Георгий Зотов 8 29048

«Жигули» на кокосе. За что на Кубе любят советскую технику

Обозреватель «АиФ» не поверил своим глазам — у кубинцев до сих пор популярны автомобили, холодильники, тракторы, лодки и магнитофоны производства СССР. Но главное — как они умудряются их ремонтировать?

Гавана.
Гавана. © / Сергей Мамонтов / РИА Новости

Есть такой старый анекдот. «Знаете, что именно творят скупые люди со старыми, ржавыми, тупыми лезвиями для бритв?» — «Нет». — «Они ими бреются». Так вот, вы себе даже и представить не можете, что делают на Кубе с давним наследием прежней большой дружбы с Советским Союзом. На самом востоке острова, в городе Сантьяго-де-Куба, полно наших «лад» и «москвичей»: облезшие, гремящие деталями машины резво разъезжают по улицам, обгоняя редкие современные автомобили. «У меня вообще “родной” вариант, не экспортный — ваши “жигули” 1976 года выпуска, — гордо сказал мне работник местного турбюро Альфредо Эспиналь. — Дребезжит прямо пугающе, но ездит». Недавно в «жигули» Альфредо въехала старушка, и ремонт «жигулей» обошёлся в 500 долларов. Скрепили скорлупой кокосового ореха (она не гниёт во влажном климате), проложив трещины в корпусе змеиной кожей. «Автомобиль сто лет прослужит, — уверяет хозяин и добавляет на русском языке: — совьетское — снатшит атличнойе!»

«ЗИЛ» и колдовство

— В 1962-1992 годах Куба выживала только благодаря поставкам товаров из СССР, — рассказывает бывший инженер электростанции в Сьенфуэгосе Рамон Луис Рамирес. — В условиях американской экономической блокады сюда привозили автобусы, велосипеды, «лады» и радиоприёмники, короче говоря, всё, что кубинцы не могли производить сами. Основной проблемой являлось следующее — как сохранить технику дольше в условиях постоянных тайфунов и высокой влажности: ваши машины рассчитаны на другую погоду. Однако после распада СССР к нам перестали поступать запчасти. И вот тут, если бы не возникновение маленьких подпольных мастерских, Куба перестала бы двигаться и ездить. Система «чёрных механиков» расцвела: выяснилось, что в критических условиях кубинцы способны сделать любые детали, идентичные оригиналу.

В Гаване я побывал сразу в трёх таких кустарных мастерских — как правило, они находятся на окраине, в частных домах. Конспирация такая, что напоминает фильмы про итальянскую мафию: обращение по рекомендации знакомых, приезд без предварительного звонка по мобильному — «наши телефоны прослушиваются». Детали вытачивают какие угодно — хоть карбюратор, по заказу даже дверцу или крышку багажника, другое дело, стоят их услуги достаточно дорого — минимум 300 долларов. В целом покупка нашего «москвича» 40-летнего возраста обойдётся на Кубе в... 5-7 тысяч баксов: он ценится, ибо отлично преодолевает размытые дороги в джунглях — американский «автопром» вязнет в грязи. Точно так же весьма в почёте и советские грузовики «ЗИЛ-130». «Это всё равно что танк, — с уважением отзывается хозяин подпольного “ремонтного цеха” чернокожий пенсионер Хайме. — К нему просто так запчасти не сделаешь, требуется месяц работы. Кстати, “ЗИЛы” ломаются очень редко — бессрочные автомобили. Но если чего — я приглашаю жрицу чёрной магии, связанную с духами, станцевать и окропить “ЗИЛ” кровью курицы. Зря смеётесь, отлично помогает заводить машину».

Система «чёрных механиков» отлажена прекрасно: мастера способны выточить любую деталь и починить рухлядь. Чинят и для частников, и для госструктур, а те закрывают глаза на беззаконие: иначе ездить будет не на чем.
Система «чёрных механиков» отлажена прекрасно: мастера способны выточить любую деталь и починить рухлядь. Чинят и для частников, и для госструктур, а те закрывают глаза на беззаконие: иначе ездить будет не на чем. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Холодильник — зверь

— Многие кубинцы обожают рыбачить — мы же живём на острове, — откровенничает экс-капитан полиции Сантьяго-де-Куба Родриго Домингос. — Современных лодок почти ни у кого нет. Выходим ловить креветок на древних советских посудинах семидесятых годов — «Темп» и «Дракон». Дно часто протекает, и, чтобы лодки дер­жались на воде, укрепляем их кусками пенопласта от упаковок холодильников и надутыми автомобильными шинами. О, скажу насчёт холодильников! У меня у самого дома стоит «Бирюса» из Красноярска, выпуск 1968 года, — в прошлом одна из самых популярных марок на Кубе. Когда сломался, пришлось вызывать специалиста по ремонту из другого города: здесь есть люди, специально ездящие по провинции и скупающие детали «на ходу» — например, компрессоры. А петли для дверей холодильников изготавливают самостоятельно, причём при желании сделают даже деревянные. Советская «Бирюса» — настоящий зверь, ящик пива морозит практически моментально! В деревенских домах ещё в 90-е годы в ужасную жару ваши «Мински» и «ЗИЛы» использовали как разновидность кондиционеров — целой семьёй втискивались внутрь и охлаждались.

Приключения «Электроники»

На Кубе иногда возникает полное ощущение — ты внезапно провалился во времени и попал в семидесятые годы. На квартирах в провинции мне часто встречались радиоприёмники «Уфа-201» и «Океан-214», не редкостью были даже благословенные советские магнитофоны «Электроника». Они потёрты, местами и вовсе крошатся (иногда страшно в руки взять), но при этом работают. «Бывают неприятные инциденты, — рассказали в городке Баракоа. — Тарахтит, хрипит, жуёт плёнку на кассетах. Следует смазать внутри растительным маслом — тогда всё будет в порядке». Забавно — те вещи, какие мы считали в СССР чудовищной рухлядью, постоянно ругая качество, на Кубе пребывают целые десятки лет в рабочем состоянии... Иначе как чудом такое не назовёшь. Вдобавок наша сельскохозяйственная техника полвека исправно собирает рис и ананасы под проливными дождями на полях в тропиках. Можно подойти к любому трактору в кубинской деревне, и будьте уверены — машина окажется модели Т-25 либо ДТ-75 производства Липецка или Волгограда. Как правило, детали к ним также покупают у кустарей на чёрном рынке: на сей факт государственные предприятия закрывают глаза. Вот что не прижилось на Кубе — так это советские телевизоры. Наши телики я не видел нигде, даже в глухих селениях. «Тиви» в Союзе делать не умели, — считает Родриго Домингос. — На Кубе они «накрывались» за пару месяцев, и их перестали покупать».

Стоило Острову свободы встать на рельсы «китайского социализма», как советская техника начала постепенно исчезать. Вместе с социализмом из Китая начали поставлять и троллейбусы, и велосипеды, и междугородние автобусы, на которых возят туристов. Очень жаль. Я был во многих странах, где товары времён СССР весьма ценят и любят. Скажем, в Ираке до американской оккупации все местные таксисты разъезжали на «волгах», по египетской Александрии до сих пор катаются «лады», а на реках Эфиопии дико популярны катера «Амур-М». И когда мы думаем, где бы в кризис взять денег, — они лежат у нас под ногами.

России давно пора возвращаться на рынки бывших друзей СССР и зарабатывать на своей продукции. А пока наше место занимают китайцы...

«Нас называют «акулы в белых халатах». Почему бесплатная медицина на Кубе лучше, чем платная в России? Читайте специальный репортаж в следующем номере «АиФ».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Николай Кис[googleplus]
    |
    16:18
    01.04.2017
    1
    +
    -
    5-7 тысяч долларов за что-то там??? это бюджет небольшого города на Кубе)) Ибо зарплата 30 баксов там считается очень хорошей. Из чего делаем вывод, что вся статья по большей части дичь.
  2. Владимир Лунин[vkontakte]
    |
    08:05
    02.04.2017
    1
    +
    -
    В 2016 году Россия списала Кубе долгов на $30 млрд. Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд. Это те машины, холодильники за которыми советские граждане стояли в очереди годами, это те трактора, автомобили, которых у нас самих всегда не хватало... На 30 млрд мы могли бы чай с сахаром пить лет двести. Нет сахара- могли бы сделать бесплатные курорты для россиян или что-то ещё. Правительство оправдывается тем, что наши компании хотят разрабатывать нефть найденную на кубинском шельфе. У нас мало своей нефти?
Комментарии (8)
  1. Ферапонт
    |
    08:10
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Цитата."В деревенских домах ещё в 90-е годы в ужасную жару ваши "Мински" и "ЗИЛы" использовали как разновидность кондиционеров-целой семьёй втискивались внутрь и охлаждались".Не знаю,как для кого,но для меня данное заявление является,мягко говоря,первоапрельской шуткой ! Какого же размера должен быть холодильник,чтобы в него могла втиснуться целая семья !
  2. антип
    |
    15:21
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Ферапонт: Я предполагаю, что скорее всего, холодильник с без дверцы встраивается в стену небольшого помещения теплообменником наружу.
  3. антип
    |
    15:35
    31.03.2017
    0
    +
    -
    Я тоже ярый почитатель наследия СССР. В дачном домике у нас исправно функционирует хол-к "Минск-4" 1964 года выпуска. Его достоинство - стальная эмалированная внутренняя камера (кстати, такая же, как и у "ЗИЛа"). К сожалению некоторые пластиковые детали приходят в негодность. Нутром чую - организация экспорта, пока еще производящихся у нас запчастей на Кубу - настоящий клондайк для предприимчивых энтузиастов.
  4. Николай Кис[googleplus]
    |
    16:18
    01.04.2017
    1
    +
    -
    5-7 тысяч долларов за что-то там??? это бюджет небольшого города на Кубе)) Ибо зарплата 30 баксов там считается очень хорошей. Из чего делаем вывод, что вся статья по большей части дичь.
  5. Владимир Лунин[vkontakte]
    |
    08:05
    02.04.2017
    1
    +
    -
    В 2016 году Россия списала Кубе долгов на $30 млрд. Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд. Это те машины, холодильники за которыми советские граждане стояли в очереди годами, это те трактора, автомобили, которых у нас самих всегда не хватало... На 30 млрд мы могли бы чай с сахаром пить лет двести. Нет сахара- могли бы сделать бесплатные курорты для россиян или что-то ещё. Правительство оправдывается тем, что наши компании хотят разрабатывать нефть найденную на кубинском шельфе. У нас мало своей нефти?
  6. антип
    |
    09:38
    03.04.2017
    0
    +
    -
    Владимир Лунин[vkontakte]: Сам помирай, а товарища выручай - одна из заповедей Христовых.
  7. Anatolii A[mailru]
    |
    08:44
    12.04.2017
    0
    +
    -
    Владимир Лунин[vkontakte]: Ну, про нефть не соглашусь.. Она, как деньги. У Вас что, когда-то было слишком много денег?))) В остальном согласен. Прощаем долги за обещания. Дичь полная!! И кормушка...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что обсудили Путин и Трамп в телефонном разговоре?
  2. От кого зависит участие России в Играх?
  3. Нужно ли разрешение на ношение газового баллончика?


Поехали бы вы работать в регионы Русского Севера?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru