Георгий Зотов 0 2790

Оливье в соевом соусе. Сможем ли мы накормить Китай и заработать миллиарды?

Жители КНР распробовали и полюбили продукты из РФ. Увы, отечественный бизнес пока опасается вкладываться в рекламу нашей еды в Поднебесной. И зря!

В супермаркете Гуанчжоу на прилавке россыпью лежат конфеты в фиолетовой обёртке с надписями на «великом и могучем». Продавщица зычно кричит, зазывая клиентов (в китайских продуктовых магазинах это норма): «Русские сладости! Не проходите мимо! Счастье, а не еда!» Покупатели останавливаются, рассматривают и набирают в пакеты побольше конфет. 

Иероглифы на плакате, на котором Президент России ест мороженое, восхваляют российский пломбир как «самый натуральнейший на свете».
Иероглифы на плакате, на котором Президент России ест мороженое, восхваляют российский пломбир как «самый натуральнейший на свете». Фото: АиФ/ Георгий Зотов

На улице рядом с пешеходной зоной Шаньсялу в глаза бросается фотореклама: Президент России ест мороженое, а иероглифы на плакате восхваляют пломбир из РФ как «самый натуральнейший на свете». Чуть ближе к центру, у метро «Академия клана Чэнь», приклеен плакат, соблазняющий отведать «русские деликатесы» в местном ресторане: в качест­ве блюд из Элосы (так звучит «Россия» на китайском языке) предлагаются плов и шашлык. В прошлом году РФ продала в Китай товаров (большинство из них продукты) почти на 2 ­млрд долл., однако для гигантского населения КНР это капля в море.

Обозреватель «АиФ» попытался выяснить, получится ли у России с выгодой для себя приучить китайцев к красной икре, оливье и блинам.

«Мы не знаем борщей»

- Действительно, я не понимаю: почему Россия до сих пор не выбралась на китайский рынок? - рассуждает владелец кафе Лун Цзинь, в 1996-1999 гг. работавший в Санкт-Петербурге и женатый на девушке из этого города. - Сейчас тут в большой моде иностранная еда: в любом городе множество американских сетевых закусочных, все они полны народа - туда даже водят женщин на свидания. Гамбургер или пицца - весьма экзотическая для китайцев пища, хотя по вкусовым качествам она изрядно уступает русской. Отчего бы не открыть в нашей стране точки с блинами, пирогами или российские кондитерские? В Китае настоящий бум интереса к хлебу, всюду строятся пекарни - ведь исторически граждане Поднебесной ели только рис. Ни ржаного, ни «бородинского» хлеба здесь не знают. Мне как любителю русской кухни чисто по-человечески обидно: наш народ охотно поглощает «пластиковые» гамбургеры и перемороженную курицу на прогорклом масле, но даже не слышал о борще и кулебяках.

Легко представить, какие деньги заработает Россия, если в Китае вдруг станут популярными наши блюда: ведь в республике живут 1 млрд 350 млн человек. Китайцы обожают вкусно покушать, еда у них - настоящий культ, рестораны вечерами переполнены. Наши чиновники бодро рапортуют: дела в торговле с Китаем идут отлично, потребление российского шоколада увеличилось там аж в 2,5 раза! Но это капля в море. Даже в Казахстане (18 млн населения) наших «алёнок» и «вдохновений» съедают больше, чем в гигантской Поднебесной. Дело тут в следующем: наши конфеты для китайцев чересчур сладкие. А снизить содержание сахара процентов на 20-30, переделать обёртку отечественным производителям лень: типа, пусть и так покупают, рынок-то здоровенный. 

Поэтому жители КНР и отдают предпочтение американским «химическим» шоколадкам, подогнанным под местный стандарт, - хотя на вкус они словно целлофан. Общаясь в Гуанчжоу с китайскими журналистами, я дал им попробовать бутерброды с красной икрой (специально привёз с собой баночку, а также хлеб и масло). Все три продукта оказались для них экзотикой (про хлеб я уже сказал, а наши молочные продукты в КНР совершенно не раскручены), реакция была однозначна: «Как же вкусно! Скажи, почему здесь не продаётся русская еда? Она обалденная!»

Квас со вкусом колбасы

- К сожалению, у нас попросту не умеют продвигать на рынок КНР российские товары, - груст­но говорит «бизнесвумен» Елена Миронова - уроженка Краснодара, проживающая в городе Ханчжоу. - Хотя в сравнении с китайскими продуктами еда из России очень качественная. Спрос на наши вкусности есть, потенциал огромный - те покупатели, которые открывают для себя муку или растительное масло из РФ, потом ищут их в магазинах. Шоколад, конфеты - оно неплохо, но китайцы предпочитают сладости с меньшим количеством сахара: следует искать другой путь. Портрет Владимира Путина ставят как рекламу мороженого? Неудивительно, у российского президента в Китае бешеная популярность. Но в целом, конечно, обидно. Если бы пара наших продуктовых брендов хорошо вложилась в рекламу на просторах КНР, остальным пришлось бы значительно проще. Низкий курс рубля в данном случае - вообще раздолье для экспорта. Увы, наши бизнесмены боятся рисковать.

Более-менее приличные русские рестораны в Китае имеются лишь на севере страны (в Харбине и Пекине, районе Ябаолу), а в городах южнее с нашей кухней творятся странности. Зачастую блюда готовят повара-китайцы, нашедшие рецепт в Интернете и сделавшие перевод с помощью онлайн-программы. Я встречал в таких заведениях оливье с ананасами, приправленный соевым соу­сом, борщ, состоящий из сырой капусты и томатного сока, а также квас, напоминающий на вкус колбасу. Мёд на прилавках китайских супермаркетов доставлен из Австралии, хотя куда ближе везти его из России - наш «пчелиный янтарь» тоже сюда экспортируют, однако в совершенно мизерных количествах. Российского пива нет, зато представлена масса непонятных брендов с немецкими названиями - приезжают сомнительные пивовары из Европы, открывают завод, и китайцы радостно эту продукцию раскупают, думая - вот оно, настоящее пиво из самой Германии! Уже упомянутого мороженого из России достаточно, но западного всё равно больше: в целом граждане Китая за 2016 г. съели холодного лакомства на 6 ­млрд 650 млн долл.!

«Я не люблю наше мороженое, а российское - очень вкусное!» - заверяет меня женщина в магазине на Пекинской улице в Гуанчжоу, покупая домой целую упаковку пломбира. И в самом деле - пусть китайцы слабо осведомлены о российской еде, у них повальная уверенность: продукты из России натуральные и качественные. Так чего ж мы тогда сидим и ждём у моря погоды, пока в Китае расхватывают наши деликатесы?

Приучение к блинам

- В России правят бал устаревшие представления о КНР, - объясняет мне один из наших бизнесменов в Гуанчжоу. - Мы привыкли считать, что китайцы все бедные, хотя тут в крупных городах зарплаты выше российских. Занять позиции на местном рынке весьма и весьма нелегко. Я знаю компанию, которая продаёт русскую водку, - они два с половиной года ждали, пока китайцы оформят все нужные документы. Тут сначала присматриваются к партнёру, обедают с ним, а уже потом, месяцев через шесть (если всё хорошо), начинают говорить о торговле. 

Кстати, российское мороженое стало известно в КНР, когда Владимир Путин во время визита в Пекин подарил ящик пломбира китайскому лидеру Си Цзиньпину. Президент Белоруссии Лукашенко тоже не поленился съездить в Китай и договориться о поставках белорусского молока и сметаны. Японские министры не стесняются инспектировать рестораны с суши в соседних государствах - соответствуют ли они стандарту качества? Сингапур буквально с нуля «раскрутил» свою кухню по всему миру - благодаря грамотной рекламе. Если у нас получится накормить Китай нашими продуктами, развернуть там сети кафе и закусочных по типу «Макдоналдса», то это принесёт десятки миллиардов долларов прибыли: тут даже про нефть забудешь! 

Вот только приучать китайцев к блинам и кулебякам надо сейчас. Иначе упустим момент. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему погибшие в автобусе в Казахстане не смогли из него выбраться?
  2. Что за игра PlayerUnknown’s Battlegrounds (PUBG)?
  3. Что известно об убийстве подростка в суде в США?



Кто самая популярная Татьяна России?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru