aif.ru counter
Константин Кудряшов 2 11845

Лихие Святки. В эти дни разрешалось то, что было недопустимо в другое время

В нынешнем сознании празд­нование Святок привязано к христианству. Естественно! Что такое Святки? 12 дней с Рождества до Крещения. На самом же деле эти дни празд­новали задолго до того, как Крест появился на Руси.

Святочное гадание. Дореволюционная открытка.
Святочное гадание. Дореволюционная открытка. © / Смукрович И. И. / Commons.wikimedia.org

«Пристегнули» эти православные праздники к древним славянским поверьям задним числом - как и языческую Масленицу. Вот, скажем, зачем 19 января люди погружаются в прорубь? Очевидный, казалось бы, ответ: чтобы смыть грехи и символически повторить Крещение Господне в реке Иордан. А вот что пишет арабский путешественник, купец и хронограф Ибн Даста: «Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою». Увидено и описано это было примерно за полвека до Крещения Руси. Про Христа и Иордан славяне тогда даже не догадывались.

Дикие колядки

То же самое касается и традиции колядовать. С лёгкой руки Гоголя это повсеместно стали называть «славленьем Христа». В рождественское утро по домам ходил клир с дьячком. Исполняли они сообразные праздничные церковные песни - кондаки. Например, «Дева днесь пресущественнаго рождает!».

Хождение это Церковью, в общем, поощрялось. Не поощрялось иное: «Аще нарядятся в вывороченный тулуп, бесовские хари (маски. - Ред.) и преборзо поют похабные песни. А то и творят ночью озорст­во по дворам, коли не поднесут им пряника или зелена вина» - так о колядках писали члены кружка «Ревнителей древнего благочестия» ещё в XVII в. 

«Озорство» же было примерно таким: «Ходят по улицам и к бесовским песням многие скверно­словия присовокупляют, и плясание творят на разжжение блудных нечистот и утех...» По пути не считалось грехом залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды, затащить на крышу избы сани, ввалиться в дом в страшных масках-харях и устроить маленький погром, побить посуду или свистнуть что-нибудь по мелочи. Причём наворованным во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить до Крещения. Очень охоч был до таких забав и сам первый император России Пётр Великий. Помните из романа Алексея Толстого: «На Святках князя Белосельского за строптивость раздели нагишом и голым его гузном били куриные яйца в лохани... Дворянина Ивана Мясного надували мехом в зад­ний проход, от чего он вскоре и помер...»

 

Так вот. Именно второй случай и назывался колядованием. Связан он был с незапамятно древним культом предков. Считалось, что в период, когда ночи самые длинные, а дни самые короткие, начинается самый разгул жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и твои предки, за что-то на тебя озлобленные. Их-то и следовало задобрить. Конечно, если ты раньше не совершил другой обряд. Полагалось пойти на жальник, или кладбище, развести там костёр и символически угостить предков - пролить на могилу хоть пару капель того самого «зелена вина». Но за этим следили строго, и таких почитателей предков ждала суровая кара, вплоть до отлучения от церкви. Колядовавших, конечно, тоже не жаловали. Было даже распоряжение царя Алексея Михайловича: «Богомерзкие хари, гудки и гусли бросать в огонь». Но самих озорников не трогали. Более того - сам благочестивый царь на Святки посещал тюрьмы и одаривал сидельцев пряником и чаркой. В полном соответствии с Домостроем: «Да ещё недруга на Святки напоити и накормити, ино вместо вражды - дружба».

Пир - мёртвый мир

Между прочим, с языческим обрядом почитания предков связано и традиционное кушанье кутья: классическая поминальная каша из белого зерна (пшеница, позже - рис), сваренная на сыте (разведённая мёдом вода). В православное время её ели в сочельник, причём соответствующей христианской символики так и не придумали. Но кое-где ещё помнили, зачем на самом деле такая каша. И ставили на стол лишние приборы с гор­сточкой кутьи - для тех, кто умер в истекшем году. Хозяин перед подачей кутьи распахивал дверь и приглашал души мёртвых. А потом гадали - если покойники кашу подъели, значит, довольны. Если нет - жди беды. Учитывая, что мышей тогда водилось в достатке, каши наутро почти не оставалось.

В более позднее время этот обычай принял несколько иные формы. Раньше считалось, что в дом приходят предки. А во времена, что вспоминал писатель Иван Шмелёв (рубеж XIX-XX вв.), полагали, что кормить-поить следует любого святочного гостя - вдруг с ним приходит Благодать Божия?

На Святках же был распространён обычай поминать не просто абстрактных предков, но и целенаправленно жён-рожениц. Это связано с культом Рода и Рожаниц, главных божеств древних славян, которых чуть ли не до сих пор можно увидеть на северорусских вышивках. Кое-кто из тёмных крестьян «приклеил» старый обычай к новым, христианским реалиям. И ещё почти тысячу лет деревенские бабы от чистого сердца шли во второй день Рождества «по­клониться пирожками матушке нашей, Пресвятой Богородице». Пироги складывали к церковным иконам. Это вызывало сначала недоумение, а потом и явное недовольство иерархов. Митрополит Михаил писал: «И те ж пироги на завтрие Рождества Христова, что приносят до церк­вей, мняше в честь Богородицы, есть великое бесчестие и догмат безбожных еретиков».

Сейчас многое забылось, да и Святки празднуют не так лихо, как раньше. Виной тому общее смягчение нравов. Маски жечь перестали, десятки куриных яиц задницей подданных не били. В моду уже с конца XVIII в. среди аристократии вошли святочные балы и спектакли. Между прочим, в 1829 г. в одном из них принимала участие и Натали Гончарова. Простонародье же довольствовалось уличными балаганами, где шли представления с дикими названиями. Например, такими: «Как купец на шаре поднялся и к диким в плен на остров попался». А то и хлеще: «Суматоха в булочной, или Наказанные ловеласы».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Алексей Орехов
    |
    23:29
    14.01.2015
    1
    +
    -
    И причём тут Пётр I и ведическая вера?У него было много похабных игр,в т.ч.,как говорится,несовместимых с жизнью.
Комментарии (2)
  1. Dmitry Polushin[facebook]
    |
    13:49
    13.01.2015
    0
    +
    -
    "...за полвека до Крещения Руси про Христа и Иордан славяне тогда даже не догадывались...". М-да... Кроме упомянутого Ибн Даста, других арабских летописцев, например, Ибн Хордадбеха, писавшего не позднее 846 г.: «Что касается русских (купцов) - а они суть племя славянское, они выдают себя за христиан и, как таковые, платят поголовную дань». Он может не знать слов блаженного Иеронима (жившего в 4 -5 веках), который говорил, что «хладная Скифия согревается теплотой веры»... Он и не слыхал о словах Феодорита, который в своем похвальном слове о архиепископе Константинополя святителе Иоанне Златоусте (жившем в 4 веке) писал, обращаясь к нему: «...ты первый водрузил жертвенники у скифов»… Автор может ничего не знать о крещении русского князя Бравлина с дружиной в 770 году... Он и не слыхал о появлении в «Епископии» императора Льва Мудрого под скромным 61-м номером, Русской митрополии еще в достопамятном 862 году … О т.н. «Фотиевом крещении Руси» и крещении князя Аскольда с именем Николай в 866 году тоже – пустота?.. О том, что договора князя Олега с Византией были написаны на церковно-славянском языке (а это 907 и 911 года) – ноль?... О том, что во времена следующего князя Игоря Олеговича, договор с греками был скреплен со стороны Русских двойным религиозным обрядом: «Мы же, елико нас хрестилися есмы, кляхомся церковью св.Илии в соборней церкви, предлежащим чесным крестом и хартьею сею, кранити все, еже есть написано на ней. А нехрещеная Русь да полагают щита своя и мечи своя и обручи своя и прочая оружья, и да кленуться о всем, еже написано на хартьи сей» - т..е. крещеная Русь приносит клятву в церкви Илии Пророка, которая уже была в Царьграде как бы посольской церковью для колонии русских, т.е. «своей, русской», по сути - приходской церковью (почему и названной «церковью соборной»). По прибытии греческих послов в Киев в 945г. в Киеве обряд клятвы был повторен – в университете об этом не рассказывают? Ладно, все вышеперечисленное – сложно для понимания… Но КАК можно не знать о святой княгине Ольге, бабушке (!) князя Владимира!!! Это уже за пределами банальной эрудиции… Ребята, ну беретесь за столь глубокую тему, как духовные традиции народа, надоть все же посерьезнее быть…
  2. Алексей Орехов
    |
    23:29
    14.01.2015
    1
    +
    -
    И причём тут Пётр I и ведическая вера?У него было много похабных игр,в т.ч.,как говорится,несовместимых с жизнью.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем занимается Саакашвили после выдворения с Украины?
  2. Какие санкции против Украины может ввести Россия?
  3. Как россияне будут отдыхать в ноябре?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ