Примерное время чтения: 6 минут
15348

Турбины наши. Скандал с Siemens не сорвал стройку в Крыму

Строительство ТЭС под Севастополем.
Строительство ТЭС под Севастополем. / Василий Батанов / РИА Новости

Одна из самых скандальных историй 2017 года — спор вокруг поставки турбин для строящихся в Крыму — накануне получила свое продолжение.

«Основные блоки уже стоят на фундаментах»

Арбитражный суд Москвы отказал компании Siemens в удовлетворении иска к структурам корпорации «Ростех» (ОАО и ООО «Технопромэкспорт») о возврате газовых турбин, поставленных в Крым якобы обход санкций Евросоюза.

Суд также отказал «Технопромэкспорту» во встречном иске о признании недействительными пунктов контракта с Siemens, которые запрещали поставки турбин в Крым в обход санкций Евросоюза.

Одновременно замминистра энергетики РФ Андрей Черезов объявил, что на двух строящихся в Крыму объектах уже завершен монтаж двух турбин.

«Первые две турбины на Севастопольской и Симферопольской ТЭС уже смонтированы, выполняются мероприятия по центровке перед запуском. Монтаж двух других турбин заканчивается в декабре, основные блоки уже стоят на фундаментах», — приводит слова чиновника «Российская газета».

Как заявил Черезов, ввод первой и второй очередей Севастопольской и Симферопольской ТЭС запланирован на май—июнь 2018 года.

«Отставаний в строительстве нет, но есть вопросы, связанные с подводящей инфраструктурой в Республике Крым — газопровод и схема выдачи. У нас есть вопросы к „Черноморнефтегазу“ и „Крымэнерго“, сегодня на совещании будем это обсуждать», — сказал заместитель министра во время своей рабочей поездки в Севастополь.

Энергетическая битва за Крым

С 2014 года, когда Крым и Севастополь присоединились к России, возникла необходимость в осуществлении целого ряда масштабных инфраструктурных проектов, самым известным из которым является Крымский мост.

Одновременно идет и строительство федеральной автомобильной трассы «Таврида», и реконструкция железных дорог, которые с введением железнодорожного моста в Крым станут полноправной частью общероссийской железнодорожной сети, и строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Симферополя, и многое другое.

Но одной из важнейших проблем стало обеспечение энергобезопасности Крыма.

В период Советского Союза энергетического снабжение полуострова было налажено за счет станций, расположенных на территории Украины. После присоединения Крыма к России Киев попытался использовать это обстоятельство как способ давления на крымчан. В ноябре 2015 года после подрыва опор ЛЭП представителями украинских радикальных группировок поставки электроэнергии на полуостров из Украины были прекращены. Крым оказался в условиях энергетической блокады.

Киевские политики исходили из того, что Россия не сможет оперативно решить вопрос энергоснабжения Крыма, и население полуострова ждут долгие месяцы во мгле. Ресурсов тех станций, что работают в Крыму, для самостоятельного обеспечения электроэнергией было недостаточно.

Однако с весны 2014 года Россия вела работы по строительству энергомоста из Краснодарского края в Крым, который должен был заменить поставки украинской энергии российской. Одновременно шла работа по строительству новых лини электропередач и подстанций.

2 декабря 2015 года президент России Владимир Путин запустил в тестовом режиме первую нитку энергомоста из Тамани в Крым. Вторая нитка энергомоста была введена в строй 15 декабря.

На полную мощность энергомост заработал 11 мая 2016 года. 18 мая 2016 года в Республике Крым, а 25 мая и в Севастополе был отменён режим чрезвычайной ситуации.

Севастопольская и Симферопольская ТЭС

В рамках федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года» было предусмотрено строительство двух тепловых электростанций мощностью по 470 мегаватт каждая.

Их ввод в строй позволит увеличить собственную генерацию Крыма и полностью снять все вопросы по энергообеспечению как населения, так и промышленных предприятий полуострова.

Работать ТЭС будут на природном газе, поставки которого будут осуществляться по уже проложенному газопроводу Кубань-Крым.

Решение о строительстве Симферопольской и Севастопольской ТЭС было принято в 2014 году. Работы на участках, выделенных под строительство, начались в 2015 году.

Проекты обеих станции соответствуют последнему слову техники. Учтены вопросы экологии, а также вододефицит Крыма. Станции способны выдержать землетрясение мощностью 8 баллов, а также пережить в автономном режиме на аварийном запасе дизельного топлива прекращение поставок газа.

Осенью 2016 года член Комитета Госдумы РФ по энергетике Михаил Шеремет заявлял, что первые два энергоблока Севастопольской и Симферопольской ТЭС будут сданы в эксплуатацию к началу декабря 2017 года. В марте 2018 года, по словам Шеремета, должны войти в строй и вторые энергоблоки станций.

Если турбины нужны, то они будут

Однако вскоре выяснилось, что возникли проблемы. «Сердце» теплоэлектростанций — турбины, а с их поставками сложилась неясная ситуация.

Проект предполагал использование турбин модели SGT5−2000E, производимых компанией Siemens и ее дочерними предприятиями.

Однако поставки такого оборудования в Крым попадали под санкции Евросоюза.

В декабре 2016 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов заявил, что ввод в строй ТЭС в Крыму откладывается на полгода. «У нас по плану конец 2017 года, но понятно, что мы уже не успеваем, поэтому, думаю, к середине 2018 года завершим строительство», — приводил ТАСС слова Чемезова, который прямо заявил, что проблема в поставках турбин для энергоблоков.

Казалось, ситуация тупиковая. Но 30 июня 2017 года на YouTube появился видеоролик, на котором пользователь запечатлел груз, прибывший в Камышовую бухту Севастополя. По всем признакам, это были две турбины и сопутствующее оборудование для Севастопольской ТЭС. Информацию о поставке турбин в обход санкций ЕС распространило агентство Reuters.

Siemens обвинили в сознательно нарушении режима санкций, однако компания все категорически отрицала. Затем ее представители объявили, что стали жертвой обмана. Якобы дочернее предприятие концерна «Ростех» — фирма «Технопромэкспорт» — подписала с Siemens контракт о поставки турбин и полного комплекта оборудования для двух ТЭС в Тамани.

Но вместо Тамани турбины оказались в Крыму. Компания Siemens обратилась в суд, требуя возврата турбин и разрыва контракта.

В «Технопромэкспорте» возражали — турбины, поставленные в Крым, приобретены на вторичном рынке и доработаны российскими специалистами.

Санкции — санкциями, а стройка — стройкой

Оскорбленные в лучших чувствах представители Евросоюза 4 августа ввели санкции против компаний «Технопромэкспорт» и «Интеравтоматика», связанных с поставкой турбин в Крым, а также внесли в свои санкционные списки замминистра энергетики РФ Андрея Черезова, главу департамента Минэнерго Евгения Грабчака и гендиректора «Технопромэкспорта» Сергея Топор-Гилку. В декабре стал известно, что «Технопромэкспорт» попытается оспорить наложенные санкции в Европейском суде юстиции.

Сегодня со всей очевидностью можно говорить об одном — как и стройка Крымского моста, строительство Севастопольской и Симферопольской ТЭС будет доведено до конца, несмотря на санкции ЕС, истерику Киева и раздражение Госдепа.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах