aif.ru counter
Наталья Кожина 3721

США и России нужно «остыть». Эксперт о прекращении перемирия в Сирии

Все материалы сюжета Перемирие в Сирии

К чему может привести прервавшееся перемирие в Сирии, АиФ.ru рассказал преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев.

Последствия авианалета под Алеппо.
Последствия авианалета под Алеппо. © / Reuters

Несмотря на многочасовые переговоры Сергея Лаврова и Джона Керри, а также достигнутые договорённости, объявленный 12 сентября режим прекращения огня в Сирии больше не действует. Этому предшествовало сразу несколько громких событий: удары антиигиловской коалиции во главе с США по армии сирийского правительства и обстрел гумконвоя под Алеппо, в котором Вашингтон обвиняет правительственную армию и Москву. Как в новых условиях будут действовать США и Россия, кому выгоден прервавшийся режим тишины и возможно ли возобновление перемирия в ближайшее время, АиФ.ru рассказал преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Леонид Маркович, каковы будут действия России и США после прекращения перемирия по Сирии?

Леонид Исаев: Думаю, что стороны возьмут паузу. В сложившихся условиях сложно представить, чтобы Россия и США могли договориться о продлении перемирия. Вчера правительство Сирии заявило, что оно больше не будет участвовать в прекращении огня, после обстрела гуманитарного конвоя об аналогичном решении объявили и повстанческие группировки. В таких условиях, даже если гипотетически Москва и Вашингтон договорятся о продлении перемирии, его никто не будет соблюдать. Ни мы, ни американцы не сможем заставить своих союзников в регионе сделать это.

Важно не просто взять паузу, но немного «остыть» после всех взаимных упрёков, дипломатических скандалов, которые последовали за обстрелом Дейр-эз-Зора со стороны ВВС США и гуманитарного конвоя под Алеппо. Обе ситуации, как мне кажется, не столь однозначны. Вряд ли мы можем говорить о том, что и одна, и другая сторона в этих эпизодах действовали умышленно. Нужно время, чтобы эмоции улеглись, после чего РФ и США необходимо будет детально разобрать оба инцидента, и только после этого возвращаться к возобновлению режима прекращения огня. Замечу, никто не отрицает, что американцы ударили по позициям Асада, а правительственные войска разбомбили гуманитарный конвой. Вопрос лишь в том, было ли это сделано специально? Если мы сможем разобраться в ситуации, придём к мнению, что никакого злого умысла не было, тогда у нас будет определённый козырь, чтобы влиять на своих союзников и реанимировать процесс прекращения огня.

— Вы считаете, что дальнейший диалог возможен? Но как долго может продлиться пауза между США и Россией? 

— Несколько недель, может быть, месяц. Я уже сказал об эмоциях, которые должны стихнуть, но кроме того, нужно дать возможность людям в обеих странах «остыть» после того массива информации, который был сброшен на них в течение короткого периода времени. Вопрос о прекращении переговорного процесса не должен стоять! Так или иначе, за последние месяцы США и РФ удалось добиться определённых успехов в решении сирийского кризиса.

— Каких именно?

— Нам удалось сделать так, что «Исламское государство»* больше не расширяется, оно, наоборот, терпит поражение, его территория сокращается. Есть положительные успехи в борьбе с «Джебхат ан-Нусрой»*. Тот факт, что эта террористическая организация вынуждена себя переименовывать, интегрироваться в другие группировки, которые признаются умеренными, говорит о том, что она чувствует себя не так вольготно, как, например, ещё год тому назад. Интенсивность боевых действий не такая серьёзная. У нас не стоит угроза того, что «Исламское государство» захватит Дамаск, распространит своё влияние и будет дальше расширяться. Нам удалось остановить этот процесс и посадить стороны за стол переговоров. Конечно, мы не достигли ещё и половины пути в этом вопросе, но наметились определённые тенденции. Сирийский кризис не усугублялся, но медленными шагами шёл к урегулированию. Это результат того, что РФ и США начали договариваться друг с другом. Можно долго дискутировать о том, почему мы сели за стол переговоров, и утверждать, что это произошло только из-за наших активных действий в Сирии. Но это второстепенный вопрос. Самое главное — результат: мы сели за стол переговоров. Да, пусть это даёт не те результаты, каких хотелось бы, но они есть. Прекращать этот процесс, с моей точки зрения, нецелесообразно. Проделана огромная работа. Лавров уже говорил на пресс-конференции, что далеко не всё в этом конфликте зависит от России и США, конфликт очень сложный, в нём задействовано слишком много сторон с диаметрально противоположными интересами. Безусловно, без различного рода провокаций, срывов договорённостей здесь не обойдётся! Мы ещё очень долго будем находить консенсус. Но думаю, что переговоры продолжатся. 

— Кому в большей степени выгодно окончание перемирия?

— Я бы начал с того, кому это невыгодно. А это абсолютно точно США. Хотя бы из-за того, что вновь произойдёт обострение под Алеппо — это ещё полбеды. Самое главное заключается в том, что режим прекращения огня касался не только повстанцев и правительственной армии, но и курдов с турками. США этот режим нужен был прежде всего для того, чтобы «заморозить» конфликт в «кармане», который образовался между двумя курдскими кантонами — Манбиджем и Азазом. Это было сделано для того, чтобы ни турки, ни курды не могли дальше продвигаться вглубь этого «кармана». Турки — на юг, курды — на запад. И те и другие — американские союзники. Чтобы постараться исключить конфликт между ними, американцам нужно было заморозить ситуацию.

Нам тоже срыв перемирия не на руку. Для РФ переговоры с США в ходе сирийского конфликта — одна из первостепенных целей. Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать контакты с Америкой, и данный кризис — единственная возможность это делать. Вспомните, на пресс-конференции в Женеве Сергей Лавров тоже об этом говорил. В частности, глава МИД заявил, что если уж мы договариваемся по Сирии, то вводить дополнительные санкции перед Женевой, как это было сделано, — «неразумно и не способствует достижению договорённостей». Понятно, что в Москве так или иначе рассматривают позитивный исход переговоров по сирийскому вопросу для того, чтобы впоследствии распространить эту положительную тенденцию на какие-то другие спорные моменты, которые есть у нас с США. Это очевидно.

Выгодно это будет только для тех сил, у которых сложилась наиболее предпочтительная ситуация на земле, которые могут после нарушения режима прекращения огня получить определённые дивиденды. Вообще, сейчас сложно сказать, кто может выиграть, а кто проиграть. Под Алеппо ситуация активизировалась, но я далеко не уверен в том, что Асаду удастся его взять. Точно так же, как и повстанцем.

— К чему может привести резко обострившаяся ситуация?

— К затяжным, очень кровопролитным конфликтам. Активизация боевых действий абсолютно точно произойдёт. Даже во время режима прекращения огня стороны стреляли друг в друга, а сейчас будут делать это с ещё большей энергией.


*Террористические организации, запрещённые на территории РФ.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Don Donpedroв
    |
    09:04
    21.09.2016
    3
    +
    -
    Практика перемирий в Чечне, Донбассе И Сирии показала её несостоятельность. Она лишь даёт возможность террористам и силам, их поддерживающим перегруппироваться и пополнить запас. Всё это затягивает достижение результата и приводит к еще более масштабным потерям.
  2. Варвара Попова[vkontakte]
    |
    17:04
    20.09.2016
    1
    +
    -
    Россия наносит выверенные точные удары, а вот Штаты слишком много себе мазать позволяют: конечно у России и Сирии возникли сомнения в ошибочности тех ударов, которые по сирийской армии нанесла американская коалиция и которыми она сорвала все достигнутые по Сирии договорённости - уж слишком преднамеренно выглядит эта их "ошибка".
Комментарии (3)
  1. Варвара Попова[vkontakte]
    |
    17:04
    20.09.2016
    1
    +
    -
    Россия наносит выверенные точные удары, а вот Штаты слишком много себе мазать позволяют: конечно у России и Сирии возникли сомнения в ошибочности тех ударов, которые по сирийской армии нанесла американская коалиция и которыми она сорвала все достигнутые по Сирии договорённости - уж слишком преднамеренно выглядит эта их "ошибка".
  2. Don Donpedroв
    |
    09:04
    21.09.2016
    3
    +
    -
    Практика перемирий в Чечне, Донбассе И Сирии показала её несостоятельность. Она лишь даёт возможность террористам и силам, их поддерживающим перегруппироваться и пополнить запас. Всё это затягивает достижение результата и приводит к еще более масштабным потерям.
  3. Василий
    |
    14:56
    02.10.2016
    0
    +
    -
    Этот экперт экономических наук Исаев, по-моему, туфту гонит хотя бы по тому, кому невыгодно перемирие.Америкосам считает он не выгоден срыв перемирия. Но если бы им выгодно установление перемирия, почему они палец о палец ничего для этого не сделали, одни пустые декларации не более, даже наоборот,- бомбёжка намеренная сирийской армии, а не ошибка. А вот то, что гуманитарный конвой бомбили сирийские войска я только сейчас от него услышал,- официального заявления от правительства не было, так что, свежо предание, но верится с трудом. А нам перемирие, может как-то и выгодно было бы, если его соблюдала бы , в первую очередь, оппозиция, но которая, как и америкосы чихать хотела на все договорённости. И то, что Алеппо войска Асада возьмут в любом случае, если от этого не откажется наше командование и не пойдёт на поводу у америкосов...А вот паузу нужно сделать, чтоб войскам Асада и курдским ополченцам, и конечно, с помощью наших ВКС никто не мешал очищать Алеппо от террористов...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда репетиции парада Победы на Красной площади и как их посмотреть?
  2. Почему папу римского называют папой?
  3. Почему договоры и прочие документы нельзя подписывать цветной ручкой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ