aif.ru counter
Глеб Иванов 88871

Рыть назло соседу. Зачем Польша строит канал через Балтийскую косу?

В Варшаве уверены, что новый судоходный канал должен «положить конец российской диктатуре».

Вислинский залив.
Вислинский залив. © / User:Merlin / Commons.wikimedia.org

Правительство Польши планирует соорудить огромный искусственный остров в Калининградском (Вислинском) заливе. Площадь насыпного острова составит 181 гектар, а его строительство станет частью другого масштабного проекта: прокладки судоходного канала через Балтийскую косу. 

Сооружение канала началось в ноябре 2018 года. Согласно проекту, он должен соединить Гданьскую бухту и Вислинский залив. Разработка проекта началась с подачи бывшего премьер-министра, председателя правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, брата погибшего в 2010 году в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского. Польская пресса пишет, что канал ни много ни мало должен положить конец «российской диктатуре». Дело в том, что сейчас пройти в Калининградский залив корабли могут только через территориальные воды РФ, а именно — через российский порт Балтийск, главную военно-морскую базу Балтийского флота. Все суда, направляющиеся этим путем, должны запрашивать специальное разрешение.

По словам Качиньского, новый канал, во-первых, экономически важен для Польши, прежде всего — для портового города Эльблонга. Во-вторых, он укрепит польский суверенитет, поскольку позволит польским кораблям свободно проходить домой без согласования с российскими властями. «Времена, когда русские указывали нам, что мы можем, а что не можем делать на нашей территории, закончились», — подчеркнул политик. 

Стоимость проекта оценивается в 880 млн злотых (236 млн долларов). Завершить строительство планируют к 2022 году. По каналу протяженностью около 1 км смогут проходить суда длиной до 100 метров и шириной до 20 метров.

Угроза экологии

Однако новый польский проект уже вызвал опасения экологов. Польские и российские специалисты высказали предположение, что строительство канала нанесет вред экосистеме Балтийской косы. 

«Во-первых, при строительстве канала неминуемо изменится коэффициент солености воды. Во-вторых, оно приведет к изменению мест нереста рыб, причем не только в польских, но и в российских территориальных водах. Поэтому мы изначально говорили о том, что нужно было проводить международную экологическую экспертизу данного проекта, прежде чем приступать к нему», — говорит АиФ.ru руководитель калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов.

После того как в 2017 году польский Сейм одобрил проект, в то время исполняющий обязанности губернатора Калининградской области Антон Алиханов объявил о создании рабочей группы, которая занялась изучением экологических аспектов польского плана. По итогам работы группы тогдашний глава Минприроды РФ Сергей Донской направил министру окружающей среды Польши Яну Шишко обращение. В нем было сказано, что экосистема Балтийской косы очень чувствительна к антропогенным воздействиям. Донской попросил коллегу предоставить информацию о проекте всем странам Балтийского региона для изучения до начала строительства. Также в Минприроды указали, что рассчитывают на ответственный подход польской стороны к строительству. Однако ответа на российское обращение не последовало. 

Более того, когда проект вызвал возражения польских экологов, в Варшаве заявили, что те «действуют в интересах Кремля». Именно так, например, на негативное заключение по проекту со стороны Поморского воеводства отреагировал заместитель главы Министерства морского хозяйства Польши Гжегож Витковский.

А Ярослав Качиньский, реагируя на аргументы о потенциальном вреде для экологии от данного проекта, привел в пример «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Эти газопроводы нарушают экологическую безопасность Балтийского моря, а при строительстве канала нет никаких угроз», — заявил он. 

По словам Олега Иванова, потребовать изменить проект и привести его в соответствие с требованиями экологов может только Европейский союз. «Польша — часть ЕС, а Балтийское море — общее для всего союза. Если бы Брюссель принял решение о запрете строительства, то, возможно, оно было бы остановлено», — говорит эколог. Однако пока ЕС свою официальную позицию никак не обозначал.

Канал для военных целей?

Между тем российские власти считают, что за строительством канала стоят не экономические, а политические и военные соображения. «Экономики в этом проекте крайне мало, потому что есть другие порты совсем рядом с Эльблонгом: Гдыня, Гданьск. На наш взгляд, это исключительно политическая инициатива, а может быть, даже имеющая какой-то двойной военный, геостратегический подтекст», — заявил в интервью радиостанции «Спутник» Антон Алиханов. 

Стоит заметить, что, говоря о военном подтексте, российский чиновник лишь повторил слова польского руководства. О том, что идея строительства канала возникла в польском Министерстве обороны, польским СМИ говорил еще бывший руководитель Генерального командования вооруженных сил Польши генерал Ружаньский. Он занимал свой пост как раз во время разработки проекта в 2015-2016 гг. 

Тем не менее сами польские эксперты признают, что в военном плане канал бесполезен. «Он находится в зоне досягаемости русской ствольной артиллерии и в случае начала конфликта может быть легко уничтожен», — рассказал «Газете Выборчей» польский военный эксперт Максимилиан Дура. По его словам, проект имеет скорее политическую составляющую. «Однако выделенные на канал деньги мы могли бы потратить гораздо эффективнее», — считает он.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Владимир Ясенов[odnoklassniki]
    |
    20:59
    14.01.2019
    9
    +
    -
    Строить собрались на своей территории. Это их дело. Комиссии собираются только с одной целью - похоронить любое дело. А как изменилась солёность воды Красного моря или Атлантики в районе Панамы? А что с Аральским морем?
  2. вашсерман
    |
    09:41
    14.01.2019
    5
    +
    -
    Черное море загадили своими мостами,нарушая все международные договора,а полякам нельзя,"экологию" нарушают.
Комментарии (19)
  1. вашсерман
    |
    09:41
    14.01.2019
    5
    +
    -
    Черное море загадили своими мостами,нарушая все международные договора,а полякам нельзя,"экологию" нарушают.
  2. Pruss V[googleplus]
    |
    01:30
    15.01.2019
    -4
    +
    -
    вашсерман: Не несите чушь!
  3. supra
    |
    09:58
    14.01.2019
    5
    +
    -
    Власть российская считает им можно, а Польше нельзя!
  4. Рус Волга[vkontakte]
    |
    11:31
    14.01.2019
    -6
    +
    -
    supra: Двоешник ты ! Возьми карту мира ! Канал на Балтике !
  5. Ольга Алафузова[facebook]
    |
    13:48
    14.01.2019
    4
    +
    -
    supra: А вот интересно, когда Крымский мост проектировали запрашивали международную экологическую экспертизу данного проекта, прежде чем приступать к нему? Или нам на всех наплевать?!
  6. Сергей Давыдов[vkontakte]
    |
    15:18
    14.01.2019
    -3
    +
    -
    Ольга Алафузова[facebook]: хрень написали откровенную, сравнивать строительство моста и его эксплуатацию со строительством судоходного канала и искуственного острова это все равно что сравнивать новогоднюю хлопушку с ядерным фугасом.
  7. шiш
    |
    18:43
    14.01.2019
    -3
    +
    -
    Ольга Алафузова[facebook]: То вам наплевать на два миллиона людей в Крыму. А не было бы фашистской блокады Крыма , то и не было бы нужды в Керченском мосте имени Владимира Великого. Международная экспертиза ООН заявляет , что блокада 200 террористов в сирийской деревне максимум на две тысячи человек это ВОЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. А БЛОКАДА 2 миллионов это ГЕНОЦИД устроенный нацистами в соответсвии с их планом « Крым или украинский или безлюдный». Конечно , нас волнует судьба червячков в или керченского пролива и рыбок которые ими питаются, но не более чем спасение от геноцида и спокойная жизнь двух миллионов нечужих нам людей. А вам они чужие. Вам бы червячков покормить. На великих стойках будет ваш шанс. Трогательно когда фашисты с портретами Бандеры плачут об экологии. У меня самого слезы ( от хохота). Те же рожи с портретами Пилсудского плевали на экологию ради атаки на Калининград. Кстати , а вы Ольга ради экологии не хотите попросить Порошенко перестать стрелять в Донбассе и захватывать серую зону ? Птичек не жалко ?
    • шiш
      |
      19:20
      14.01.2019
      -3
      +
      -
      Проводов: Проводов: А что разом отключение света , перекрытие воды и запрет на ввоз продуктов это режим наибольшего благоприятствования , а не блокада ? Ну , так что там вся Украина в соплях истерит от предчувствия отключения транзита газа , который они уже четыре года не покупают , якобы? Что за крики конец Украине , Меркель спаси !!?А то что фашистская блокада прорвана в том числе Крымским мостом не значит , что ее нет. Не Россия была инициатором санкциии. Санкции закономерный ответ на блокаду. Ни какой блокады при Януковиче не было и не могло быть. Таможенные споры по отдельным группам товаров блокадой никогда не называлась. Не надо передёргивать
  8. шiш
    |
    11:43
    14.01.2019
    -4
    +
    -
    А с чего они решили , что земля Восточной Пруссии это их территория ? Откуда этот пафос у побирушек ? Польша проиграла во Второй Мировой войне. Рытьё канала связанно с недавними заявлениями сил НАТО , что они дескать нашли способ против российского Калининградского плацдарма. По всей видимости речь идёт о создании угрозы нападения . Поэтому сомнительны возражения ЕС. Но разрушение косы может привести к серьезным экологическим последствиям для фауны. Поляки подлы поэтому не исключено , что это просто тупая месть за Северный поток. Потому что и экономическая и военная польза крайне сомнительны.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ