Георгий Зотов 8 32833

«Жигули» на кокосе. За что на Кубе любят советскую технику

Обозреватель «АиФ» не поверил своим глазам — у кубинцев до сих пор популярны автомобили, холодильники, тракторы, лодки и магнитофоны производства СССР. Но главное — как они умудряются их ремонтировать?

Гавана.
Гавана. © / Сергей Мамонтов / РИА Новости

Есть такой старый анекдот. «Знаете, что именно творят скупые люди со старыми, ржавыми, тупыми лезвиями для бритв?» — «Нет». — «Они ими бреются». Так вот, вы себе даже и представить не можете, что делают на Кубе с давним наследием прежней большой дружбы с Советским Союзом. На самом востоке острова, в городе Сантьяго-де-Куба, полно наших «лад» и «москвичей»: облезшие, гремящие деталями машины резво разъезжают по улицам, обгоняя редкие современные автомобили. «У меня вообще “родной” вариант, не экспортный — ваши “жигули” 1976 года выпуска, — гордо сказал мне работник местного турбюро Альфредо Эспиналь. — Дребезжит прямо пугающе, но ездит». Недавно в «жигули» Альфредо въехала старушка, и ремонт «жигулей» обошёлся в 500 долларов. Скрепили скорлупой кокосового ореха (она не гниёт во влажном климате), проложив трещины в корпусе змеиной кожей. «Автомобиль сто лет прослужит, — уверяет хозяин и добавляет на русском языке: — совьетское — снатшит атличнойе!»

«ЗИЛ» и колдовство

— В 1962-1992 годах Куба выживала только благодаря поставкам товаров из СССР, — рассказывает бывший инженер электростанции в Сьенфуэгосе Рамон Луис Рамирес. — В условиях американской экономической блокады сюда привозили автобусы, велосипеды, «лады» и радиоприёмники, короче говоря, всё, что кубинцы не могли производить сами. Основной проблемой являлось следующее — как сохранить технику дольше в условиях постоянных тайфунов и высокой влажности: ваши машины рассчитаны на другую погоду. Однако после распада СССР к нам перестали поступать запчасти. И вот тут, если бы не возникновение маленьких подпольных мастерских, Куба перестала бы двигаться и ездить. Система «чёрных механиков» расцвела: выяснилось, что в критических условиях кубинцы способны сделать любые детали, идентичные оригиналу.

В Гаване я побывал сразу в трёх таких кустарных мастерских — как правило, они находятся на окраине, в частных домах. Конспирация такая, что напоминает фильмы про итальянскую мафию: обращение по рекомендации знакомых, приезд без предварительного звонка по мобильному — «наши телефоны прослушиваются». Детали вытачивают какие угодно — хоть карбюратор, по заказу даже дверцу или крышку багажника, другое дело, стоят их услуги достаточно дорого — минимум 300 долларов. В целом покупка нашего «москвича» 40-летнего возраста обойдётся на Кубе в... 5-7 тысяч баксов: он ценится, ибо отлично преодолевает размытые дороги в джунглях — американский «автопром» вязнет в грязи. Точно так же весьма в почёте и советские грузовики «ЗИЛ-130». «Это всё равно что танк, — с уважением отзывается хозяин подпольного “ремонтного цеха” чернокожий пенсионер Хайме. — К нему просто так запчасти не сделаешь, требуется месяц работы. Кстати, “ЗИЛы” ломаются очень редко — бессрочные автомобили. Но если чего — я приглашаю жрицу чёрной магии, связанную с духами, станцевать и окропить “ЗИЛ” кровью курицы. Зря смеётесь, отлично помогает заводить машину».

Система «чёрных механиков» отлажена прекрасно: мастера способны выточить любую деталь и починить рухлядь. Чинят и для частников, и для госструктур, а те закрывают глаза на беззаконие: иначе ездить будет не на чем.
Система «чёрных механиков» отлажена прекрасно: мастера способны выточить любую деталь и починить рухлядь. Чинят и для частников, и для госструктур, а те закрывают глаза на беззаконие: иначе ездить будет не на чем. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Холодильник — зверь

— Многие кубинцы обожают рыбачить — мы же живём на острове, — откровенничает экс-капитан полиции Сантьяго-де-Куба Родриго Домингос. — Современных лодок почти ни у кого нет. Выходим ловить креветок на древних советских посудинах семидесятых годов — «Темп» и «Дракон». Дно часто протекает, и, чтобы лодки дер­жались на воде, укрепляем их кусками пенопласта от упаковок холодильников и надутыми автомобильными шинами. О, скажу насчёт холодильников! У меня у самого дома стоит «Бирюса» из Красноярска, выпуск 1968 года, — в прошлом одна из самых популярных марок на Кубе. Когда сломался, пришлось вызывать специалиста по ремонту из другого города: здесь есть люди, специально ездящие по провинции и скупающие детали «на ходу» — например, компрессоры. А петли для дверей холодильников изготавливают самостоятельно, причём при желании сделают даже деревянные. Советская «Бирюса» — настоящий зверь, ящик пива морозит практически моментально! В деревенских домах ещё в 90-е годы в ужасную жару ваши «Мински» и «ЗИЛы» использовали как разновидность кондиционеров — целой семьёй втискивались внутрь и охлаждались.

Приключения «Электроники»

На Кубе иногда возникает полное ощущение — ты внезапно провалился во времени и попал в семидесятые годы. На квартирах в провинции мне часто встречались радиоприёмники «Уфа-201» и «Океан-214», не редкостью были даже благословенные советские магнитофоны «Электроника». Они потёрты, местами и вовсе крошатся (иногда страшно в руки взять), но при этом работают. «Бывают неприятные инциденты, — рассказали в городке Баракоа. — Тарахтит, хрипит, жуёт плёнку на кассетах. Следует смазать внутри растительным маслом — тогда всё будет в порядке». Забавно — те вещи, какие мы считали в СССР чудовищной рухлядью, постоянно ругая качество, на Кубе пребывают целые десятки лет в рабочем состоянии... Иначе как чудом такое не назовёшь. Вдобавок наша сельскохозяйственная техника полвека исправно собирает рис и ананасы под проливными дождями на полях в тропиках. Можно подойти к любому трактору в кубинской деревне, и будьте уверены — машина окажется модели Т-25 либо ДТ-75 производства Липецка или Волгограда. Как правило, детали к ним также покупают у кустарей на чёрном рынке: на сей факт государственные предприятия закрывают глаза. Вот что не прижилось на Кубе — так это советские телевизоры. Наши телики я не видел нигде, даже в глухих селениях. «Тиви» в Союзе делать не умели, — считает Родриго Домингос. — На Кубе они «накрывались» за пару месяцев, и их перестали покупать».

Стоило Острову свободы встать на рельсы «китайского социализма», как советская техника начала постепенно исчезать. Вместе с социализмом из Китая начали поставлять и троллейбусы, и велосипеды, и междугородние автобусы, на которых возят туристов. Очень жаль. Я был во многих странах, где товары времён СССР весьма ценят и любят. Скажем, в Ираке до американской оккупации все местные таксисты разъезжали на «волгах», по египетской Александрии до сих пор катаются «лады», а на реках Эфиопии дико популярны катера «Амур-М». И когда мы думаем, где бы в кризис взять денег, — они лежат у нас под ногами.

России давно пора возвращаться на рынки бывших друзей СССР и зарабатывать на своей продукции. А пока наше место занимают китайцы...

«Нас называют «акулы в белых халатах». Почему бесплатная медицина на Кубе лучше, чем платная в России? Читайте специальный репортаж в следующем номере «АиФ».

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Николай Кис[googleplus]
    |
    16:18
    01.04.2017
    1
    +
    -
    5-7 тысяч долларов за что-то там??? это бюджет небольшого города на Кубе)) Ибо зарплата 30 баксов там считается очень хорошей. Из чего делаем вывод, что вся статья по большей части дичь.
  2. Владимир Лунин[vkontakte]
    |
    08:05
    02.04.2017
    1
    +
    -
    В 2016 году Россия списала Кубе долгов на $30 млрд. Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд. Это те машины, холодильники за которыми советские граждане стояли в очереди годами, это те трактора, автомобили, которых у нас самих всегда не хватало... На 30 млрд мы могли бы чай с сахаром пить лет двести. Нет сахара- могли бы сделать бесплатные курорты для россиян или что-то ещё. Правительство оправдывается тем, что наши компании хотят разрабатывать нефть найденную на кубинском шельфе. У нас мало своей нефти?
Комментарии (8)
  1. Ферапонт
    |
    08:10
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Цитата."В деревенских домах ещё в 90-е годы в ужасную жару ваши "Мински" и "ЗИЛы" использовали как разновидность кондиционеров-целой семьёй втискивались внутрь и охлаждались".Не знаю,как для кого,но для меня данное заявление является,мягко говоря,первоапрельской шуткой ! Какого же размера должен быть холодильник,чтобы в него могла втиснуться целая семья !
  2. антип
    |
    15:21
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Ферапонт: Я предполагаю, что скорее всего, холодильник с без дверцы встраивается в стену небольшого помещения теплообменником наружу.
  3. антип
    |
    15:35
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Я тоже ярый почитатель наследия СССР. В дачном домике у нас исправно функционирует хол-к "Минск-4" 1964 года выпуска. Его достоинство - стальная эмалированная внутренняя камера (кстати, такая же, как и у "ЗИЛа"). К сожалению некоторые пластиковые детали приходят в негодность. Нутром чую - организация экспорта, пока еще производящихся у нас запчастей на Кубу - настоящий клондайк для предприимчивых энтузиастов.
  4. Николай Кис[googleplus]
    |
    16:18
    01.04.2017
    1
    +
    -
    5-7 тысяч долларов за что-то там??? это бюджет небольшого города на Кубе)) Ибо зарплата 30 баксов там считается очень хорошей. Из чего делаем вывод, что вся статья по большей части дичь.
  5. Владимир Лунин[vkontakte]
    |
    08:05
    02.04.2017
    1
    +
    -
    В 2016 году Россия списала Кубе долгов на $30 млрд. Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд. Это те машины, холодильники за которыми советские граждане стояли в очереди годами, это те трактора, автомобили, которых у нас самих всегда не хватало... На 30 млрд мы могли бы чай с сахаром пить лет двести. Нет сахара- могли бы сделать бесплатные курорты для россиян или что-то ещё. Правительство оправдывается тем, что наши компании хотят разрабатывать нефть найденную на кубинском шельфе. У нас мало своей нефти?
  6. антип
    |
    09:38
    03.04.2017
    0
    +
    -
    Владимир Лунин[vkontakte]: Сам помирай, а товарища выручай - одна из заповедей Христовых.
  7. Anatolii A[mailru]
    |
    08:44
    12.04.2017
    0
    +
    -
    Владимир Лунин[vkontakte]: Ну, про нефть не соглашусь.. Она, как деньги. У Вас что, когда-то было слишком много денег?))) В остальном согласен. Прощаем долги за обещания. Дичь полная!! И кормушка...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет за воровство тележек из магазина?
  2. Сколько нужно держать градусник под мышкой?
  3. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ