Примерное время чтения: 7 минут
20942

Меры недоверия. Куда движутся Россия и НАТО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Деолигархизация Украины 01/04/2015
Они всё ближе: истребитель «Тайфун» ВВС Италии в небе над Прибалтикой.
Они всё ближе: истребитель «Тайфун» ВВС Италии в небе над Прибалтикой. Reuters

Взаимоотношения России и блока НАТО давно не были такими плохими, как сейчас. Все горшки перебиты или немного ещё осталось? Об этом нам рассказал Анатолий Антонов, заместитель министра обороны РФ. В военном ведомстве он курирует вопросы международного сотрудничества.

Что пропало

Сергей Осипов, «АиФ»: Анатолий Иванович, как вы видите перспективы дальнейших отношений России и НАТО?

Анатолий Антонов: До украинского кризиса многое между нами было сделано для укрепления доверия в военной области. Мы целенаправленно наращивали сотрудничество в тех областях, где наши интересы совпадали. Совместно работали по вопросам борьбы с терроризмом и пиратством, организации поиска и спасания на море. Россия оказывала помощь в транзите грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане, а также в обучении афганских специалистов по обслуживанию вертолётов.

1 апреля 2014 г. Совет Н­АТО в одностороннем порядке «заморозил» сотрудничество с Россией. Затем по решению сентябрьского саммита альянса в Уэльсе последовали шаги, напрямую затрагивающие безопасность России. Сегодня на территориях государств, вступивших в НАТО после распада СССР, активно создаётся и осваивается военная инфра­структура. В Польше и Румынии ведутся работы по развёртыванию средств противо­ракетной обороны США.

Сегодня уже никто не вспоминает о заверениях Вашинг­тона о ненаправленности системы против сил ядерного сдерживания России. Создаются штабные структуры США в Румынии, Венгрии, Польше. Несмотря на небольшую численность, эти структуры - важные элементы для оперативного наращивания американского контингента в приграничных с Россией государствах. Идёт переброска вооружения и военной техники в Прибалтийские страны. В регион планируется перебросить около 3000 военно­служащих США, около 750 единиц бронетехники. В Польше создаются «силы быстрого реа­гирования», численность которых планируется довести до 30 тыс. человек. Эти действия не могут остаться без реакции с нашей стороны.

Что касается перспектив возоб­новления сотрудничества с НАТО, то могу лишь сказать: мы заинтересованы в восстановлении контактов настолько, насколько в этом заинтересованы натовцы.

Мёртвый и живой

- Почему было принято решение о приостановке участия России в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)?

- На самом деле ДОВСЕ давно мёртв. Он создавался в период противостояния НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД) и был призван контролировать количество вооружения на территории между Атлантикой и Уралом. На этой территории обеим группам государств разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники. Однако после распада ОВД и СССР, вступления стран Цент­ральной, Восточной Европы и Балтии в НАТО договор утратил актуальность.

Россия попыталась сохранить ДОВСЕ, для чего было разработано Соглашение об адаптации, которое было нами ратифицировано в 2004 г. Страны НАТО его не ратифицировали, предпочитая обходить договор. Этот курс привёл к неизбежному результату - приостановлению действия ДОВСЕ для России в 2007 г. При этом мы остались в Совместной консультативной группе, где регулярно собирались представители всех стран - участниц ДОВСЕ.

Такие шаги были мотивированы исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность России.

Во-первых, это превышение групповых ограничений Д­ОВСЕ в результате расширения НАТО. Во-вторых, уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств-участников в связи с их вступлением в НАТО. В-треть­их, это негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии на соблюдение групповых ограничений ДОВСЕ. Нельзя оставлять без внимания и факт неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ. И это ещё не исчерпывающий список факторов.

Не желая идти на полный разрыв, российская сторона пыталась смягчить ситуацию. Мы неоднократно пытались побудить западных партнёров принять меры по устранению проблем в отношении сущест­вующего режима контроля над обычными вооружениями. В результате неготовности да и нежелания натовских стран учитывать российские озабоченности Россия приняла решение приостановить работу и в Совместной консультативной группе 11 марта 2015 г., что явилось логичным продолжением ранее предпринятых шагов.

- Одним из «работающих» инструментов в сфере евробез­опасности остаётся Венский документ 2011 г. по мерам укрепления доверия. Насколько он эффективен в современных условиях?

- Основная направленность документа - организация сотрудничества в военной сфере, в том числе посещений военных баз и воинских формирований, показа новых образцов вооружений, обмена информацией... Однако с момента приостановления участия России в реализации ДОВСЕ наши западные партнёры начали предпринимать попытки его модернизации, предлагая увеличить объёмы передаваемой информации и количество инспекций. Очевидно, что целью создания нового Венского документа является исключительно контроль России, поскольку натовские государ­ства друг друга не контролируют.

С началом событий на Украине платформа Венского документа стала использоваться для достижения политических целей отдельных государств. В первую очередь это связано с недостоверной трактовкой результатов инспекций. К примеру, в прошлом году инспекционная группа Украины, проводившая инспекцию в Белгородской области, не зафиксировала в районе какой-либо военной деятельности, по которой должна предоставляться информация. Об этом было официально объявлено руководителем группы на заключительном брифинге. Однако после прибытия в Киев в официальном отчёте об инспекции было заявлено о наличии угрожающей Украине военной деятельности со стороны России.

Открытое небо

- Есть ещё Договор по открытому небу (ДОН), который предусматривает взаимные наблюдательные полёты над территориями государств-участников. Как он выполнялся в 2014 г.?

- Россия выполнила 39 наблюдательных полётов над территориями европейских стран, США и Канады. Для западных государств основными странами наблюдения по-прежнему остаются Россия и Белоруссия. Над нашими территориями было проведено 35 наблюдательных полётов, при этом главное внимание было сосредоточено на российской территории в приграничных с Украиной районах.

В отдельные периоды иност­ранные самолёты совершали еженедельные облёты и воздушный мониторинг районов, где, по их мнению, должна была присутствовать «большая концентрация российских Вооружённых сил, угрожающих безопасно­сти сопредельного государства». Мы не только не препятствовали проведению полётов, но и оказывали им всестороннее содействие, надеясь на то, что иностранные коллеги, ознакомившись с реальным положением дел, представят свои выводы международной общественности и прекратят беспочвенные обвинения. В результате никакой необычной военной деятельности наших войск на российско-украинской границе обнаружено не было. Однако официальный Киев продолжал твердить о чрезмерном сосредоточении российских сил на границе.

Ещё поговорим

- 16-17 апреля в Москве Мин­обороны проведёт конференцию по международной безопасно­сти. Это мероприятие имеет смысл в сложившейся ситуации?

- Безусловно! Такой форум мы проводим уже в четвёртый раз начиная с 2012 года. По инициативе министра обороны генерала армии Шойгу это мероприятие стало ежегодным. Главной темой предстоящей конференции будет «Глобальная безопасность: вызовы и перспективы».

Сегодня возникает много вопросов в сфере глобальной безопасности. С одной стороны, все говорят о примате  международного права. С другой стороны, мир не становится более безопасным. Многие государства опасаются за свой суверенитет, обеспокоены внеш­ним вмешательством в национальные дела. В последние годы мы наблюдаем стремление отдельных государств диктовать  миру свои правила игры. А если высказывается альтернативная точка зрения, то такое государство тут же пытаются наказать по своим, не признанным между­народным сообществом и ООН правилам. Вместо объединения усилий в борьбе с таким универсальным злом, как международный терроризм, создаются новые разделительные линии. Мы предлагаем открыто и честно поговорить на конференции обо всех накопившихся проблемах. Это будет профессиональный разговор военных, которые прекрасно понимают все последствия разрушения международной системы без­опасности на основе целей и принципов Устава ООН. Хотим попытаться вместе нащупать пути выхода из создавшейся кризисной обстановки в сфере международной безопасности.

На форум приглашены гости примерно из 80 стран мира. Представители более 60 государств уже подтвердили своё участие. Скажу больше: мы не ожидали такого количества желающих выступить с нашей трибуны. Это лишний раз подтверждает, что вопросы, выносимые на обсуждение в ходе конференции, являются общими для всех государств. Они затрагивают интересы каждого человека в любой стране мира.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах