Примерное время чтения: 8 минут
1087

«Неугоден на всякий случай»: на Кубани будут судить ученого Михаила Савву

Михаил Савва
Михаил Савва Commons.wikimedia.org

Досье
Михаил Савва — доктор политических наук, профессор. В 1995-1996 годах — заместитель главы администрации Краснодарского края. Занимал должности в администрации края, мэрии Краснодара в сфере национальных вопросов и миграции. Эксперт в области противодействия коррупции, миграционных процессов, развития местного самоуправления и участия в нем граждан. До ареста работал директором грантовых программ в Южном региональном ресурсном центре, а также занимал должность замруководителя Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края.
Уже более полугода в краснодарском СИЗО находится в заключении доктор политических наук и правозащитник Михаил Савва. После внезапного обыска его задержали на двое суток, за это время суд успел согласиться с мерой пресечения — арестом на три месяца. Когда и этот срок подошел к концу, арест, несмотря на протесты адвокатов, снова продлили еще. В октябре стало известно: расследование окончено, прокуратура передает дело в Первомайский суд Краснодара. К этому времени уголовных дел стало уже два. Первое судебное слушание назначено на 5 ноября.

АиФ.ru вспомнил историю вопроса и попытался разобраться в том, является ли дело Михаила Саввы «политическим».

Грант и уголовные дела

Некоторое время назад директор грантовых программ общественной организации «Южный региональный ресурсный центр» (ЮРРЦ), доктор политических наук Михаил Савва получил грант краевой администрации на исследование по тематике миграции (регион уделяет этому вопросу немалое внимание, особенно сейчас, когда на олимпийских стройках трудятся десятки иностранных рабочих). Деньги выдали — исследование подготовили. Однако сотрудники регионального УФСБ начали расследование по факту присвоения 366 тысяч бюджетных рублей (это часть общей суммы гранта: 820 тысяч рублей выделили на программу «Построение мира»).

Коллеги Саввы по общественной организации утверждают, что претензий к выполненной работе у заказчика, то есть у администрации региона, не возникло. Заказ от краевой администрации был едва ли не первым российским грантом в карьере опытного директора грантовых программ ЮРРЦ.

Сейчас, когда обвинительное заключение по делу Михаила Саввы находится в открытом доступе на сайте Совета при Президенте РФ по правам человека, можно называть имя главного свидетеля обвинения — это социолог Виктория Реммлер, коллега профессора и директор маркетингового агентства.

Сама Виктория Реммлер также находится под следствием, поскольку, согласно всё тому же обвинительному заключению, участвовала в преступной схеме, разработанной краснодарским правозащитником. По мнению следствия, Реммлер подделала документы о проведении исследования, в то время как на самом деле 366 тысяч рублей ушли «налево». При этом, предполагает следствие, женщина довольствовалась лишь 100 тысячами, а Михаилу Савве, как вдохновителю всего плана, передала остальное.

Между тем исследование на тему «Потенциал социализации мигрантов в Краснодарском крае» все-таки провели. Как указано в обвинительном заключении, на средства самой Виктории Реммлер. Краевые власти, по версии следствия, «подлога» не заметили и подписали акт приемки.

Второе уголовное дело возникло в процессе расследования первого и связано с преподавательской деятельностью доктора политических наук Михаила Саввы. Как известно, параллельно с работой в НКО он преподавал на полставки в Кубанском государственном университете. Согласно обвинительному заключению, ученый «должен» вузу 70 тысяч рублей. Это преподавательская зарплата за чтение курса одной из дисциплин для четверокурсников. В университете профессор появлялся нечасто, поэтому договорился о разовых заменах, однако официально их не оформил. Следователи считают, что это — еще одна преступная схема хищения бюджетных денег Михаилом Саввой.

Официальное оформление замены хлопотно и для бухгалтерии, и для руководства, а иногда и для самого сменщика. Поэтому, совсем не секрет, что частенько инструкциями пренебрегают, основываясь на устных договоренностях. Возникает вопрос: получил ли зарплату тот, кто профессора на лекциях подменял. Ответа на него в обвинительном заключении нет.

Многочасовые допросы с перерывами на туалет

Судить профессора будут за мошенничество в крупном размере. Савва виновным себя не признает и считает оба обвинения сфабрикованными, о чем написал в заявлении, переданном из СИЗО.

— Я рассматриваю свое «дело» как своеобразный пилотный проект. Если он удастся заказчикам, организаторам и исполнителям, то скоро в России любого неугодного человека без малейших оснований будут бросать за решетку, вменяя преступления, которых не было, — пишет правозащитник.

Михаил Савва уверен, что Викторию Реммлер «сломали» на допросах. Вынудили ее дать показания, отправив в СИЗО. Как только женщина согласилась подтвердить необходимые факты, ее выпустили. От очной ставки с Саввой она отказалась, заявив, что боится психологического давления с его стороны.

То, как должны допрашивать потенциальных обвиняемых, сам Михаил Савва представлял себе хорошо и до СИЗО: в последние годы он был активным участником Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Университетские сотрудники, которых опрашивали по второму делу Саввы, после с ужасом рассказывали о многочасовых допросах в ФСБ с перерывами только на посещение туалета. Хотя в обвинительном заключении они проходят в качестве свидетелей как «введенные в заблуждение».

С первых дней ареста сторонники кубанского правозащитника обращались в различные инстанции. В итоге под свой контроль дело взял Анатолий Кучерена, председатель Общественной палаты РФ. С осуждением высказалась Международная правозащитная организация Human Rights Watch.

В октябре поступил ответ от Генпрокуратуры: обращение переадресовали для проверки главному прокурору Краснодарского края Леониду Коржинеку.

С помощью Джона и Кэтрин Макартуров

Когда приняли закон об НКО (согласно которому организации, получающие финансирование из-за рубежа, должны признать этот факт публично, зарегистрировавшись в качестве иностранного агента, в противном случае им грозят санкции), в стране начались проверки. Порой доходило до смешного: так, иностранным агентом посчитали дальневосточный заповедник по охране журавлей.

Вместе с тем, Южный региональный ресурсный центр, который возглавлял Савва, финансируется известным американским фондом Джона и Кэтрин Макартуров. Одна из последних инициатив фонда — конкурс «свежих идей о демократии».

Миссия центра, как заявлено в справке об организации, — способствовать становлению гражданского общества посредством развития, укрепления и поддержки его институтов на юге России. ЮРРЦ действует не только на Кубани, но и в Ростовской и Волгоградской областях, в республиках Северного Кавказа. В справке также указано: «распределение средств зарубежных грантодающих организаций на реализацию социальных проектов НКО».

Во время проверки центра нарушений в его работе не нашли.

Несмотря на то, что Михаил Савва — личность известная (в свое время он был замначальника избирательного штаба Бориса Ельцина, за что получил грамоту за подписью Дмитрия Медведева), особого резонанса вокруг его ареста сейчас нет. Не давал комментариев по этому поводу и Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Александр Козицкий (ныне у него закончился срок полномочий).

Сторонники попытались организовать в Краснодаре пикеты в защиту профессора. Но затея мало к чему привела: несколько молодых людей пошумели под стенами администрации Краснодарского края под бдительным присмотром полицейских, да и разошлись.

Недавно Союз солидарности с политзаключенными признал Михаила Савву политзаключенным.

Комментарии коллег и экспертов

Михаил Астапов, ректор Кубанского государственного университета:

— Ничего особенного о Михаиле Савве сказать не могу, потому что ни жалоб на него, ни благодарностей в его отношении я не получал.

Эдуард Идрисов, председатель Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края:

— Работа нашей организации сильно пострадала из-за ареста Михаила Саввы. Он много времени уделял этой сфере, задавал тон, он очень инициативный человек. Мы отправили обращения в его защиту и в Общественную палату России, и Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае, организовали пикеты.

Анатолий Кучерена, председатель Общественной палаты России:

— Позитивные характеристики Михаила Саввы обязательно должны учитываться правоохранительными органами и судом при избрании меры пресечения. Поскольку Савва не подозревается в преступлении против личности, его содержание под стражей мне представляется излишней предосторожностью.

Павел Чиков, председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора»:

— Российские НКО сегодня стоят перед выбором: получаете иностранное финансирование — вы иностранный агент с перспективой уголовной ответственности по новой статье «Злостное неисполнение обязанностей иностранного агента», получаете бюджетные деньги — светит статья за хищение, поскольку вопрос целевого и нецелевого расходования средств решают тоже представители власти. Одновременно закон наносит удар по репутации некоммерческого сектора, потому что если вы получаете иностранные деньги — вы не друг или даже враг российского государства.

Нужно отметить, что далеко не все коллеги Саввы по правозащитной деятельности считают, что профессор не нарушил закон. Как поделился с АиФ.ru один из них, речь, возможно, идет о нецелевом расходовании средств.

— Между иностранными и российскими грантами существует одно принципиальное различие. Если за рубежом к средствам уже выделенного гранта вы привлекаете дополнительные — это только приветствуется, у нас — считается растратой. И это уже статья, — пояснил коллега ученого, пожелавший остаться неназванным.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах