Примерное время чтения: 28 минут
223

Мы можем заселить Луну к 2025 году

В конференции участвуют: Падалка Геннадий Иванович

В № 15 «АиФ» за 2009 г. по случаю Дня космонавтики вышел репортаж с космодрома Байконур и небольшое интервью с командиром очередной экспедиции на МКС Геннадием Падалкой, взятое накануне старта. В том же номере мы пообещали, что вскоре на международную космическую станцию для нового российско-американского экипажа будет доставлен экземпляр «АиФ». Это случилось уже летом сего года - грузовой корабль «Прогресс» доставил на МКС свежий экземпляр нашей газеты. Должны сказать, что номер вызвал неподдельный интерес у космонавтов.  

Не так давно Геннадий Падалка вернулся из очередной командировки на орбиту, и готов поделится своими впечатлениями с читателями «АиФ».

Готовятся ли космонавты к встрече 2010 года? Читают ли они «Аргументы и факты» и другую прессу, как следят за новостями с Земли, чем вообще занимаются на досуге? Как уживаются на борту МКС представители разных народов и религиозных конфессий, случаются ли в замкнутом пространстве бытовые конфликты?

На эти и другие вопросы  ответил лётчик-космонавт, Герой России Геннадий Падалка.

Вопрос:Дмитрий 14:12 16/12/2009
Говорят, во время космических полетов особым образом ощущаются запахи на борту - это связано с замкунтостью помещения и с тем, что обонятельные рецепторы из-за невесомости по-другому функционируют. Поделитесь, пожалуйста, информацией на этот счет. 1. Есть ли требования к членам экипажа, запреты брать что-то в полет по этой причине? Вот вы взяли газету, а у нее ведь тоже может быть ярко выраженный запах типографской краски. 2. Что не рекомендуется делать на борту, чтобы не вызвать неприятных запахов? (вопрос, признаюсь, несколько пикантный:)) 3. Проводится ли во время предполетной подготовки тест на совместимость членов экипажа именно по запахам? (Скажем, насколько каждый из них легко переносит запах пота другого) 4. Могли бы вы вспомнить один-два случая (курьезные, забавные и пр.) из собственной практики, связанные с запахами на борту?
Вопрос:Оля-ля 14:57 16/12/2009
День добрый! О чем (а не о ком!!!:)) вы больше всего скучаете, когда находитесь в космосе? Поделитесь впечатлениями, от вашего первого полета, что вы чувствовали?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 11:51 30/12/2009
Скучаем о дожде, о ветре, о солнце, о пыли – обо всем, что окружает нас на Земле. Когда я третий раз сел, мы сели на стерню, хлеб только скосили. Там было довольно пыльно. Нас вытащили из спускаемого аппарата, мне тут же дали яблоко, казахское, вкусное, красивое, огромное, сладкое. Подход к экипажу был ограничен, журналисты, зеваки как табун пыль подняли, все это на яблоко – а мне было так приятно! Поэтому вот о чем – что окружает нас.
Вопрос:Илья 15:22 16/12/2009
Как вы получаете новости с земли? или попасть в космос означает оказаться в информационном вакууме?И еще, часто ли удается пообщаться с близкими и каким образом?
Вопрос:Юрий Сурков 15:26 16/12/2009
Здравствуйте Геннадий. Как вы думаете космический туризм станет когда-нибудь массовым явлением или так навсегда и останется прирогативой богатых людей? Насколько сложно подготовить простого человека к полету в космос? Спасибо, удачи.
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 11:46 30/12/2009
У меня было двоякое отношение сначала. Мне казалось странным, почему только лишь люди богатые имеют возможность взять и полететь. Мне кажется, любой человек должен иметь возможность для этого. Но в силу того что мы испытываем сейчас определенные проблемы, очень хорошо, что есть люди, которые по сути являются спонсорами. Приходя и покупая билет на полет, это стоит недешево, они спонсируют нашу отрасль. Это очень хорошо. Подготовка у них, конечно, упрощенная. Это очень быстро, все лишь несколько месяцев. Вопросы безопасности: уметь кушать там, пользоваться туалетом и все. Подготовить для такого путешествия человека обычного, мне кажется, основная проблема – быть в хорошей физической форме. А с точки зрения подготовки – она примитивная. Они же там не выполняют работы, связанные с выходом в открытый космос, эксплуатацией систем, локализацией нештатных ситуаций. В общем, для человека простого подготовиться и полететь – больших усилий не требуется. Конечно, чтобы работать серьезно – для этого требуется очень длительная подготовка, 5-7 лет в среднем.
Вопрос:Аня 15:29 16/12/2009
Скажите, Геннадий Иванович, а в вашей семье кто-нибудь пошел в космонавты (дети)? Хотели бы вы чтобы ваши дети продолжили дело отца?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 11:41 30/12/2009
Нет, никто. У меня дочери. Причем они категорически против моих полетов. Это слишком волнительно, напряженно. Они не хотят. Нет никакой дискриминации по отношению к женщинам-космонавтам. Я считаю, что жизнь должна быть прекрасна во всех своих проявлениях не только на Земле, но и там. Вот к нам прилетела астронавт-женщина, очень хороший инженер, симпатичная девушка, это вдохновляет, дисциплинирует экипаж. Когда меня спрашивают, какие должны быть экипажи для длительных перелетов, на мой взгляд, однополый экипаж – как однополый брак. Безусловно, должны быть представители мужчин и женщин.
Вопрос:Галина 15:31 16/12/2009
Геннадий Иванович, здравствуйте! Наверняка, с вами ни раз случались какие-то экстремальные ситуации в космосе, расскажите пожалуйста об этом!!! С уважением, Галина.
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:49 19/12/2009
Серьезных экстремальных ситуаций у меня не было, к счастью. Но сама жизнь в космосе уже экстремальна. Случаются серьезные ситуации. У нас были и разгерметизации, были и пожары, которые экипажи ликвидировали. Жизнь по-разному складывается. Экстраординарного ничего не было. Все было прогнозируемо, ко всему я был готов. По всем случаям есть специальные инструкции, есть команда на Земле, которая может подсказать, которая тоже проходит серьезную тренировку вместе с экипажем. У нас есть корабли «Союзы», в случае серьезной ситуации неликвидируемой мы задраим люки, прыгнем в корабли. Пока только благодаря российским кораблям мы можем летать в длительные полеты, поскольку наши корабли висят спасательными шлюпками. «Шаттл» приходит, приносят грузы, стыкуют модули, наращивают станцию, наши модули летают сами, но длительные экспедиции там живут только за счет и благодаря нашим российским «Союзам». Если не будет таких спасательных шлюпок, в случае экстренной ситуации экипаж не сможет эвакуироваться. Все просчитано нашими инженерами на Земле, чтобы избежать подобной ситуации.
Вопрос:Анаида 15:56 16/12/2009
Геннадий, а вы верите в существование инопланетян:)?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:43 19/12/2009
Многие ссылаются, что космонавты видели НЛО. Я вам официально заявляю, что ни один из нас не видел НЛО, никто к нам не стучал. По большому счету я верю, поскольку не может быть, чтобы разум был только на планете Земля. Он есть, наверное, где-то, но фактами подтвердить не могу, как и мои коллеги. Если мы сталкиваемся с чем-то необычным, то нужно искать причины на Земле. Мы были бы рады быть первооткрывателями, познакомиться раньше всех землян, но, увы, этого не было.
Вопрос:Алёнка 15:57 16/12/2009
Здравствуйте, расскажите пожалуйста какой он, обычный день косманавта на борту космического коробля? Чем вы заняты в свободное время?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:41 19/12/2009
Подъем в 6 утра, пару часов дается на утренние процедуры, умыться, переодеться, позавтракать. И начинается работа. После связи с Супом приступаешь к работе. 9-часовой рабочий день, минус 2,5 часа физических упражнений. Примерно в 6-7 часов заканчивается рабочий день и начинается рабочее время бытовое, неучтенное, поскольку там нет ни официантов, ни горничных, поэтому приходится самим организовывать свой быт: уборка станции, подготовка питания, подготовка к следующему рабочему дню. И так далее. Где-то в 9:30 отбой, но не получается, ближе к полуночи, потому что хочется пообщаться, почитать. Свободное время — чтение книг, фильмы в электронном виде можете заказать. Есть мобильный телефон так называемый, можете связаться с родными и друзьями в любое время. Связь практически круглосуточная. И хобби — кто-то увлекается фотографией, кто-то видеосъемкой, внутри станции, снаружи. Я делал много фотоснимков, мне было интересно. На сайте Роскосмоса или НАСА очень много фотографий.
Вопрос:Александр 16:01 16/12/2009
здравствуйте, геннадий, как полеты в космос сказываются на здоровье? почему мне кажется, что пенсионный возраст у людей вашей профессии наступает намного быстрее, чем у обычных людей?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:36 19/12/2009
Мы проходим специальный отбор, мы уже выбраны с хорошим коэффициентом запаса прочности. Поэтому в своей профессии мы долгожители, в 50-55 лет летать — это нормально. Хотя самый золотой возраст для космонавта лет 40-50. Безусловно, сказывается. Но очень хорошие реабилитационные мероприятия проводятся после полета. А так, конечно, сталкиваясь с невесомостью, потеря кальция, кости очень хрупкие, атрофия мышц, есть повышенный риск образования камней в почках и так далее. Пытаются профилактировать, есть специальные методики, это на Земле, благодаря нашей российской медицине, мы очень быстро восстанавливаемся. У меня только второй месяц после полета, субъективно я себя чувствую прекрасно. Пару дней назад прошел медицинскую комиссию, объективно мне сказали, что хорошо все. У нас есть негласное правило: сколько дней вы провели в космосе, столько вам надо, чтобы полностью восстановиться. Полгода там — значит, полгода на Земле. Вообще, мы болеем реже, чем другие люди. Может быть, благодаря профилактике, постоянный контроль, плюс здоровый образ жизни, особый режим труда и отдыха. Если всем этим не заниматься, о каком можно говорить профессиональном долголетии. Ну и специальный отбор — из сотен один может быть выбран.
Вопрос:Игорь 16:08 16/12/2009
Геннадий, а какое место на земле из космоса нравится вам больше всего?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:31 19/12/2009
Зависит от времени года. Естественно, северное полушарие в период зимы очень красиво. Район Патагонии, таяние ледников, Южная Америка. Австралия очень красивая весной. Район Карибов очень красивый. Наш Дальний Восток, Курилы и Камчатка — это красота просто неописуемая. Во время нашего полета как раз было извержение вулкана на Курилах. Мы собрались вечером за ужином, как раз подходило время фотосъемки Курил, я выглянул в иллюминатор, и в это время шло извержение вулкана. И, как потом нам сказали вулканологи, началось оно за два часа до нашего пролета. И был такой огромный выброс, гриб, я понимаю, как это ужасно на Земле, но из космоса красоты неописуемой, эти испарившиеся облака, выброс был до 16 км. Поэтому есть свои изюминки в частях света. Глаз привыкает .Что-то радует, что-то — нет, есть проблемные в экологическом плане районы, от которых плакать хочется. А есть места очень красивые.
Вопрос:Лидия Андреевна 16:12 16/12/2009
Уважаемый Геннадий Иванович! Вас не огорчает тот факт, что сегодня отношение к космонавтике сильно изменилось, в мое время (а мне уже скоро 50) многие мальчишки горели мечтой стать космонавтом, сегодня такое рвение вряд ли встретишь.
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:27 19/12/2009
Я бы не сказал. Очень много молодежи, я встречаюсь со многими, не сказал бы, что у мальчишек и девчонок глаза не горят. Очень многие спрашивают, каким образом попасть, какое нужно образование получить. Хорошо, наверное, что не все стремятся, будут самые достойные работать в нашей профессии, да и много других интересов в жизни появилось. В мои годы многие профессии вообще не существовали, молодые люди интересуются чем-то другим. Я бы не сказал, что у нас остро стоит проблема с кадрами. Желающих очень много, наборы проходят. В основном они отсеиваются по медицинским показателям. Сейчас требования еще более высокие по медицине, поскольку идет международная сертификация с учетом всех интересов партнеров. Так, как было раньше сложно пройти медицинскую комиссию — так и сейчас. Другое дело, что это раньше более широко освещалось в печати, с точки зрения пропаганды. Сейчас другая страна, другая система, люди не тем, может быть, заняты. Очень много проблем личных. А так интерес очень большой, я это вижу по встречам с общественностью. Я бы не сказал, что с детства мечтал о космонавтике. Я бредил авиацией, я пришел в авиацию, был летчиком в течение 10 лет, потом меня судьба свела с известным российским космонавтом Алексеем Леоновым, как раз проходил набор, он мне предложил, и я загорелся. Я пришел, мне очень понравилось, и пошло-поехало. Три полета за плечами. А я родился как раз когда Гагарин полетел, тогда все мечтали стать космонавтами, а потом ушло это на задний план, я связался уже с авиацией. Авиация, говорят, колыбель космонавтики.
Вопрос:Марина 16:29 16/12/2009
Геннадий, вам приходилось когда-нибудь встречать праздничные даты в космосе? Новый год, например, день рождения и т.д. Как вы это делали?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 12:02 30/12/2009
Я встречал Новый год в первом полете. Во втором полете я отмечал свой день рождения и день рождения трех моих коллег. Безусловно, такой день всегда необычный, нам давали выходной. Я отмечал Новый год с Сергеем Авдеевым, у нас была небольшая елка, фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Стол был накрыт необычно: у нас была икра красная, доставленная специально, был спутниковый транслятор, и нам с Земли устроили большущий концерт в прямом эфире – песни, стихи, танцы. У нас было ощущение, что мы присутствуем на этом празднике. На дни рождения привозят вполне официально, но тайно от именинника либо футболки с интересной надписью, либо конфеты. Экипаж собирается за столом, торт, фотографии на память.
AIF.RU Ведущий конференций 12:05 30/12/2009
Что бы вы пожелали нашим читателям в завершение конференции?
Падалка Геннадий Иванович 12:05 30/12/2009
Очень приятно было общаться с вами. Я очень рад, что экземпляр АиФа побывал в космосе. В преддверии нового года желаю, как обычно, счастья, здоровья, семейного благополучия, мира, терпения в наше сложное время. Вашей редакции побольше интересных проектов и побольше читателей. Я считаю, что вы держите очень хорошую марку, газета очень раскупаема и читаема. Всех с Новым годом и Рождеством дважды – с католическим и нашим православным. Всяческих вам успехов.
Вопрос:Настя 16:31 16/12/2009
Здравствуйте. Геннадий, вы волнуетесь перед каждым стартом или для вас полет в космос уже привычное дело?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 20:53 18/12/2009
Безусловно, к этому привыкнуть нельзя. Конечно, есть волнение и у меня, и у моих коллег. Это контролируемое волнение. Боятся все. Мне кажется, это хорошо, когда человек боится. Другое дело, что реакция у всех разная. Кто-то не может двигаться, а кто-то начинает плодотворно работать. Если сейчас спросить все мои шаги от гостиницы «Байконур» до посадки в ракету, - я, конечно, не вспомню, поскольку это все очень эмоционально. Но такого сильного волнения, с которым нельзя справиться, я не испытывал никогда. Сейчас, в отличие от первого раза, когда все было незнакомо, все это делаешь с осознанием дела, знаешь, что тебя ждет. Но тем не менее волнение есть. Когда ракета уже вывела корабль, произошло разделение, тогда уже можно выдохнуть. Это самый напряженный момент, все это понимают, от экипажа до руководства. 9 минут самых напряженных, где работает только автоматика, где оператор не может вмешаться и что-то поправить. Но, к счастью, техника вполне надежна. Это наша российская техника, стартуем мы без проблем.
Вопрос:Инна 16:31 16/12/2009
Геннадий, добрый день! Как вы думаете, смогут ли российские космонавты принять участие в пилотируемом полете на Марс?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:21 19/12/2009
А почему нет? Безусловно. Вообще, этот проект будет международный, потому что отдельно взятой стране сложно справиться, и с точки зрения технологий, и с точки зрения финансов. Поэтому я полагаю, что, как МКС сейчас, в которой участвуют 16 стран, проекты и лунный, и марсианский будут реализованы только за счет нескольких ведущих стран. С учетом наших возможностей и возможностей наших партнеров, действительно легче, помогая друг другу, используя разные технологии, реализовать подобный проект. Пока мы в космической отрасли выступаем достойно, поэтому без нас партнеры обойтись не могут. Другое дело, что нужно обновляться, нужны новые технологии, поскольку наши корабли — это технологии конца 70-80-х годов. Но еще есть время одуматься. Нужна хорошая государственная программа по космонавтике. Надо обновляться, строить новые корабли. Пока есть возможность, мы еще не отстаем сильно. А проблемы есть, я не говорю, что все радужно. Я просто вижу и сравниваю технологии партнеров и наши. На данный момент немножко уже отстаем. Но это хороший стимул, чтобы работать.
Вопрос:Ольга 16:33 16/12/2009
Здравствуйте! Как вы думаете, когда человечество начнет заселять Луну?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 01:11 19/12/2009
Согласно планам на 2025 год уже планируется первая высадка. Естественно, там будет построена лунная база для постоянного обитания. Вообще, Луна — хорошая площадка для стартов дальнейших, скажем, к Марсу. Будет намного проще. И потом, на Луне очень много ценных полезных ископаемых, которые в ограниченном количестве на Земле. Я так полагаю, 2025-2030 год начнется заселение Луны, конечно, сначала профессионалами. Как все это быстро будет, сложно сказать. Если не вмешается очередной экономический кризис, жизнь же вносит коррективы.
Вопрос:Снежана 16:39 16/12/2009
Нельзя ли использовать космический мусор, который вокруг Земли болтается? Фактически на орбите крутятся огромные деньги. Неужели эти отходы нельзя повторно использовать?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 20:48 18/12/2009
Нет. Во-первых, большие проблемы с возвращением. Они будут во сто крат дороже, чем если мы этот мусор используем. Поэтому проще все это сжигать. А то, что мусор есть, - это уже становится опасным и для МКС, поскольку она летает на более низкой орбите, чем те части спутников, которые уже отработали, они постепенно снижаются, пересекают орбиту станции. За этим следят с Земли, и в России, и в странах наших партнеров. Есть специальная программа, которая в случае такой ситуации, развивающейся катастрофически, может увести станцию от столкновения. Это под постоянным контролем. Но это проблема. И с каждым годом она все острее и острее, поскольку мусора становится все больше и больше. Пока это все не достигает атмосферы, это все летает. Потом сгорает. Опасность в том, что орбита станции пересекается. А повторно использовать слишком дорого.
Вопрос:Олег Игоревич 16:50 16/12/2009
Легко ли находить общий язык с коллегами по работе, все-таки пространство замкнутое, проблем много, да и у каждого человека свой характер, часто случаются конфликты:))?
Вопрос:Николай 17:12 16/12/2009
Наш презедент не так давно обратился к федеральному собранию с просьбой сделать упор на развитие космической отрасли, но некоторые эксперты сомневаются в том, что подобные действия необходимы. А вы как считаете?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 20:39 18/12/2009
Я считаю, что это очень нужно, как и мои коллеги, и руководство Роскосмоса. Нам нужна хорошая госпрограмма развития пилотируемой космонавтики. Я всегда привожу пример: когда в 2003 году произошла катастрофа «Колумбии», тут же Буш выступил с инициативой, что несмотря на трагедию, на неудачу, мы идем дальше. К сожалению, на тот момент у нас не было такой программы, и сейчас ее тоже нет четко обрисованной с точки зрения технологической. Надо хотя бы расставить ориентиры на ближайшее будущее, чтобы мы были полноправными партнерами и вместе с нашими партнерами нынешними двигались в этим направлении. Очень хорошо, что президент это озвучил. Если будет такая программа, это очень помогло бы нашей отрасли.
Вопрос:Ленуся 09:03 17/12/2009
Здравствуйте! Геннадий, а знаете ли какой-нибудь анекдок про косманавтов, если да, то поделитесь и еще есть ли у вас какие-то ритуалы или традиции перед полетом?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 19:04 18/12/2009
Анекдот мне сложно вспомнить. А что касается ритуалов, безусловно, на Байконуре есть свои традиции. Обязательно посаженное дерево на Аллее космонавтов, обязательно перед стартом баня, обязательно фильм «Белое солнце пустыни» мы смотрим. Я его смотрел уже несколько раз. Лег фильм на душу космонавтам, сейчас все смотрят, в том числе иностранцы. Им очень нравится этот фильм. Очень многие знают русский язык, это одно из требований при полете на МКС, поэтому смотрят без перевода. У нас очень хорошая российская и американская фильмотека, мы обмениваемся, смотрим. Просмотр фильма перед стартом официально запланирован, за этим следит руководство. Традиция есть традиция. Я не суеверный, просто традиционно так повелось. Государственная комиссия, которая утверждает экипаж, имеет список официальных мероприятий для подготовки к старту, и там есть такой традиционный просмотр. Очень хорошо работать с людьми, у которых хорошее чувство юмора. У меня в экипаже были такие люди, у которых чувство юмора было на 100 баллов. В российском сегменте всегда шутки, прибаутки, весело. Мне повезло, я летал с японским астронавтом, человек с великолепным чувством юмора. Конечно, мы там друг друга разыгрывали. Он у нас был профессиональный клоун. Была интересная одежда у нас, нашли мы пиджак клубный для гольфа, который был доставлен на станцию не помню в каком году. Одели одного из членов экипажа и сказали: мы теперь решили, что по итогам недели самый лучший астронавт будет следующую неделю носить этот пиджак. Конечно, на Земле сначала не поняли, они были в небольшом шоке, но потом поняли, что это розыгрыш. Иногда мы заставляли кого-то его одевать, тоже разыгрывать Землю. Чувство юмора — хорошее подспорье в космосе, чтобы там выжить. Экипаж фаормируется не спонтанно, мы готовимся вместе в течение 1,5-2 лет на этапе дублирования, проходят совместные тренировки. Подготовка идет не только в России, мы готовимся и в Хьюстоне, в Канаде, в Кельне, в Японии. Готовимся совместно с эпипажем, часто встречаемся, дружим семьями. Поэтому когда мы летим туда, мы уже притерлись, знаем друг друга, понимаем слабые и сильные стороны. Потом, все люди образованные и интеллигентные, всегда найдут язык для общения. Где-то нужно поступаться своими принципами. У каждого свои привычки, традиции, менталитет, но чтобы было комфортно с психологической точки зрения, пытаемся дружить, учитывать интересы друг друга. Мне это удавалось во всех трех полетах. Первые два полета у меня экипаж был из двух человек, только на пересменке было 5-6, сейчас это большой экипаж постоянно работающий, 6 человек. Японец, бельгиец, канадец, русский, американец. Работали, жили, дружили. Разные по интересам, по профессии. Это были пилоты военные, врачи, просто инженеры. Интересно, дополняли друг друга.
Вопрос:Арина 09:04 17/12/2009
Скажите, как космонавты поддерживают свою физическую форму на земле?:))
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 18:30 18/12/2009
Спорт. Разнообразный спорт. Какие-то силовые виды, плавание, теннис, бадминтон, бег, бодибилдинг. Обязательно. Трижды в неделю по два часа как минимум. То же самое в космосе — 2,5 часа рабочего времени мы уделяем спорту ежедневно. Это либо одним блоком занимаешься, либо можешь разбить. Есть специальный силовой тренажер типа штанги, беговая дорожка. Бывают моменты, особенно в выходные дни, когда хочется поваляться, поспать, это на Земле, дома. В космосе тоже иногда хочется полениться, не сделать какие-то упражнения. Но понимаешь, что закончиться может плачевно. Особенно по возвращении, потому что потеря кальция очень большая в космосе, из-за того что нет нагрузки, нет гравитации, есть атрофия мышц, поэтому чтобы держать себя в тонусе и потом очень быстро пройти реабилитацию каждый из нас подходит очень серьезно к этому. У меня во всех полетах все члены экипажа были ответственными, занимались. Спорт не только нужен в космосе для хорошей физической формы, но это еще хорошая психологическая разгрузка. Я замечал, что после занятий спортом есть эмоциональный подъем, исчезала головная боль всегда, поскольку есть перераспределение крови во время полета, после нагрузки я себя чувствовал намного комфортнее.
Вопрос:Алла Павловна 09:06 17/12/2009
Геннадий, день добрый, мне кажется, что когда находишся в космосе и видишь землю такой мааааленькой, происходит некое переосмысление жизни и своего места в ней, так ли? Верете ли вы в Бога?
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 18:22 18/12/2009
Безусловно. У меня такое ощущение, что уязвимы не мы на орбите, а, наоборот, наша планета. Небольшая, тоненькая атмосфера — и больше ничего. И очень много проблем экологических на Земле, в том числе техногенного характера. Поэтому есть переосмысление философское, что планета очень уязвима. Голубая, красивая, маленькая. Есть районы экологического бедствия, где люди едва выживают, для них актуальна борьба за чистоту окружающей среды. Есть такие районы и на территории России, бывшего СССР. Скажем, район Арала сейчас исчезающий. Вопрос про веру — очень личный для каждого космонавта, я бы не стал на него отвечать.
Вопрос:Николай 11:31 17/12/2009
Геннадий Иванович, в эти дни в Копенгагене проходит международная конференция ООН по климату. Глава российского государства планирует принять в ней участие, чтобы способствовать принятию тех решений, которые объединят усилия всех стран. Он подчеркнул, что от договорённостей там зависит качество жизни будущих поколений на нашей планете. Как вы относитесь к проблеме глобального изменения климата? Актуальна ли эта проблема? B если да, то насколько? Какова роль человеческого фактора в этих процессах? Беспокойство глав государств по этому поводу обоснованно? И что обычные граждане могут сделать для того, чтобы замедлить глобальное потепление и связанные с ним негативные для природы последствия? С уважением, Николай Колдыркаев (АиФ-Юг)
Ответы:
Падалка Геннадий Иванович 11:55 30/12/2009
Я не эксперт в этой области. Есть двоякое мнение. Буквально на днях было заседание у президента, было много известных ученых, многие говорили, что глобальное потепление было и в прошлом. Есть такие малые ледниковые периоды, которые повторяются раз в 100-400 лет. Подобное уже было в истории. Поэтому сложно сказать, потепление идет из-за нашей урной деятельности или это просто очередное потепление, с которым наша планета сталкивалась не раз. То, что негативно сказываются все эти выбросы – безусловно. И количество этих выбросов не зависит от обыкновенных граждан. Работают целые предприятия. Это касается в большей степени изобретателей, ученых, перехода на более чистые технологии. В этом плане граждане могут помочь нашей планете.
Вопрос:Николай 14:20 17/12/2009
В одной из краснодарских газет \"талантливый\" журналист написал, что вы \"из перигея в апогей наматываете геостационарные витки\". Если верить этой газете - вы первый человек, который побывал в апогее и перигее геостационарной орбиты. :-) Какие при этом ощущения?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах