Алексей Сивашенков 2 29135

Автомобильный рынок России: итоги года и прогноз на 2015 год

В новом году отечественный авторынок ожидает сильный спад продаж во всех сегментах. Однако рынок всё же сохранит привлекательность для иностранных компаний. С таким прогнозом выступили рыночные аналитики.

Аналитическое агентство «Автостат» подвело итоги 2014 года и поделилось с журналистами своим видением будущего. Прогноз не назовёшь оптимистичным: эксперты предрекают неизбежный обвал рынка в 2015 году. Однако, по их мнению, рынок всё же сохранит привлекательность для иностранных производителей в долгосрочной перспективе. АиФ.ru проанализировал итоговые показатели, чтобы выделить основные тенденции авторынка в будущем году.

Новые легковые автомобили

В 2014 году рынок новых автомобилей сократился на 11% — общее количество проданных машин составило 2,3 миллиона (против 2,61 млн в 2013 году). Кажется, что одиннадцать процентов — не так много, если учесть, что весь год рынок пребывал в депрессии. Однако факторы, способствовавшие стимуляции продаж, имеют временный характер. Так, существенным подспорьем для рынка стала государственная программа утилизации, которая стартовала в сентябре и заметно оживила бюджетный сегмент (у АвтоВАЗа в какой-то момент даже закончились товарные автомобили). Кроме того, как это ни парадоксально, продажи подстегнул падающий рубль: стремясь вложить во что-то деньги, россияне буквально смели новые машины. Одним из символов уходящего года стали пустые дилерские центры в декабре.

Однако будущее авторынка выглядит не так радужно: рост курсов доллара и евро взвинтил среднюю цену на легковой автомобиль до миллиона рублей. А продлённая на следующий год программа утилизации, по мнению экспертов «Автостата», в лучшем случае сможет компенсировать рост цен на отечественные автомобили. Вкупе с упавшей покупательской способностью россиян, а также сокращением рынка автокредитования (банки значительно снизили объёмы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заёмщикам), это может привести к тому, что продажи в новом году не превысят 2 миллионов автомобилей. А если события будут развиваться по негативному сценарию, отмечают в «Автостате», можно ожидать снижение продаж до полуторамиллионной отметки.

Новые коммерческие автомобили

Рынок новых коммерческих автомобилей по итогам года снизился сильнее. В сегменте лёгких коммерческих машин падение за 12 месяцев составило 18% по отношению к 2013 году. А суммарный объём продаж грузовиков сократился на 23%. Из-за резкого падения продаж в непростой ситуации оказались дилеры: многие из них перекредитованы (некоторые получали кредиты в валюте) — и дальнейшее снижение покупательского интереса, скорее всего, приведёт к массовому банкротству как отдельных автосалонов, так и целых дилерских сетей. Аналитики «Автостат» не исключают сокращения числа дилерских центров на 20–25% (по состоянию на 2014 год их насчитывается 4075 единиц).

Тяжело в новом году придётся и иностранным производителям, имеющим собственные сборочные мощности на территории России. Согласно прогнозам «Автостата», загрузка конвейера может сократиться на 50 %. Это приведет к массовому увольнению персонала: о сокращениях рабочих уже объявила группа Volkswagen, владеющая предприятием в Калуге. В итоге производство автомобилей в России может сократиться примерно на 10 %, а импорт — упасть на четверть.

Автомобили с пробегом

Вторичный рынок автомобилей, напротив, показал небольшой рост: до 6 миллионов перерегистрированных машин, что на 4% выше прошлогоднего результата (5,75 млн штук). Продажи автомобилей с пробегом у официальных дилеров выросли на 20–30% (всего около 400 тысяч автомобилей). Не последнюю роль в росте «вторички» также сыграл обвал рубля: в декабре рынок вырос сразу на 15,5% по отношению к прошлому году, хотя ещё в ноябре он находился в глубоком минусе (–13,1%).

Это связано с тем, что россияне, не успевшие приобрести новые автомобили, решили вложить деньги хотя бы в подержанные машины. По данным компании Carprice, в декабре резко увеличилось количество дилеров, торгующих автомобилями с пробегом; салоны принялись скупать у автовладельцев практически всё, что было выставлено на продажу, — результатом стал значительный рост цен на вторичном рынке.

Отметим, что у «вторички» ещё сохраняется задел, чтобы продолжить рост после Нового года: многие автовладельцы не торопятся продавать автомобили, ожидая дальнейшего падения курса рубля после новогодних праздников. Однако такого ажиотажного спроса, как в декабре, скорее всего, уже не будет. Это связано с тем, что с 2015 года ужесточаются экологические стандарты для ввозимых в Белоруссию автомобилей. А декабрьский бум во многом обеспечили покупатели из стран Таможенного союза, державшие свои сбережения в долларах — подешевевший рубль сделал крайне выгодной покупку подержанного автомобиля в России.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Микола Ульянов
    |
    22:29
    05.01.2015
    -1
    +
    -
    у народа осталось не так много денег,чтобы вкладывать последнее в корыта ваз,которые после2го года начинают сыпаться на зап части.....
    А ты за народ не отвечай и чужие деньги не считай.Просто у нас менталитет другой,чем на Западе.У нас машина это родственник,а не средство передвижения.Их берегут и кажние 5 лет не меняют.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что можно и чего нельзя делать на Вознесение Господне?
  2. Чем запомнился театральный режиссер Александр Бурдонский?
  3. Кого подозревают в совершении теракта в Манчестере?

Поддерживаете ли вы инициативу, брать дополнительный налог с бездетных?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru