Примерное время чтения: 5 минут
1137

Гуманность в Киеве под запретом

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Для России в равной мере, как и для европейских держав, важное значение имеет мир в Донбассе. Но в последнее время задача по его установлению всё больше сводится к принуждению Украины к миру. Киев выступает атакующей стороной, наращивающей военное присутствие вдоль линии разграничения, в то время как республики в большей степени обороняются. Поэтому окончание конфликта мы считаем возможным лишь в том случае, если президент Порошенко направит свою политическую волю в конструктивное русло и как главнокомандующий велит ВСУ прекратить огонь.

Окончанию агрессии Киева может способствовать увеличение количества публикаций о применении украинской стороной запрещённых международными конвенциями видов оружия. Тем паче что с начала войны как ополченцы вместе с Россией, так и западные правозащитные организации не единожды фиксировали применение опасных для гражданского населения вооружений.

В первую очередь следует упомянуть оружие неизбирательного действия — противопехотные мины, кассетные бомбы, осколочно-фугасные снаряды и фосфорные заряды. В отношении противопехотных мин действует Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция) 1997 года. В ООН признают многочисленные факты применения этих мин на юго-востоке. И это при том, что Украина в 2005 году подписала, а в 2010 году ратифицировала Оттавскую конвенцию. Экс-глава инженерной службы Нацгвардии Украины Вадим Яцуляк упоминал, что приказы о применении противопехотных мин и об отказе от их утилизации отдавались на самом высоком уровне.

В начале июля 2014 года американская правозащитная организация HumanRightsWatch заявила о несоблюдении правил Женевской конвенции на востоке Украины. Причиной для этого послужило неоднократное использование украинскими военными фосфорных бомб. Как утверждают исследователи, характерной чертой применения этого оружия является обугливание органических тканей, а при вдыхании выжигаются лёгкие. Эффект использования белого фосфора отдалённо напоминает напалм. Задокументированные фото- и видеоматериалы позволяют утверждать о неоднократном применении этого оружия близ Славянска и Иловайска.

В декабре 2014 года директор HumanRightsWatch обвинил Украину в применении кассетных бомб. Они сбрасывались в густонаселённых районах и вызывали большие потери среди гражданского населения. Особенность кассетных бомб заключается в широком радиусе поражения и высокой частоте отклонений от намеченных целей. Напомним, Киев не подписывал Конвенцию о запрете кассетных бомб, принятую в 2008 году в Осло.

Фонд исследования проблем демократии — российское НКО — успел опубликовать два доклада о пытках и бесчеловечном отношении со стороны членов так называемых «добровольческих батальонов» в отношении местного населения. Раздробление конечностей, удушение «бандеровской петлёй» (металлической проволокой), избиения, изнасилования — обо всех этих преступлениях известно как российским, так и мировым правозащитникам — данные доклады презентовались в ООН. Помимо российского Следственного комитета, на них пока больше никто не среагировал.

Киевской стороной неоднократно нарушалась Женевская конвенция, предусматривающая запрет и ограничения использование ряда видов оружия, а также вводящая порядок оказания помощи раненым в ходе конфликта. Украинские силовики рассказывали СМИ про то, как они не давали оказывать медицинскую помощь раненым повстанцам. А украинский врач Александр Чернов и вовсе хвастался в интервью, что убивал раненых ополченцев при помощи медикаментов на операционном столе, в подробностях смакуя свою «подрывную деятельность» в лагерях сторонников.

Преступления против человечества не имеют сроков давности. Даже если Украина примет закон об амнистии участников конфликта, виновных в чистках в Донбассе будет ждать ответственность. Международный уголовный суд в Гааге может коснуться Киева и вопреки тому, что Украина не подписала Римский статут.

Прецедент уже есть — это участники боснийского конфликта 90-х. Здесь вопрос состоит даже не в правовой плоскости, а в политической зрелости некоторых решений. Если Порошенко всеми силами даёт понять, что он не собирается выполнять Минские соглашения, то возникает необходимость в том, чтобы на него надавить. Только скоординированная позиция сторонников гуманитарных ценностей может заставить Киев переосмыслить свою политику.

Применение запрещённых видов вооружений — это обвинение именно в сторону украинской армии, её военного руководства и незаконных вооружённых формирований, выполняющих сухопутные операции и вступающих в непосредственный контакт с гражданским населением. Использование ДНР и ЛНР запрещённого оружия имеет значение статистической погрешности ввиду отсутствия массива технологических ресурсов, аналогичного имеющемуся у Киева. Поэтому, если мы говорим о нарушении Женевской конвенции и прочих международных соглашений, а также об имеющих место особо опасных преступлениях в Донбассе, подавляющую часть обвинений мы должны адресовать Порошенко и высшему военному командованию Украины.

В ООН в 2014 году отказались принимать резолюцию по Украине. Американцы и часть европейцев тогда назвали предоставленные факты применения запрещённого оружия бездоказательными, а заявления о нарушении Киевом ряда конвенций — голословным. С тех пор прошло два года. Возможно, с течением времени позиция ключевых западных игроков изменится на прямо противоположную. Нам сложно представить, что военные преступники могут разгуливать на свободе, а скрывающая их страна — участвовать в евроинтеграции. Однако, учитывая исторический опыт с Хорватией (проводившийся геноцид в отношении сербов не стал поводом для отказа во вступлении в ЕС), нам следует иметь в виду вероятность и такого варианта и с его учётом строить дальнейшую стратегию в отношении Незалежной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах