aif.ru counter
Вячеслав Костиков 35 5153

Какая память нужна России?

Мировое сообщество только что отметило 100-летие окончания Первой мировой войны. Много говорилось о её уроках. О том, что война не решила ни одной из проблем, из-за которых она началась. А многие проблемы лишь усугубились.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Борьба за мировое господство, передел границ, соперничество крупных держав, идейная и национальная нетерпимость, амбиции лидеров – всё это остаётся на повестке дня современной мировой политики. И приходится согласиться: страны, их лидеры и сами народы снова и снова оказываются неспособными извлекать уроки из трагических событий собственной и мировой истории.

Россия – в числе таких стран. Более того: мы не извлекли уроков из целого столетия, из всего ХХ в. Почти целый год в России шла дискуссия по поводу 100-летия Октябрьской революции 1917 г. Великая она или не великая? Пересчитав людские и материальные потери, взвесив трагические последствия, историки всё же сошлись во мнении, что революция была не Великой Октябрьской, а просто революцией. Что цели, которые провозглашали «борцы за народное счастье», так и не были достигнуты.

Но исторических уроков мы, похоже, так и не извлекли. По­трёпанные призраки коммунизма всё ещё витают над нашей страной – и в высоких сферах власти, и в народном бытовом сознании. Всё ещё сильна вера в то, что вот-вот само по себе наступит светлое будущее, что мы-то ух какие молодцы, но вот внешние недруги не дают нам осуществить благородные замыслы. Коммунисты, приведшие страну к развалу, всё ещё остаются второй по массовости партией и активничают на выборах. Всё ещё популярна теория заговора против нашей страны.

Куда нас привели?

Не полностью осознана трагедия Гражданской войны. Цифры благодаря открытым после 1991 г. архивам известны: материальный ущерб – 50 млрд золотых рублей и 15 млн жертв. Но в глубинах российского общества всё ещё тлеют угли Гражданской войны. Революционный лозунг «Отнять и поделить» остаётся одним из самых популярных в народе. Не изжит соблазн натравливать одну часть населения на другую. Бедных на богатых, малограмотных на интеллигенцию, согласных с властью на несогласных с ней, консерваторов на либералов, ура-патриотов на тех, у кого кроме показного патриотизма есть и иные ценности.

Последствия такого натравливания хорошо известны: после 1917 г. наименее грамотная, неразвитая и озлобленная часть населения – безграмотные крестьяне, солдаты и городские низы – уничтожили, оттеснили на обочину жизни или изгнали из страны тех, кто составлял культурную, техническую и научную элиту. В течение всех последующих десятилетий страной управляли «партийные выдвиженцы» (вступившие в партию большевиков шариковы и швондеры), не имеющие ни малейшего представления об истории и её уроках. Пришедшая им на смену новая советская номенклатура дала нам целую плеяду «выдающихся деятелей партии и правительства»: Хрущёв, Микоян, Каганович, Берия, Маленков, Щербаков, Суслов, Черненко, Брежнев. И куда они нас привели?

Сегодня страной вроде бы управляют люди с приличным образованием. Но понимания, что такое Гражданская война и каковы её истоки, похоже, нет. Гражданская война – это не только «человек с ружьём», не только «неуловимые мстители». Гражданская война начинается с социальной несправедливости и идущих вслед за ней агрессии и насилия. Вначале такая агрессия проявляется в быту, потом переходит на улицу, в школу, тлеет в сфере спорта, задевает культуру… и наконец выплёскивается в политику.

Сегодня о дефиците справедливости не говорит только бездушный. О нём всё громче кричат регионы. И мы видим его на каждом шагу: в магазине, в кошельке, в школе, в больнице, на отдыхе, при покупке лекарств, в обустройстве нашего дома, улиц и дворов. Разрыв благосостояния просто поражает. Общий размер богатства 30 тыс. самых состоятельных россиян приближается к 500 млрд долларов. А у подавляющего числа «остальных» в кармане, как говорят в народе, вошь на аркане. Бедные слои населения уже неспособны платить даже за услуги ЖКХ. Задолженность превысила 500 млрд рублей. А тарифы всё растут. И как обещает правительство – будут расти.

И снова, как в преддверии революции и Гражданской войны, «верхи» опять не видят и не понимают, как живут «низы». Отсюда нежелание вводить прогрессивный подоходный налог для сверхбогатых, облагать налогом крупные наследства. Отсюда призывы ублажить народ «макарошками», отнять заработанные крохи у самозанятых. Отсюда же «благородные жесты» министров, обещающих народу прибавку зар­платы в 100 руб. Власть продолжает рассказывать народу сказки о «средней зарплате». А между тем школьницы снова ходят в школу в старых кофточках, а мальчишки – в стоптанных башмаках. Поражает недальновидность элиты: опасаясь «улицы» и увозя капиталы и детей за границу, она тем не менее ничего не делает, чтобы укротить аппетиты «дворцов» и демонстративное потребление избранных.

Чьи уроки не выучены

Прошедшее столетие оставило целые залежи невыученных уроков. Об одних сегодня можно говорить свободно. Об уроках коллективизации, об ограблении деревни, о цене индустриализации и войны. Вполголоса говорят об уроках сталинских репрессий, о политических процессах, о системе подневольного труда. Крайне неохотно наше телевидение рассказывает о том, как в России искоренялась свобода, как уничтожались партии и оппозиция, как закрывались неугодные большевикам газеты, как ставилась на службу власти культура, как переписывалась и искажалась история. Мы почти ничего не знаем о том, что значительная часть наших крупных заводов была построена с помощью американских инженеров. В условиях нынешней изоляции нам хочется поддержать миф о том, что мы всё сделали сами. И уж совсем неохотно наши пропагандисты говорят о том, насколько чреватой негативными последствиями оказалась послевоенная политика насаждения «советской модели развития» в странах Восточной Европы. Вместо трезвых оценок мы продолжаем обижаться на то, что там не в должной мере чтут памятники советских времён.

Мы до сих пор очень не любим говорить о пагубности внешнеполитических амбиций советского руководства. А ведь именно они привели СССР к отчуждению от тех стран, которые в силу давних исторических связей испытывали к нам и политическую, и культурную близость. Где они теперь, эти страны? По большей части в Европейском союзе и в ­НАТО.

* * *

В СССР комсомольцы очень любили закладывать памятные письма-капсулы с рассказом о своих великих делах. Недавно в связи со 100-летием Ленинского комсомола на заводе «Красная заря» в Петербурге вскрыли одну из таких капсул. И что же там прочли постаревшие комсомольцы? «Наше время было и прекрасным, и трудным. Трудным – потому, что каждый час империализм готовит против нас войну. Прекрасным – потому, что мы своими руками строим счастье для грядущих поколений. Мы счастливы тем, что с каждым днём всё больше людей Земли встают под знамёна марксизма-ленинизма».

Капсула с письмом пролежала в земле 50 лет. Приблизились ли мы за это время к счастью? И главное: научились ли чему-нибудь? Осознали ли, что миру нужно демонстрировать не военные парады, а умную голову? Но, может быть, в первую очередь – достойную жизнь народа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Виктор
    |
    09:18
    21.11.2018
    2
    +
    -
    Интересно высказывание нашего автора, говорящего о современной мировой политике: «И приходится согласиться: страны, их лидеры и сами народы снова и снова оказываются неспособными извлекать уроки из трагических событий собственной и мировой истории». Если я правильно понимаю, то это касается всех существующих в мире стран. Признание того, что Россия принадлежит к их числу , ничего нового не добавляет, но служит переходом к другому высказыванию: «мы не извлекли уроков из целого столетия, из всего ХХ в.» Ведь пришлось согласится, что «неспособны извлекать уроки», и, не смотря на это, констатируется, что не извлекли. Однако, было сомнение: «Но исторических уроков мы, похоже, так и не извлекли». Что это? Желание учителя принудить нерадивых учеников усвоить уроки? Очень похоже на манипуляцию. Не так, так эдак.
  2. PAUT
    |
    14:01
    21.11.2018
    2
    +
    -
    «Сегодня страной вроде бы управляют люди с приличным образованием». Позвольте в этом усомниться. «Почти половина учителей математики не могут решить задачи школьного уровня. Неудовлетворительные отметки по своему предмету получил также каждый четвёртый преподаватель экономики, истории, русского языка и литературы. Немногим лучше ситуация с обществознанием и правом.»-это выдержка из последней литературной газеты. В Советском союзе путь в министры, а тем более в члены политбюро был очень длинным: мастер, начальник участка, начальник цеха ну и т.д. Случайные люди в руководство страны попасть не могли-система отбора была близка к идеальной. Сейчас главный критерий это лояльность к фюреру и побольше наглости, профессионализм здесь вообще не причем-журналист руководит космической отраслью, человек не имеющий отношения к военной службе-министерством обороны ну и всех остальных мы все хорошо знаем. Все признают, что уровень образования за последние 25 лет опустился ниже плинтуса так что, г-н Костиков, не морочьте людям головы.
Комментарии (34)
  1. Ишак Матрос
    |
    07:38
    21.11.2018
    1
    +
    -
    Да ладно. Уже тот факт, что спустя 70 лет власть большевиков (с грехом пополам) всё-таки была свергнута (по крайней мере, официально), говорит о том, что некоторые уроки из истории ХХ века мы всё же извлекли. Правда, уроков было бы извлечено больше, если бы партия коммунистов была запрещена законом, и выходцам из неё был закрыт путь к власти. Ведь посмотрите: не только КПРФ, не только значительная часть членов ЛДПР, но большинство членов "Единой России" – это, на самом деле, бывшие коммунисты. То есть, Государственная Дума, по существу, – коммунистическая. И не только она, у нас до сих пор и президент (с 18-летним стажем президентства – больше, чем у Брежнева!) – бывший коммунист. Видно, каждый народ извлекает из своего прошлого лишь те уроки, какие способен.
  2. Виктор
    |
    09:18
    21.11.2018
    2
    +
    -
    Интересно высказывание нашего автора, говорящего о современной мировой политике: «И приходится согласиться: страны, их лидеры и сами народы снова и снова оказываются неспособными извлекать уроки из трагических событий собственной и мировой истории». Если я правильно понимаю, то это касается всех существующих в мире стран. Признание того, что Россия принадлежит к их числу , ничего нового не добавляет, но служит переходом к другому высказыванию: «мы не извлекли уроков из целого столетия, из всего ХХ в.» Ведь пришлось согласится, что «неспособны извлекать уроки», и, не смотря на это, констатируется, что не извлекли. Однако, было сомнение: «Но исторических уроков мы, похоже, так и не извлекли». Что это? Желание учителя принудить нерадивых учеников усвоить уроки? Очень похоже на манипуляцию. Не так, так эдак.
  3. Коля Дроздовъ
    |
    10:15
    21.11.2018
    0
    +
    -
    Автор рассуждает о плодах того дерева,которое вырастили, и удивляется,что плоды несъедобны, а с иных веток так даже и ядовиты.А что с вавиловыми сотворили,то молчок.
  4. Air777
    |
    10:31
    21.11.2018
    0
    +
    -
    А куда привела страну династия Романовых?
  5. Klex Akm[googleplus]
    |
    12:55
    21.11.2018
    1
    +
    -
    Автор статьи был ИДЕОЛОГОМ алкоголика ельцина и сейчас подвязался в лидеры гнилой пятой колонны!Это позволяет легко оценить смысл его псевдотеоретического блудословия!Таких как он справедливая власть сразу же после утверждения будет выжигать каленым железом! Это лишает всякого резона полемику сейчас с костиковыми!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли мыть двигатель машины?
  2. Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги или можно «собирать пробку»?
  3. Что будет, если на Земле растает весь лёд?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ