаты и пособия?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ