00:02 28/08/2014 Георгий Зотов 5 17749

Манолис Глезос: «Европа смотрит на Россию, как Циклоп, — одним глазом»

Эксклюзивное интервью «АиФ» национального героя Греции.

Манолис Глезос.
Манолис Глезос. © / Кадр youtube.com

«Американцы выкручивают нам руки, и в Европе по непонятной причине воспринимают их действия как должное. Греческие политики начали "просыпаться", только когда русские перестали покупать наши персики».

Пожалуй, вряд ли в мире найдётся второй такой человек с биографией, как у Манолиса Глезоса. В ночь на 31 мая 1941 года этот 19-летний коммунист вместе с товарищем сорвал флаг со свастикой над Акрополем, что стало сигналом к восстанию в Греции против немецких оккупантов. Был арестован нацистами, после войны — уже греческими властями: в общей сложности провёл в тюрьме 16 лет, трижды был приговорён к смертной казни. Во время заключения выучил русский язык, в честь Глезоса в СССР в 1959 году выпущена почтовая марка, он стал лауреатом Международной Ленинской премии. Сейчас Манолису Глезосу 92 года, но он столь же активен — ходит на демонстрации (даже получил отравление слезоточивым газом), недавно был избран депутатом Европарламента. Обозревателю «АиФ» удалось взять у Глезоса интервью в Афинах.

 

«Хочу обратиться к Путину»

Георгий Зотов, «АиФ»: Как вас лучше называть — г­осподин или товарищ Глезос?

Манолис Глезос: Попробуйте угадать.

— Товарищ Глезос.

— Отлично! Теперь продолжайте.

— Хорошо. Я вот что хочу спросить... как вы думаете, насколько санкции, которые ввела Россия против товаров ЕС, повредят сельскому хозяйству Греции?

— Прежде всего, я заявляю — Россия имела право на подобные санкции. Я абсолютно оправдываю русских: такие действия необходимы в борьбе с давлением Запада. Однако... видите ли, фрукты и овощи в Греции производят маленькие товарищества, простые фермеры, мелкие предприниматели — эти крестьяне всегда были на стороне России. Даже во время Второй мировой войны греки оказались единственным народом Европы, не воевавшим против СССР. Так вот, я через вашу газету хочу обратиться к президенту Путину, чтобы он знал — в Греции от санкций страдают люди, которые искренне любят Россию. Это не Польша с Прибалтикой, где русских терпеть не могут.

— «Война санкций» сильно повлияет на экономику Греции?

— Греческая экономика уже разрушена «благодаря» ЕС. Самое ужасное, нам теперь некуда продавать свой виноград, клубнику и персики, а сельское хозяйство — наш главный источник дохода. Поэтому проблемы будут огромными, сейчас ещё только «цветочки».

Греческий патриот Манолис Глезос, его сын Никос и супруга Таисия в Москве на Манежной площади. 1963 год
Греческий патриот Манолис Глезос, его сын Никос и супруга Таисия в Москве на Манежной площади. 1963 год. Фото: РИА Новости

— Говорят, Греция в очередной раз задумалась о выходе из ЕС. Согласно опросам, 52 % греков считают, что членство в Евросоюзе только вредит стране...

— Напротив, мы как раз должны остаться в составе ЕС, чтобы бороться против вмешательства Америки в дела Европы. В чём нынешняя проблема? В древнегреческой мифологии было одноглазое существо — циклоп. И Европа смотрит на Россию именно как циклоп — одним взглядом, сугубо в одной плоскости. Она не пытается понять русских, взглянуть на ситуацию обоими глазами. Не нужно позволять некоторым государствам ЕС распоряжаться от имени всех европейцев, превращать Европу в американскую марионетку. Я выступаю за то, чтобы в будущем Россия стала членом Евросоюза.

— В ЕС этой мысли явно не обрадуются. Да и у нас тоже.

— И будут неправы! Россия обязана вступить в ЕС и стать одним из самых активных участников Евросоюза. Давайте уж откровенно — без России европейские дела вообще делаться не должны! Все наши проблемы, экономические и политические, происходят по той причине, что на ЕС открыто давят из Вашингтона: особенно по вопросу Украины.

— Кстати, как вы относитесь к войне на Украине?

— Эта кровавая бойня — плод извращённой политики НАТО, ЕС и США. Для переворота на Украине использовали откровенно фашистские силы, тут у меня не существует никаких сомнений. Правительство было свергнуто при помощи ультраправых и националистов... я откровенно считаю — всё, что случилось в Киеве, это и есть настоящее лицо фашизма.

«Мы покажем Гитлеру!»

— О, Евросоюз вряд ли согласится с вашим мнением.

— Ну, ещё бы. Руководство ЕС фактически организовало резню между братскими славянскими народами. В 1945 году большие державы решили, что больше не будут сражаться между собой, а стравят другие народы воевать за свои интересы. И, увы, пока это у них успешно получается. У нас нет колониальной системы, но её заменила экономическая зависимость одних стран от других. В 1943 году Геббельс написал статью в газете «Дас Райх», где указал, что «в 2000 году в Европе будут править арийская культура и цивилизация». Насчёт цивилизации он промахнулся: но то, что немецкая экономика оккупировала Европу, — факт. США же помогли разжечь огонь на Украине.

 

— Сразу видно, что Америка вам не нравится.

— И есть за что. Американцы стараются выкручивать Европе руки, и многие по непонятной причине воспринимают их действия как должное. Греческие политики начали «просыпаться», только когда русские перестали покупать наши персики. Самое забавное, спросишь европейца — хочешь, чтобы решения принимали за тебя? Он сразу ответит «нет». И почему же тогда мы позволяем США так поступать? Люди в Европе должны постигать всё своим умом. Уверен, со временем греческий народ сам начнёт устанавливать отношения с Россией, а не подчиняться указам Брюсселя и Вашингтона.

— По поводу поступка, сделавшего вас знаменитым... я понимаю, вы уже отвечали тысячу раз, но расскажите — как удалось сорвать нацистский флаг на Акрополе?

— Я не буду изображать героя. Если кто-то вам скажет: вот, я ничего не боюсь — он врёт. Главное — победить свой страх. Нам помогла злость и обида. Гитлер 30 мая 41-го выступал в рейхстаге и сказал — немцы победили врага на Крите, Европа принадлежит нам. И тогда мы с другом решили — если ты так думаешь, сукин сын, мы тебе покажем... Не готовились ни к чему, просто влезли на Акрополь и сорвали флаг к чёрту.

— А что вы с ним потом сделали?

— Разрезали на куски, он огромный такой был, шёлковый... Часть отнесли в пещеру, а часть... время военное, ткань дефицитная: а женщинам нашим тоже надо одеваться.

— То есть, я так понимаю, флаг Гитлера пошёл на лифчики?

— (смеётся) Я вам этого не говорил. Давайте спишем на трудности перевода.

«Учебник под кроватью»

— Из вашей официальной биографии я знаю, что вы выучили в тюрьме русский язык, но сейчас мы говорим через переводчика. Это неверные сведения?

— (переходит на русский) Я хочу говорить, но не могу. Да, правда, я сам выучил русский язык в тюрьме, без учителя. Знаете, я считаю, что русский — это другой вид древнегреческого, и он стоит на более развитом уровне, чем другие языки. В камере я занимался русским скрытно — чуть что, прятал учебник под кровать от охраны. (переходит на греческий) После я много раз приезжал в СССР, и у меня всегда был переводчик, а отсутствие практики в языке — плохо... к сожалению, так я его и забыл.

— Сейчас ЕС часто сравнивают с СССР. Вы с этим согласны?

— Не особенно, хотя что-то похожее есть. Сейчас в ЕС часто выражают одно-единственное мнение: Россию же вообще не слышат. Я ещё Хрущёва спрашивал — почему в СССР нет свободной прессы? Он в ответ — нас окружают капиталисты! А я ему говорю — вам ли их бояться? И объясняю — в Греции есть газета «Эстия», ругает коммунистов. Но если наши, придя к власти, захотят закрыть эту газету... только через мой труп! Для меня немыслимо упразднение свободы слова. Люди у власти часто не видят свои промахи, а пресса им всегда укажет. Так и тут — нужно слушать не только себя, принимая точку зрения России.

— Да, у вас довольно необычная для ЕС позиция.

— (смеется) Ну, так я и сам по себе необычный политик.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. wisecracker
    |
    08:45
    28.08.2014
    2
    +
    -
    Виталий Сорокин[mailru]: Вы не правы. Нет никакого молчаливого согласия. Этот крутой дедок все правильно говорит. Недаром его греки в европарламент выбрали.Только имея такую трибуну можно попытаться повлиять как-то на события и нивелировать влияние США в Европе.
  2. Анна Поляк
    |
    12:35
    28.08.2014
    1
    +
    -
    Вот таких Людей с большой буквы и надо в Европарламент! Мой респект!Долгие лета жизни и крепкого здоровья!
Комментарии (5)
  1. Виталий Сорокин[mailru]
    |
    06:53
    28.08.2014
    0
    +
    -
    Клянутся в любви к России,но против США не выступают,молчаливое согласие...Зачем враги,если есть такие друзья?
  2. wisecracker
    |
    08:45
    28.08.2014
    2
    +
    -
    Виталий Сорокин[mailru]: Вы не правы. Нет никакого молчаливого согласия. Этот крутой дедок все правильно говорит. Недаром его греки в европарламент выбрали.Только имея такую трибуну можно попытаться повлиять как-то на события и нивелировать влияние США в Европе.
  3. Анна Поляк
    |
    12:35
    28.08.2014
    1
    +
    -
    Вот таких Людей с большой буквы и надо в Европарламент! Мой респект!Долгие лета жизни и крепкого здоровья!
  4. aleha
    |
    15:38
    28.08.2014
    1
    +
    -
    К сожалению дед "не понимает" почему так ЕС благосклонна к выкручиванию рук у нее Америкой. А это непонимание и есть факт того, почему ЕС смотрит на Россию лишь одним глазом. Тут и понимать не надо. Капитализм всему вина, а капитализм всегда путь к хищничеству, к разбою. к войне за сферы сбыта своих товаров. Словом жажду Америки к однополярному миру ЕС пытается испльзовать для своих интересов вот и вся стратегия хищничества ЕС и ее терпимого отношения к выкручиванию рук американцами.
  5. Куратор
    |
    18:20
    28.08.2014
    0
    +
    -
    Сказал бы я чем смотрит и думает Европа,да думаю неглупые люди и так знают.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой костюм GERT, имитирующий инвалидность?
  2. Чем известен Стивен Хокинг?
  3. Что могло стать причиной падения космического корабля «Прогресс»?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ