aif.ru counter
Вячеслав Костиков 89 6031

Кто там шагает правой? Левой! Левой!

Обозреватель «АиФ» уверен: жизнь в предстоящие годы уже не будет прежней.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Помните знаменитые строки Владимира Маяковского: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!» Такое впечатление, что этот призыв обретает новую актуальность. 

Несмотря на то что на прошедших президентских выборах кандидат от КПРФ получил  незначительное число голосов, левая повестка дня обретает популярность. И не только среди широких слоёв населения, но и, что кажется удивительным, и среди молодёжи.

Провальный опыт построения коммунизма в СССР нанёс идеям Маркса - Ленина такой ущерб, что о новом победном шествии этих идей говорить не приходится. В глубоком упадке Куба, казавшаяся ещё несколько десятилетий назад витриной коммунизма. Закончились поиски коммунистического будущего в Африке. Даже в Китае, где компартия является правящей, КПК лишь с большой натяжкой можно назвать марк­систско-ленинской. Сегодня в Пекине больше капитализма, чем коммунизма, а капиталистический рынок работает шире и эффективнее, чем в России.

Тенденция роста левых настроений, которую отмечают социологи по всему миру, в том числе и в России, имеет иное направление. В ней больше троцкизма, чем марксизма-ленинизма. При этом троцкизм, особенно в молодёжной среде, носит не столько идеологический характер, сколько протестный и демонстративный. Протест ширится против самой формулы современного капиталистического глобализма, при котором давно известные изъяны буржуазного общества не исчезают, а множатся. Это и чрезмерное накопление богат­ства у одних, и «новая бедность» у других, сокращение бесплатной социальной сферы в образовании и медицине, политический и материальный эгоизм правящей элиты, прогрессирующее разделение общества на сословия.

Другая траектория

В России «левизна», нередко обретающая формулу молодёжных манифестаций, имеет иную форму, чем в европейских странах. В последние годы власть своими запретами существенно сузила возможности для легального протеста. Получить разрешение для официального митинга, шествия, группового или даже одиночного пикета, если в нём содержится хотя бы минимальный намёк на политику, стало весьма сложно. Общество в условиях политической апатии большинства населения, по сути, смирилось с этим. Социологи в течение уже нескольких лет фиксируют снижение градуса уличного недовольства. Особенность сегодняшних настроений простых граждан состоит в том, что социальные права и бытовая обустроенность жизни волнуют их значительно больше, чем политические свободы. Место в яслях и в школе для ребёнка дороже свободы слова или собраний. 

Подобная отстранённость от политики в немалой степени обусловлена высоким уровнем доверия к президенту Путину. Граждане полагают, что в случае возникновения проблем (как внешних, так и внутренних) он их немедленно разглядит, даст нужные указания и даже лично придёт на помощь. Что же касается «свинцовых мерзостей» нашей жизни, то в них виноваты «неправильные реформы» Ельцина и Гайдара, олигархи, чиновники и плохие силовики. 

Но и на них можно найти управу: достаточно достучаться до В. Путина, послать ему правильное письмо или ухитриться задать вопрос во время «встречи с народом». 

Всё это очень напоминает отношение народа и власти в дореволюционной России. Народ верил в чудо, молился на двуглавого орла и начинал поругивать власть (да и то, как правило, местную), лишь когда у телеги отвалилось колесо или бричка опрокинулась в канаву. Такой сугубо русский стиль общения народа и власти в значительной мере воспроизводится и сейчас. «Гармонию» время от времени нарушает даже не рост цен, не новые налоги и не разбитые дороги, а неразворотливость, а нередко и вопиющая глупость чиновников. Возьмём последние примеры гонений на сферу Интернета, заметно повысившие градус недовольства бизнеса и молодёжи. Поводы для недовольства (даже среди самых лояльных групп населения) генерирует и ненасытность элиты, постоянно повышающей своё довольствие.

Запахи протеста

Понимая, что политические формы протеста вызывают всё более жёсткую реакцию верхов, население ищет и в последнее время находит новые формы уличной политики. Люди не рискуют кричать «хватит» или «долой», а выдвигают очень конкретные требования из сферы материальных и бытовых интересов. Из политики протесты уходят в ту сферу, где властям крайне трудно обвинять людей в противозаконных действиях или в отсутствии патриотизма. Если дальнобойщики протестуют против высоких цен за проезд по дорогам; если фермеры, у которых местные земельные толстосумы отбирают наделы, идут маршем на Москву; если жители перекрывают дороги на подъездах к вонючим свалкам; если родственники жертв пожара в Кемерове требуют наказания виновных; если врачи протестуют против «оптимизации» системы здравоохранения, то против них очень трудно направлять ОМОН. Ведь населению в течение многих десятилетий внушали, что у нас права трудящихся превыше всего. И эта формула, несмотря на смену политической формации, крепко сидит в умах людей. Да и времена настали совсем другие. Сегодня едва ли кто решится посылать на разгон протестующих рабочих войска и танки, как это сделал в 1962 г. Н. Хрущёв  в Новочеркасске. Тогда рабочие электровозостроительного завода взбунтовались в связи с повышением норм выработки и резким вздорожанием мяса. Правду о том расстреле страна узнала лишь с началом перестройки. 

Будет трудно…

Мне кажется, в ближайшие годы властям, особенно на местах, будет трудно. В случае протестов по очень конкретным, затрагивающим бытовую, житейскую и семейную сферы, поводам чиновникам будет сложно оправдываться, врать и обвинять «политических спекулянтов». К тому же новые, по-житейски конкретные формы недовольства (с возрастающим участием женщин) быстро набирают уличную массу (как в Кемерове) и обретают форму «народного схода». Власти в подобных ситуациях действовать не умеют, от непостановочного общения с народом отвыкли, а часто (особенно в регионах) и не обладают нужным уровнем доверия. Что же касается былой пропагандистской практики - всё сваливать на «врагов народа», «отщепенцев» и «происки заграницы», то она сегодня уже неэффективна.

В сложной ситуации и правоохранительные органы. Одно дело - затаскивать в кутузку «гуляющих по бульварам» интеллигентов, а другое - сдерживать недовольство рассерженных народных масс. К тому же право­охранители у нас в массе своей - из тех же слоёв населения, что и выходящие на протест. Они ведь тоже страдают от дороговизны, от вечно нерешённого квартирного вопроса и нюхают ту же вонь со свалок, что и протестующие. 

*  *  *

Целый ряд локальных и, казалось бы, совсем не масштабных событий последних месяцев получил в обществе неожиданно широкий резонанс. В курсе событий и в Кремле, и в Госдуме. От комментариев не уклонилось даже наше «одноглазое» телевидение. И приходит мысль, что резонанс этот не случайность. Что это  результат некоего накопления населением социального опыта. Похоже, несмотря на внешнюю инертность и статистическую благостность, жизнь в России обретает новое, ещё политически не осмысленное и организационно не оформленное качество. Будет ли страна шагать левой или правой, пока неясно. Но такое ощущение, что жизнь в предстоящие годы уже не будет прежней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Сaнитaр
    |
    18:55
    11.05.2018
    6
    +
    -

    Будет ли страна шагать левой или правой, пока неясно.(В.К.) ======================================================================================= Никто никуда не шагает.Страна топчется на месте.А потому, нет никакого значения в каком ноганожном порядке это происходит.

  2. Леонид г. Тим
    |
    09:13
    10.05.2018
    4
    +
    -
    Какое лево-право? Классические "Годы реакции". Эти годы будут измеряться баррелями нефти и ценой на неё и трубный глас будет трубить старую песню о главном пока труба полная.
Комментарии (89)
  1. а А
    |
    05:11
    10.05.2018
    2
    +
    -
    А нас все хотят загнать в общины и обобществить наш труд и доход.Торговлей нам нельзя заниматься с 988 г.И откуда тогда развиться ремеслу и предприятиям? Шло только индивидуальное развитие крестьянства и отсюда и индивидуальная логика и поступки...А нас постоянно к тому же и пытаются обмануть и обокрасть с помощью Византийской идеологии,обязывающей относится толерантно ко всем народам и предоставлять им торговлю и т.д. и самим постоянно трудиться и терпеть лишения в их пользу...
  2. Lemost
    |
    07:05
    10.05.2018
    1
    +
    -
    Вспомнился почему-то старый анекдот. Пришел новый русский в антикварный магазин. Что бы такое купить, чтоб братву удивить? Продавец говорит: "Вот возьмите барабан. Его сам Страдивари делал." Купил новый русский барабан, принёс домой. Пригласил братву, показывает: вот у меня барабан Страдивари. Дружки смеются: "Ты чё, братан, Страдивари же скрипки делал!" Тот мчится обратно в магазин, вскоре возвращается и говорит: "Это для лохов он скрипки делал, а для нормальных пацанов он делал барабаны!"
  3. Леонид г. Тим
    |
    09:13
    10.05.2018
    4
    +
    -
    Какое лево-право? Классические "Годы реакции". Эти годы будут измеряться баррелями нефти и ценой на неё и трубный глас будет трубить старую песню о главном пока труба полная.
  4. nikolai alf
    |
    09:25
    10.05.2018
    3
    +
    -
    Леонид г. Тим:ДА!И трубы у нас отобрали в начале 90-х и не хотят делиться,только кармашки свои набивают,да оффшоры затрамбовывают и не важно,что англо-саксы всё это могут отобрать,лишь бы не в России,лишь бы не в свою экономику.Лучше подарим $500млн.еврейской общине США,да $400млн. Израиля,но только не в Россию(гори она синим пламенем).А властная верхушка ничего не предпринимает,скорее поощряет.Зачем ходили на выборы???
    • Леонид г. Тим
      |
      10:19
      10.05.2018
      1
      +
      -
      nikolai alf: Всё верно,я потому и не хожу на выборы-ощущение жизни в оккупации-чего тут выберешь.
      • Galla*
        |
        20:18
        10.05.2018
        0
        +
        -
        Леонид г. Тим: То, что ощущается, как оккупация (с чем согласна)на самом деле угнетение рабов правящим классом. Причин этому - 1- земной шарик оказался очень маленьким, развиваться капитализму некуда (под развитием видимо имеется ввиду ограбление). Потому капитализм будет развиваться не вширь, а в глубь, иными словами будут усиливать эксплуатацию, и не только у нас. -2- Народу слишком много. Элитные круги каапиталистов, считают, что нужно снизить нагрузку на землю. Потихоньку сокращают, кого не жалко.
        • Проводов
          |
          21:41
          10.05.2018
          2
          +
          -
          Леонид г. Тим: То, что ощущается, как оккупация (с чем согласна)на самом деле угнетение рабов правящим классом. Причин этому - 1- земной шарик оказался очень маленьким, развиваться капитализму некуда (под развитием видимо имеется ввиду ограбление). Потому капитализм будет развиваться не вширь, а в глубь, иными словами будут усиливать эксплуатацию, и не только у нас. -2- Народу слишком много. Элитные круги каапиталистов, считают, что нужно снизить нагрузку на землю. Потихоньку сокращают, кого не жалко.
          Galla*: Галла, нет у нас капитализма.Капитализм в Германии, США, Норвегии, Дании...В нашей бывшей Прибалтике...А У НАС НЕТ.У нас африканская модель какая-то "Нигерия".У нас коррупция, которой НЕТ ПРИ НОРМАЛЬНОМ КАПИТАЛИЗМЕ.То есть может она и нет , но 1%...А у нас 99,9%.Вы можете представить себе губернатора в России не миллионера(или без миллионерши жены или детей или тёщи)ТАКОГО НЕТ ВООБЩЕ.И к капитализму это не имеет никакого отношения.Вы можете представить себе работника ППС ..без суперавтомобиля.Ну это НЕ НОРМАЛЬНО.Почему Саакашвили за 1 год избавился от этого..В ГРУЗИИ??? А у нас воры в законе ходят в обнимку с депутатами...А ТЕ ГОРДЯТСЯ!!! В нормальной стране это стало бы последнем днём Кобзона.Почему в Думе сидят эти дети Жириновского, Шойгу, Боярского, Турчака КТО ИХ ВЫБИРАЛ?? ВЫ? Я ?? ...В КАКОМ КАПИТАЛИЗМЕ ТАКОЕ БЫВАЕТ..В Нигерии, В Китае ...но не в Дании.Не обижайте капитализм.ОН НЕ ТАКОЙ
        • Любовь Яковлева[vkontakte]
          |
          22:09
          10.05.2018
          1
          +
          -
          Galla*: Капиталисты делают уступки левым. В Европе много стран, где капитализм конвергирован с социализмом. То же касается Австралии, Новой Зеландии, Канады. Именно там у подавляющего большинства высокий уровень жизни и социальная защищённость. Даже Трамп был избран благодаря риторике, сулившей улучшение жизни "простых" людей. Капиталистическое общество - это общество социального неравенства. Или мир полевеет, или будут серьёзные катаклизмы. У нас классический капитализм, у которого "лицо звериное".
          • Galla*
            |
            00:32
            11.05.2018
            1
            +
            -
            Любовь Яковлева[vkontakte]: Уступки были обусловлены наличием СССР. Сейчас по инерции продолжаются, но будут сокращаться. Постепенно, резко нельзя. Обратите внимание на всевозможные протесты, во Франции, Англии, Германии против снижения зарплат не дают результата. И пенсионный возраст они уже повысили, процесс будет продолжаться. ЗОЛОТОЙ ВЕК ЗАПАДА ЗАКОНЧЕН. Это было во время распада СССР и соцлагеря. Все страны были ограблены, в США после этого несколько лет впервые был бездифицитный бюджет.
        • Леонид г. Тим
          |
          10:50
          11.05.2018
          0
          +
          -
          Galla*: Я ,говоря о чувстве оккупации, имел ввиду вовсе не олигархов-капиталистов-их волчьи нравы вполне переносимы и перспектив не отнимают,а я имею ввиду оккупантов другого,духовного порабощения и от этого порабощения спасения нет.
          • Lemost
            |
            15:15
            11.05.2018
            0
            +
            -
            Леонид г. Тим: Спасение есть. Можно почитать (или перечитать) Д. Карнеги: "Как перестать беспокоиться и начать жить"; "Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей". Можно почитать В. Синельникова: "Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни (психоэнергетическое айкидо)". Или попроще: Н. Правдину "Я привлекаю деньги"; "Я привлекаю любовь и счастье" и др. Не так всё страшно, на мой взгляд. Просто некоторым нравится страдать. Есть такой тип людей - страдальцы. Если проблем нет, то они создают, плодят проблемы, чтобы страдать. Другой жизни они не представляют. Они страдали при социализме и снесли его. Построили типа капитализм и страдают теперь при капитализме. Мозги такие. Сознание такое. Если нравится страдать - страдай себе в тряпочку, только других не агитируй. Не нравится страдать - меняй сознание.
            • Леонид г. Тим
              |
              08:21
              12.05.2018
              0
              +
              -
              Lemost: Вы наверняка могли бы ещё многих из пописывающей. на разные интересные вопросы, братии мне порекомендовать,только мне их перепевки друг дружки ни к чему,кроме "тряпочных" мыслей там ничего нового для меня не обнаружится-пусть эта братия меня почитает.
            • Galla*
              |
              19:03
              15.05.2018
              0
              +
              -
              Lemost: Меня стирают постоянно. Потму кратко, капитализм у нас самый настоящий, со всеми олигархами и кап. законами. Законы, как полагается в угоду буржуазии. Других буржуинов не бывает. США держит лидерство и печатает деньги, он богаче, люди живут чуть лучше и то не все. Бедных и нищих полно и они вам расскажут про тамошний капитализм. Придумали очеередную обманку про правильный капитализм заботливых олигархов. Взрослые люди, а такую пишете.
              • Lemost
                |
                08:21
                16.05.2018
                0
                +
                -
                Galla*: Какую такую мы пишем? Вы не забыли случайно, что все эти так называемые буржуины - бывшие коммунисты? Взрасли они при социализме. Вот такими воспитались почему-то при социализме. Несмотря на прекрасное советское образование (3-е место в мире в 1990 году), выросли буржуа почему-то. Вот сюрприз! Как Вы полагаете, почему? И как Вы собираетесь избежать этого недоразумения в будущем, если, допустим, социализм вернётся. Или так и будем - туда-сюда стройными рядами мотыляться?
            • Galla*
              |
              19:22
              15.05.2018
              0
              +
              -
              Galla*: Это именно реакция общественного организма, испытавшего величайший шок от катастрофического разрушения государства и эта реакция требует реванша и отмщения в цивилизационном значении. О каком реванше буржуазии вы говорите,если "буржуазия" наша не есть наследники буржуа российской империи,а бывшая,советская номенклатура-потому к ним и прилепилось выражение-Новые русские(точнее будет сказать-новые советские).Этим господам не до Реакции-они всего лишь банально стремятся к личному обогащению.
              Из вас огурец вообще никакой. Новые советские должны были бы все отдать народу, или заботиться о народе и стране денно и ношно и иметь один пиджак. Это так, к слову, вдруг вы забыли идеологию социализма. Эти господа действительно стремятся к личному обогащению, это и есть идеология капитализма. А для обогащения, они покупают власть, грабят людей (по законам написанным под их диктовку). И никакое будущее страны или других людей их не волнует, только жесткая эксплууатация. Это и есть диктатура буржуазии. Если в США, еще могут напечатать себе долларов, в Европе ЕВРО, то у нас только нефть и люди на нищенской зарплате. И никакого левого поворота не видно даже на горизонте, удавят любого. Если говорить о Европейских странах, то там тоже нет левого разворота, скорее в сторону националистов. Костиков как всегда пошутил. Не путайте народные настроения и развороты.
      • vbycke
        |
        23:11
        13.05.2018
        0
        +
        -
        Леонид г. Тим: Нашёл чем хвастать, на выборы он не ходит... Вот из-за таких ,,невыборщиков,, и сидим в заднице у ворья...
  5. Коля Дроздовъ
    |
    09:43
    10.05.2018
    0
    +
    -
    Тенденция роста левых настроений, которую отмечают социологи по всему миру, в том числе и в России, имеет иное направление. В ней больше троцкизма, чем марксизма-ленинизма. При этом троцкизм, особенно в молодёжной среде, носит не столько идеологический характер, сколько протестный и демонстративный. =================================================================================== Троцкистский «IV Интернационал» (учрежден в 1938 г.) призывал к свержению политического строя в Советском Союзе, сеял капитулянтские настроения о бесполезности борьбы за мир и демократию, отрицал освободительный характер борьбы с фашизмом, выступал против создания антигитлеровской коалиции и единого антифашистского фронта.
  6. Леонид г. Тим
    |
    10:10
    10.05.2018
    0
    +
    -
    Коля Дроздовъ: Сегодня Троцкий был бы поддержан и Рузвельтом и Черчиллем-сто процентов.
    • Коля Дроздовъ
      |
      10:32
      10.05.2018
      0
      +
      -
      Леонид г. Тим: давай честно скажем,Леонид- названным и неназванным но им подобным персонажам глубоко начхать,кто во главе России.Если им выгодно,то есть если соглашаешься на их условия существования,то поддержка 100% обеспечена. Их условия сегодня-живите и давитесь,как хотите,но не создавайте проблемы и угрозы для нашего жития.Вот и всё.Для примера-Китай.Что,там демократии воз и куры не клюют? Перестань,просто это рынок сбыта отработанных технологий по приличной цене.За это можно и не видеть китайские недемократические "шалости".Китай принял условие.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой крылатая ракета SSC-8 (9М729)?
  2. Как перенос данных о билетах может парализовать работу авиакомпаний?
  3. Правда ли, что пиво лечит печень?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ