00:05 08/11/2013 Георгий Зотов 2 4546

Бренд №1. Почему в Китае не отказываются от культа Мао Цзэдуна

Статья из газеты: АиФ №45 06/11/2013

«Великий кормчий» - это сейчас настоящий коммерческий бренд. Ежегодно в КНР продаются десятки миллионов (!) сувениров с лицом Мао - брелоки, плакаты, ручки, значки, знамёна - и тоннами экспортируются за рубеж: в Европу и Азию.

«Великий кормчий» - это сейчас настоящий коммерческий бренд. Ежегодно в КНР продаются десятки миллионов (!) сувениров с лицом Мао - брелоки, плакаты, ручки, значки, знамёна - и тоннами экспортируются за рубеж: в Европу и Азию.

- Председатель Мао, конечно, не одобрил бы нынешних реформ. Думается, он расстрелял бы руководство КНР за «отход от марксизма-ленинизма», а заодно послал бы в лагеря миллионы бизнесменов - на трудовое перевоспитание. Однако Мао Цзэдун до сих пор популярен: каждый студент, достав айфон, процитирует вам слова «великого кормчего»: «Ибу ибу ди дада муди» («Шаг за шагом идём мы к великой цели»). Да, Мао уничтожал частную собственность и раскулачивал богатых крестьян. Но он объединил Китай, научил читать страну, где 93% населения были неграмотны, увеличил число фабрик в 10 раз. Вот вы в СССР отказались от идей Ленина, постановили, что годы его власти были кровавы и чудовищны. У вас начались споры между сторонниками и противниками этой точки зрения, которые привели к распаду страны. А Китай не хочет потрясений...

Конкурс пластилиновых вождей

Синь Бяо, учитель русского языка из Гуанчжоу, носит американские джинсы «Levi's» и ездит на личном автомобиле «Тойота», а его брат владеет швейной артелью - настоящий капиталист… Однако оба попросту обожают председателя Мао. «Великий кормчий» изображён на ВСЕХ бумажных деньгах Китая, его огромные портреты висят на стенах Запретного города в Пекине, в мавзолей на площади Тяньаньмэнь всегда стоит огромная очередь. Школьники и студенты в КНР на уроках клянутся соблюдать заветы Мао, в детских садах проводят конкурсы, кто лучше вылепит из пластилина фигурку вождя. В центре каждого китайского города установлен памятник Мао Цзэдуну с протянутой навстречу светлому будущему рукой. И ерунда, что коммунизм в Китае остался лишь на словах: частникам проданы даже линии метро, экономика растёт как на дрожжах благодаря заграничным инвестициям и сотне миллионов мелких торговцев. После смерти «вели­кого кормчего» в 1976 г. компартия Китая осудила «культурную революцию», «ужасные перегибы» и «горькие ошибки», вскоре обра­тившись к массам с призыво­м: «Богатей­те!» Однако культ Мао Цзэдуна остался неизменным. Почему?

- Удивительно, но даже сейчас среди наших чиновников ведутся споры, кто из них вернее заветам вождя, - смеётся Чин Ю, владелец чайного магазина в Сиане.  - Например, секретарь горкома Чунцина Бо Силай заявлял, что строит власть на принципах маоизма: он заботился о бедных и старался сохранить роль государства в экономике. Однако Бо Силая арестовали и отдали под суд по обвинениям в коррупции и… отходе от заветов Мао. Большинство китайцев согласятся, что Мао Цзэду­н создал много п­роблем, хотя и подвергать сомнению ­мудрость вождя никто не станет. Смотрите, у вас в России в 1918 г. расстреляли царскую семью. Но председатель Мао не стал убивать Пу И - последнего императора династии Цин. ­Э­кс-монарх отсидел 9 лет в лагере, затем был выпущен и работал садовником, а его брат - бухгалтером. И император, и Мао - плохие они были или хорошие, но это наша история. И, если мы начнём топтаться на своём прошлом, сбросив памятники, государ­ство о­хватят смуты, как и случилось с СССР.

Мао - это модно! Фото: Reuters

Ко всему прочему, сейчас Мао Цзэдун - это самый настоящий коммерческий бренд. Один из торговцев сувенирами у Тянь­аньмэнь назвал его культ «доходным, как нефть». Ежегодно в КНР продаются десятки миллионов (!) сувениров с лицом Мао и тоннами экспортируются за рубеж - в Европу и Азию. Среди европейских «леваков» футболка с Мао Цзэдуном - нечто само собой разумеющееся.

- Китайцы очень уважают Ленина, - объясняет мне Ван Цюань, переводчик трудов В. И. Ленина на мандаринский диалект. - И мы искренне не понимаем: почему вы не качаете из него деньги? Ведь Ленин - бренд ещё круче Мао. Можно наладить производство сувениров, сделать вход в Мавзолей платным для иностранцев».

К Ленину, кстати, у китайцев весьма благоговейное отношение: пусть его портреты и встречаются редко, но советского вождя они именуют «вдохновителем великого корм­чего».

- Ленин дал Китаю два проекта, - считает Ван Цюань. - Один - как совершить революцию, а другой - нэп, как сделать людей богатыми. У вас одни его боготворят, а другие проклинают, но следует быть проще. Вы платили, чтобы распространять в мире идеи Ленина, а надо на них зарабатывать. Как там писал поэт Вознесен­ский? «Уберите Ленина с денег»? Сейчас он сочинил бы другие стихи: «Превратите Ленина в деньги!»

«Памятники ломать дорого»

- Мао для китайцев - это не только стержень государства и торговая марка, - заверяет Бенджамин Инь, политолог из Гонконга. - С помощью идей Мао Цзэдуна Китай до сих пор оказывает влияние на многие страны мира - от Азии и Африки до Латинской Америки. Повстанцы-маоисты на Филиппинах, в Конго, Перу и Индии сильно зависят от Китая, и, если правительства этих стран прогибаются под КНР в экономике, китайцы уменьшают финансовую поддер­жку партизанам. В Непале маоисты и вовсе свергли короля - теперь республика полностью во власти Китая. Отказавшись от политики Мао Цзэдуна на деле, а не на словах, заключив в тюрьму вдову «великого кормчего» и часть его особо твердолобых сторонников, КНР умудрилась сохранить права на бренд «Мао».

Только во время «культурной революции» (1966-1976 гг.) в Китае погибло около 20 млн человек. Хунвэйбины избивали прохожих, которые осмеливались выйти на улицу без значка с портретом вождя, сжигались книги (ибо коммунисту положено читать только труды Мао), коллективизация в деревне («Большой скачок») привела к масштабному голоду. Однако сейчас об этом почти не вспоминают. Старые люди в Китае говорят: да, при Мао жилось трудно, но зато не было коррупции и власть заботилась о пенсионерах. Теперь экономика КНР полностью буржуазна, но китайцы не заморачиваются по поводу Мао, как мы с Лениным: выносить вождя из Мавзолея или оставить на месте? «Он давно мёртв, а памятники ломать дорого», - высказался в беседе со мной 19-летний студент Бяо Хань. Возможно, и нам следовало бы отказаться от бесконечных споров о Ленине, а просто сделать Ильича коммерческим брендом. У китайцев со своим вождём, как видите, получилось совсем неплохо…


«Мы для здоровья не только жаб едим». Средняя продолжительность жизни в КНР увеличилась до 80 лет. Как китайцам это удаётся? Читайте в следующем номере «АиФ».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. дмироок
    |
    22:25
    08.11.2013
    0
    +
    -
    Ихнее отношение к Мао Цзэдуну можно сравнить с нашим отношением к Ленину в конце 80-х годов, когда начались первые реформы в сторону капитализма и при этом провозглашалось, что идет возвращение к ленинским нормам
  2. Pkjq
    |
    22:41
    08.11.2013
    0
    +
    -
    Вот эту статью необходимо бы прочитать вслух на одном из заседаний Гос.Думы и СФ, да не мешало бы ,чтобы прочитали и запомнили все те ,кто мечтает переписать историю.****.... китайцы не заморачиваются по поводу Мао, как мы с Лениным: выносить вождя из Мавзолея или оставить на месте? «Он давно мёртв, а памятники ломать дорого»....**** И император, и Мао - плохие они были или хорошие, но это НАША ИСТОРИЯ. И, если мы начнём топтаться на своём прошлом, сбросив памятники, государ­ство о­хватят смуты, как и случилось с СССР./////////// Всё сказано очень даже верно! Молодцы ,китайцы! Нам пора заняться ДЕЛОМ ,а не болтологией и вытаскивать страну из того болота ,куда затащили её наши дерьмократы за 20 с лишним лет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой костюм GERT, имитирующий инвалидность?
  2. Чем известен Стивен Хокинг?
  3. Что могло стать причиной падения космического корабля «Прогресс»?

Согласны ли вы с идеей, изучать в школе «Основы православной культуры»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ