Глеб Иванов 1 3135

Арабская весна на кухне. Как женщины Саудовской Аравии борются за равенство

​С июля 2018 года жительницам королевства будет разрешено водить машину. Но они по-прежнему не могут подписать даже свидетельство о собственном браке.

На Ближнем Востоке очередное государство объявило о послаблениях в законе для женщин. С 1 марта женщинам в Омане будет разрешено водить такси. До этого водителями такси в этой стране могли быть только мужчины. Правда, сегрегация за рулем останется. Машины будут различаться по цвету: с водителями-мужчинами — оранжевого и белого цвета, с водителями-женщинами — розового и голубого.

Волна законов, которые постепенно уравнивают женщин в правах с мужчинами в последние годы пронеслась по всем странам Персидского залива. Особенно это заметно на примере Саудовской Аравии, ведущей страны арабского мира, где до недавнего времени законы ограничивали права женщин особенно жестко. АиФ.ru разбирался, почему вдруг в самом консервативном регионе мира начались изменения.

Жили как в VII веке

26 сентября прошлого года король Саудовской Аравии Салман объявил, что с июля 2018 года женщины смогут получать водительские права и водить машину. До этого королевство оставалось единственной страной в мире, где это было запрещено. А в начале 2018 года саудовским дамам впервые разрешили посещать футбольные матчи: они могли посмотреть игру с семейных трибун в сопровождении родственников. Также женщин будут нанимать для работы в рестораны: в тестовом режиме к найму сотрудниц приступили в 16 заведениях. Хотя еще в 2011 году женщины в Саудовской Аравии не могли не только ходить на футбол, но даже быть продавщицами в магазинах, юристами, управлять компаниями и работать дипломатами.

Дело в том, что Саудовская Аравия — одна из самых консервативных стран мира, где придерживаются ваххабизма: движения в исламе, которое требует от последователей жить так, как жили первые мусульмане. Поэтому у женщин долгое время было так мало прав, словно они до сих пор жили в VII веке. До недавнего времени у них не было даже документов: их данные просто вписывали в паспорт опекуна, в роли которого обычно выступал кто-то из близких мужчин (отец, брат, муж, в некоторых случаях даже сын). Свидетельство о браке за женщину подписывает ее отец. В судах показания женщины считаются менее ценными, чем мужские. Работать вместе с мужчинами женщина не вправе, как и находиться с ними в одном общественном пространстве (за исключением больниц или банков). Даже выйти на улицу без сопровождения подруг или родственников-мужчин она не может.

Перемены наступили в последние годы царствования короля Абдаллы. В начале 2012 года вышел закон, согласно которому, женщины получили право работать продавщицами в магазинах нижнего белья для женщин. После этого им стали разрешать продавать косметику, дамские сумочки, обувь, женскую одежду и другие товары для представительниц слабого пола. В 2013 году король впервые включил женщин в свой Консультативный совет. Сразу тридцать дам, лично избранных королем, начали присутствовать на заседаниях совета наравне со 120 мужчинами.

Ветер перемен

В 2005 году фурор в обществе произвела книга писательницы Раджи аль-Санаа «Девушки из Эр-Рияда», которая стала самой продаваемой книгой Саудовской Аравии после Корана. Скандальный роман рассказывал о молодых саудовках, которые не соблюдали многовековые традиции страны, пили шампанское и ездили на автомобилях. Книгу запретили, но ее стали ввозить в страну контрабандой и продавать по 500 долларов за экземпляр. Год спустя цензоры вынуждены были отменить запрет, поскольку не могли предотвратить распространение романа.

Случай хорошо показывает настроения части женщин в королевстве, особенно тех, кто получает высшее образование. Многие из них не хотят довольствоваться ролью жены, работать преподавателем в школе или продавщицей в магазине. И таких с каждым годом становится все больше. Только в 2015 году, по официальным данным, за рубежом учились 150 тысяч саудовцев. Треть их них были женщинами, которые в большинстве своем вернулись на родину после окончания обучения.

Однако принимать их на высококвалифицированную работу готовы далеко не все работодатели. Для саудовского бизнеса они могут обойтись в круглую сумму. Ведь если брать дам на работу, то для них придется обустраивать отдельные туалеты, офисы, зоны отдыха, даже отдельный вход, как того требует законодательство.

Против женщин по-прежнему работает и общественное мнение. Согласно исследованию арабского Центра имени Хадиджи бин Хувайлид, больше половины опрошенных граждан Саудовской Аравии до сих пор полагают, что женщинам не место на кассах супермаркетов, заводах или в политике. Против реформ выступают многие видные религиозные деятели. Например, самый высокопоставленный ученый-правовед, муфтий Абдул-Азиз Аль аш-Шейх, заявлял, что продажа женщинами нижнего белья — это «преступление». 

Тем не менее в последние годы в Саудовской Аравии появляется все больше людей, которые считают, что женщинам нужно давать больше прав. «В первую очередь это новый наследный принц Мухаммед ибн Салман, с чьей подачи женщин и стали пускать на футбольные матчи, а также разрешили им водить», — говорит АиФ.ru доктор исторических наук, профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач. «Принц опирается на молодую саудовскую элиту, многие представители которой также проходили обучение в европейских или американских университетах и недовольны чрезмерным влиянием духовенства на политическую жизнь страны».

Но больше всего на ползучую феминизацию оказывают влияние уже работающие женщины. «Чем больше работающих женщин, тем меньше соблюдаются строгие предписания и неписаные законы. Женщины ездят на работу на такси, что раньше строжайше возбранялось, не носят в офисах хиджабы, потому что это неудобно, контактируют с чужими мужчинами. Границы дозволенного размываются, и власти явно готовы закрывать на это глаза», — отмечает эксперт.

После разрешения водить машину в Саудовской Аравии началась новая стадия войны за женские права. Теперь в королевстве идут споры о том, стоит ли отменить систему опекунства. За отмену этой нормы выступали многие западные правозащитные организации, а в 2016 году некоторые жительницы королевства даже подали петицию королю. Впрочем, по словам Косача, на саудовские власти такие требования обычно оказывают мало влияния: «Там будут исходить из экономической и социальной целесообразности нового закона». Пока же в обществе мужчины явно не готовы к столь радикальным изменениям. За сохранение опекунства выступают даже консервативно настроенные женщины, которые в ответ на петицию либеральных активисток даже отправили королю собственное прошение с просьбой оставить систему в неприкосновенности.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Рашит ханнанов
    |
    20:41
    07.02.2018
    0
    +
    -
    На самом деле никаких ограничений прав нет. Наоборот, все строится на естественных психофизиологических различиях и призвано облегчить жизнь женщин. Все рассуждения об ограничении прав - это лицемерие и фарисейство. Дело в том, что по Исламу труд матери и жены - это уже само по себе очень большое богоугодное, ответственное и общественно значимое дело (работа, занятие - кому как нравится). Женщине достаточно родить и воспитать трех (или в отдельных случаях даже двух) детей чтобы Господь ввел ее в рай. Ей даже не надо ходить в мечеть, а достаточно помолиться дома. Господь не требует, чтобы женщина корячилась на работе наравне с мужчинами, а потом бежала домой ухаживать за детьми. По сути, если бы мужчины в России получали нормальную зарплату, то абсолютное большинство! женщин с удовольствием перестали бы ходить на работу. То же касается, например, выборов или посещения храмов. В России женщинам это не запрещено, но большинство то не ходит.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое Туринская плащаница и что за споры вокруг нее?
  2. Когда откроют трассу «Таврида» в Крыму?
  3. Кого в «Улицах разбитых фонарей» играл Владислав Жуковский?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ