Примерное время чтения: 6 минут
43820

БТР ненастоящий? Почему Индонезия снова покупает у России, а не у Украины

Бронетранспортёр БТ-3Ф.
Бронетранспортёр БТ-3Ф. / Vitaly V. Kuzmin / Commons.wikimedia.org

Министерство обороны Индонезии подписало с российским АО «Рособоронэкспорт» контракт общей стоимостью 175,2 млн долл. на закупку для морской пехоты Индонезии 22 боевых машин пехоты БМП-3Ф и 21 гусеничного бронетранспортера БТ-3Ф.

БТ-3Ф: стартовый заказ

Соглашение было подписано 22 апреля в Джакарте. Факт подписания документов официально подтвержден Министерством обороны Индонезии. Индонезия стала стартовым заказчиком бронетранспортера БТ-3Ф, специально разработанного российскими конструкторами для нужд морской пехоты. Бронетранспортер был создан на базе флотского варианта боевой машины пехоты БМП-3Ф и предназначен для повышения мобильности и защищенности подразделений морской пехоты. 

О том, что индонезийские военные намерены сделать выбор в пользу российской разработки, разговоры шли на протяжении трех последних лет. Индонезия активно приобретает российскую технику для нужд своей армии. Как сообщила пресс-служба «Рособоронэкспорта» (РОЭ), с ноября 1992 года общий объем поставок продукции военного назначения в Индонезию составил более 2,5 млрд долл.

При этом на индонезийском рынке российские оружейники конкурируют с украинскими и нынешний контракт стал серьезной неудачей Киева.

Украинский БТР-4М стал «тонуть» еще на родине

Украина предлагала Индонезии бронетранспортер БТР-4М, специально доработанный для нужд индонезийской морской пехоты. В феврале 2014 года был заключен контракт на приобретение пяти БТР-4М. Если бы испытания опытной партии прошли успешно, украинские оружейники могли бы получить контракт на поставку еще 50 машин.

Производство пяти БТР-4М ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова» завершило в первом полугодии 2016 года. В октябре боевые машины прибыли в Индонезию и были переданы 2-му кавалерийскому полку Корпуса морской пехоты Индонезии.

То, что с индонезийским заказом есть проблемы, стало ясно еще на Украине. Летом 2016 года состоялись испытания БТР-4М на плавучесть на Салтовском водохранилище в Харьковской области. Видеозапись испытаний была распространена Национальной академией Национальной гвардии Украины. Эксперты сразу обратили внимание на то, что машина, специально предназначенная для нужд морской пехоты, мягко говоря, не слишком уверенно чувствует себя в воде и явно уступает даже более ранним советским моделям. Делать нечего, заказ отправили индонезийцам, надеясь, очевидно, на то, что военные этой страны на подобные мелочи не обратят внимания.

Но уже в декабре 2016 года издание Jane’s Defence Weekly сообщило, что результаты испытаний украинских машин индонезийских военачальников категорически не устроили. Как указывали специалисты в отчете, БТР-4М зарывается носом в воду, когда на полном ходу двигается к берегу для высадки десанта. В результате машина может просто не доплыть до берега. Окончательный вывод — приобретение большой партии БТР-4М для Корпуса морской пехоты Индонезии нежелательно.

В итоге Индонезия снова обратила внимание на российские разработки, следствием чего стал нынешний контракт.

БТР-4МВ.
БТР-4МВ. Фото: Commons.wikimedia.org

Приключения «Буцефала»

Украинский БТР-4 — многострадальная машина. Впервые эта разработка, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою, была представлена на выставке «Аеросвіт-XXI» в 2006 году. Бронетранспортер получил гордое имя «Буцефал». В 2009 году БТР-4М был продемонстрирован с боевым модулем БМ-7 «Парус». 

Осенью 2009 года украинские оружейники ликовали: они получили контракт на поставку сразу 420 машин для Ирака (270 БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командных машин БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К и 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4). Общая стоимость контракта составила 457,5 млн долл. 20 апреля 2011 года в Ирак была отправлена первая партия из 26 машин.

Первый скандал разразился в феврале 2013 года. Тогда представитель Комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха заявил, что Киев срывает сроки и поставляет некачественную продукцию. «Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет», — заявил депутат.

Мало того, по его утверждению, бронетранспортеры, прибывающие в Ирак, «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». В январе 2014 года, когда в Киеве бушевал «Евромайдан», в украинский порт Октябрьск прибыл сухогруз с 42 БТР-4, которые не были приняты иранской стороной. Причина — трещины в корпусах машин.

Из 88 завелись 56, тронуться с места смогли 34

В 2017 году в украинские СМИ попал документ, составленный инспекционной группой госпредприятия «Харьковское конструкторское бюро машиностроения» еще летом 2014 года. Речь в нем шла о результатах инспекции украинских БТР, эксплуатирующихся в Ираке. 

«Из 88 бронетранспортеров БТР-4, поставленных в Ирак и проверенных харьковскими специалистами, завести удалось только 56. Причем 33 из 56 запустили только с помощью передвижных мастерских технического обслуживания. Из 56 заведенных машин тронуться с места смогли лишь 34. На 10 БТР были неисправны (либо вовсе отсутствовали) стартеры», — говорилось в документе.

Также было подтверждено наличие трещин в корпусах БТР, дефекты в работе четырех прицелов и восьми панорамных устройств, а также 10 блоков системы управления огнем на бронетранспортерах. Неисправными были признаны 6 пушек, 8 пулеметов и 11 автоматических гранатометов. Ко всему прочему на всех БТР без исключения вышли из строя аккумуляторные батареи, которые иракцам пришлось заменить на китайские, чтобы хоть как-то эксплуатировать данную технику.

В 2012 году анонсировалось производство 100 БТР-4 для нужд Казахстана. Однако весной 2014 года стало известно, что единственный тестовый БТР-4, находившийся в Казахстане, был возвращен на Украину «для устранения недостатков». Более ничего о «казахском проекте» не сообщалось.

Украинская сторона нередко обвиняет Россию в «недобросовестной конкуренции» на рынке вооружений. Непонятно, правда, в чем заключается недобросовестность. Неужто это российский спецназ снижает плавучесть украинских бронемашин, разряжает аккумуляторы и делает трещины в броне?

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах