aif.ru counter
Георгий Зотов 6837

Между Россией и Западом. Предаст ли нас Сербия?

Говорят, братские народы невозможно поссорить. Однако тут есть разные мнения, и главное из них — смотря кто и сколько за такое заплатит. Обозреватель «АиФ» пообщался на эту тему в Сербии. Что он услышал?

Граффити на стене здания в Белграде очень рельефно отражает место Сербии в мире – между Россией и США.
Граффити на стене здания в Белграде очень рельефно отражает место Сербии в мире – между Россией и США. © / www.globallookpress.com

«Вы думаете, нельзя настроить сербов против русских? О, вы недооцениваете современное телевидение и Интернет». Мой собеседник — сербский журналист, с циничной усмешкой берётся за планшет и листает архивные документы на экране. «Видите? Здесь уже так было. Вспомним лидера Югославии Иосипа Броз Тито, поссорившегося в 1948 году со Сталиным. Да, Сталин — более чем спорная личность, однако со всеми его сторонниками Тито тоже разделался отнюдь не по-демократически. Построил концентрационные лагеря, за один год арестовал почти 100 тысяч (!) человек — в том числе и бывших партизан-коммунистов, воевавших с немцами. Русская община в Югославии практически исчезла — часть людей объявили „советскими агентами“ и поместили в лагерь, часть просто выслали из страны, конфисковали имущество или заставили уехать. Ещё три года назад (в 1945-м. — Ред.) слово „русский“ означало „брат, родной, освободитель“. И вот стоило начаться пропаганде, как вся Югославия уже проклинала своих благодетелей из СССР и искала в подвалах спрятавшихся русских шпионов». Журналист хлопает меня по плечу: «Все сербы сейчас любят русских. Но если Запад вложит хорошие деньги в антироссийскую пропаганду — увидите, сколько останется через год от этой любви. Телевизор и доллары, поверьте, способны творить чёрную магию».

Кого следует извинить

Так ли это? Откровенно говоря, не верится. На каждом шагу в Белграде, узнав, что я русский, люди говорят мне: «Вы наши братья», пожимают руку, улыбаются. Россию любят, и это действительно не фальшиво. Однако стоит взглянуть на соседнюю с Сербией Черногорию, дабы убедиться — увы, возможно всё. Республика, где ещё с XIX века самой популярной поговоркой была: «Нас с русскими 200 миллионов, а без русских два грузовика», вошла в НАТО, присоединилась к экономическим санкциям Запада против России. Её правительство и телевидение рассказывают, как РФ мечтает свергнуть власть в демократической Черногории, дабы посадить своих ставленников, и финансирует «продажную оппозицию». «И что мы можем сделать? — разводили руками простые черногорцы. — Вам следует нас извинить. Мы крохотное государство, Запад иначе нас раздавит». Про соседнюю Болгарию я упоминал в предыдущих публикациях: страна, когда-то всерьёз планировавшая вступить в СССР на правах союзной республики, постоянно ссорится с Россией по любому поводу. Пример Украины, думаю, приводить не нужно. Да и в случае с Белоруссией, будем откровенны, не так всё ясно — кто знает, какое было бы к нам отношение, не поставляй мы с огромной скидкой газ и нефть и не предоставляй дешёвые кредиты, не открывай свой рынок белорусским товарам?

Кто дружит без денег?

— Здесь я с вами категорически не согласен, — считает преподаватель литературы Марко Станкович. — Я не верю, что сербы предадут русских, наши добрые отношения насчитывают сотни лет. Неужели всё изменится в одночасье из-за пропаганды и денег?

— Ну, в Черногории же изменилось.

— Я не хочу обижать черногорцев, но про их любовь к материальным благам в Сербии издавна рассказывают анекдоты. Да и политики там откровенно продажные.

— Ваши лучше? Сербия идёт в ЕС. Значит, придётся ввести санкции против России.

— Это только частично так. Если Сербия вступит в Евросоюз, её обяжут установить визовый режим с РФ, тут ничего не поделаешь. Относительно же санкций... Мне кажется, наши руководители непременно что-то изобретут, дабы не ссориться с русскими. Да, я признаю — формально их введут, но на деле соблюдать не будут.

— Вы слишком оптимистичны.

— Возможно. В данный момент мне попросту неприятно об этом думать.

Схожую точку зрения я слышал в разговорах с очень многими сербами. Дескать, мы хотим дружить с Западом, там больше хорошей работы, больше денег, больше возможностей — нас всего 7 миллионов человек, и мы не огромная сильная Россия, чтобы противостоять США, Германии или Великобритании. Честно говоря, за этим скрывается банальное желание спрятать голову в песок. Мол, да, с Россией придётся в угоду Западу поссориться, но потом оно как-нибудь само выправится. Мы же свои люди, давние братья, одна религия, похожий язык. Спору нет — идеально дружить со всеми сразу. Россия ведь тоже хочет иметь хорошие отношения с Америкой. Но только вот у нас не поставят условие присоединиться к санкциям против Запада, а США такой приказ отдадут обязательно. Крупные державы не интересуются мнением народов маленьких стран. Получается странная ситуация: если ты не раздаёшь за дружбу с тобой денег, тебя в итоге предпочтут другому, более состоятельному новому другу. Так ли циничен этот мир?

У кого приятели под охраной

— Если рассуждать трезво, в политике в принципе не существует понятия «друг», — уверен бизнесмен Петар Джорджевич. — Много ли друзей у Соединённых Штатов? По-моему, их весь мир искренне терпеть не может — даже там, где у власти проамериканские правительства. Я работал в Саудовской Аравии — местные политики закадычные друзья США, однако посольство Америки окружено бетонной стеной, его охраняют пулемётные гнёзда, солдаты на броневиках — «улица» американцев ненавидит, любого выходца из Штатов люди готовы растерзать. США — самое нелюбимое государство в мире, но их это не волнует, они действуют согласно выражению римского императора Калигулы: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Да, люди во все времена легко поддавались пропаганде, если её транслируют из всех щелей. Я надеюсь, что мы с Россией не поругаемся даже после членства Сербии в ЕС. Смотрите — Венгрия тоже состоит в Евросоюзе и формально примкнула к санкциям, но там популярны вполне пророссийские настроения. Проблемы могут начаться только в одном случае — если прозападные сербские политики решат оправдать своё предательство и прикажут гнобить Россию в средствах массовой информации, обвиняя её во всех грехах.

Несмотря на разные мнения, большинство моих собеседников в Сербии категорически уверены — поссорить российский и сербский народы невозможно. «Запад Западом, но разлад отношений с РФ принесёт капитальные проблемы, — сказал мне хозяин небольшой гостиницы рядом с городом Нови-Сад. — Русские поддерживают нас в вопросе непризнания края Косово независимым государством, мы продаём в Россию продукты, у нас общие вера и история. Я смотрел ваш фильм „Ирония судьбы...“, и там есть хорошие слова: „За столь короткий срок старое разрушить можно, а создать новое нельзя“. Люди не такие дураки, как о них думают, — да, кто-то поддастся на пропаганду, но не все. Куда вы? Вы ещё моих пирожных не ели, угощение — за мой счёт».

Сербия твёрдо идёт в направлении Запада. Сможет ли она в скором будущем лавировать между ним и Россией — довольно сложный вопрос, на который пока не существует ответа. Я считаю: России не стоит обольщаться и следует быть готовой ко всему, дабы после не разочаровываться. Но хочется верить, что сербы поведут себя иначе, чем черногорцы. Ибо одна из первых фраз, которую я услышал в Черногории в прошлом году, была: «Простите, мы вас предали».


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Проводов
    |
    15:40
    18.04.2019
    1
    +
    -
    Отвечая на вопрос заголовка статьи можно однозначно ответить.Предаст!!!Не предаст через 5-10 лет,предаст через 50!!! Я думаю что и Белорусь тоже со временем предаст Россию!!!
    Хома: Хома, а вас не поражает, что все нас "предают".Знаете такой анекдот.Больной приходит к врачу и говорит "У МЕНЯ ВЕЗДЕ БОЛИТ", Врач ему ну покажите где.Больной начинает везде себе тыкать пальцем(голову ногу,руку).ВЕЗДЕ!!! А врач ему говорит так у вас ПАЛЕЦ СЛОМАН.Так вот Хома, надо просто перестать "тыкать".Мы всем говорим,что у нас ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ЗА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ...И тогда эти территории,естественно перестают быть нашими союзниками.И вы правы, конечно и Белорусия может уйти.Потому что сделав Северный Поток 2, который нам экономически НЕ ДАСТ НИЧЕГО, особенно в свете новых правил.Просто Путин, чисто "по мальчишески" решил утереть нос Украине.Типа она на коленях приползёт...А она не приползла.Но мы заодно лишим транзита Белорусию.А разве это не предательство? Ведь нам было абсолютно всё равно Германия транзитит нас или Белорусия с Украиной,денег то не больше.Их будет меньше, потому что толко половину трубы нам отдали.Есть пословица.Умный политик делает из врага друга.Глупый из друга врага..Поэтому к Эрдогану, на открытие ТАНАП пришли исторические враги Болгария,Сербия,и Украина...А от нас они соответсвенно ушли.А Эрдоган теперь ИЗГАЛЯЕТСЯ, и не даёт нам хорошей цены на газ.Не хотим продавать на его условиях,у него ТАНАП.А скоро подключат Болгарию, и будет тоже самое.И Украину
Комментарии (6)
  1. Хома
    |
    04:40
    18.04.2019
    0
    +
    -
    Отвечая на вопрос заголовка статьи можно однозначно ответить.Предаст!!!Не предаст через 5-10 лет,предаст через 50!!! Я думаю что и Белорусь тоже со временем предаст Россию!!!
  2. Проводов
    |
    15:40
    18.04.2019
    1
    +
    -
    Отвечая на вопрос заголовка статьи можно однозначно ответить.Предаст!!!Не предаст через 5-10 лет,предаст через 50!!! Я думаю что и Белорусь тоже со временем предаст Россию!!!
    Хома: Хома, а вас не поражает, что все нас "предают".Знаете такой анекдот.Больной приходит к врачу и говорит "У МЕНЯ ВЕЗДЕ БОЛИТ", Врач ему ну покажите где.Больной начинает везде себе тыкать пальцем(голову ногу,руку).ВЕЗДЕ!!! А врач ему говорит так у вас ПАЛЕЦ СЛОМАН.Так вот Хома, надо просто перестать "тыкать".Мы всем говорим,что у нас ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ЗА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ...И тогда эти территории,естественно перестают быть нашими союзниками.И вы правы, конечно и Белорусия может уйти.Потому что сделав Северный Поток 2, который нам экономически НЕ ДАСТ НИЧЕГО, особенно в свете новых правил.Просто Путин, чисто "по мальчишески" решил утереть нос Украине.Типа она на коленях приползёт...А она не приползла.Но мы заодно лишим транзита Белорусию.А разве это не предательство? Ведь нам было абсолютно всё равно Германия транзитит нас или Белорусия с Украиной,денег то не больше.Их будет меньше, потому что толко половину трубы нам отдали.Есть пословица.Умный политик делает из врага друга.Глупый из друга врага..Поэтому к Эрдогану, на открытие ТАНАП пришли исторические враги Болгария,Сербия,и Украина...А от нас они соответсвенно ушли.А Эрдоган теперь ИЗГАЛЯЕТСЯ, и не даёт нам хорошей цены на газ.Не хотим продавать на его условиях,у него ТАНАП.А скоро подключат Болгарию, и будет тоже самое.И Украину
    • Хома
      |
      05:21
      19.04.2019
      0
      +
      -
      Проводов: Я вам давно советую поменять Россию на другую стран. На ту,где количество колбасы перевешивает честь,совесть и порядочность!С людьми вашей породы нельзя ни в разведку ходить (за хорошее питание и должность всю разведгруппу сдадите врагам) ни горы покорять. По взглядам вы похожи на Полесова Виктора Михайловича,интеллигента-критикана.Спорить с вами себе дороже!
  3. Fuad Haciyev[googleplus]
    |
    09:30
    18.04.2019
    0
    +
    -
    Человек вспоминает о более крупной силе, могущей ему помочь (например, о боге), когда ему плохо. Вот и сербы вспоминают о России, когда у них большие проблемы с Западом, который им не до конца доверяет ввиду их славяно-православного происхождения и крепости духа, выраженного в умении воевать и сопротивляться внешним силам. Запад смог "перебить хребет" военной силе Сербии, расправившись с Милошевичем, ослабить её стратегически и экономически разрушив Югославию, оторвав от Сербии Черногорию и Косово. Теперь время кнута прошло, пришло время пряника. Сербию примут в ЕС и попытаются интегрировать в политико-стратегическое европейское пространство. Если обстановку там удастся стабилизировать и улучшить экономически, сербы забудут о России, как о стратегическом союзнике. Останутся только симпатии на уровне населения: угостить кофе или рюмочкой ракии русского туриста. Вряд ли это можно будет назвать предательством.
  4. Air777
    |
    17:42
    18.04.2019
    0
    +
    -
    А Украина, что, не братский народ? Уж куда роднее сербов. "Братская любовь" - вещь абстрактная. Ее на хлеб не намажешь, но у нее есть вполне определенная цена, заплатив которую ЕС и НАТО заберут Сербию к себе. Если очень захотят. Лично я не очень понимаю зачем им Сербия. Ну, с Украиной понятно, они хотели базу в Крыму. Но Сербия ничего особенного для НАТО из себя не представляет. Так, что думаю что все разговоры о НАТО лишь для того, что бы чего-то еще от России получить.
  5. nik1953
    |
    11:09
    20.04.2019
    0
    +
    -
    Прежде, чем задавать такой вопрос, ответьте на вопрос, почему Россия сдала сербов? Могли бы и с Косово им помочь, и Милошевича спасти. Но не захотели.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как изменился порядок оформления инвалидности?
  2. Можно ли пить воду из родника?
  3. Как не попасть на мошенников при покупке турпутевки?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ