Примерное время чтения: 6 минут
5148

Шесть архитекторов «Москвы». Как менялась знаменитая гостиница

Сюжет Экскурсии по Москве

20 декабря 1935 года прошла церемония торжественного открытия первого корпуса здания гостиницы «Москва». Отель, трижды переделанный ещё на стадии проекта, быстро стал символом эпохи: в нём устраивали приёмы, размещали иностранных гостей и снимали кино. А после про него просто забыли. АиФ.ru вспомнил, как строили и ломали самый центральный московский отель.

Новая доминанта

Место гостиницы «Москва» на Охотном ряду изначально предназначалось Дворцу труда. Но по итогам проведённого в начале 1920-х годов архитектурного конкурса проект так и не был утвержден. Постепенно перспективу появления Дворца труда в центре города отложили в долгий ящик, а в 1932 году власти приняли решение реализовать на пустыре задумку молодых архитекторов бюро «Моспроект-2» Освальда Стапрана и Леонида Савельева, предполагавшую появление гостиницы «Моссовета» с концертным залом. Строительство официально стартовало в 1933 году.

Перспектива одного из первых (конструктивистских) проектов Савельева и Стапрана. Иллюстрация: Пресс-служба гостиницы «Москва»

Но уже в процессе работы конструктивистский фасад здания было решено видоизменить. Внешний вид потенциальной гостиницы «Моссовета» не соответствовал не только архитектурному облику Кремля, но и политике партии. Новой архитектурный тенденцией 1930-х стал так называемый «сталинский ампир», предполагавший переосмысление классических форм. Получивший развитие в 1920-х годах конструктивизм отошёл на второй план.

За видоизменение проекта взялся уже ставший академиком архитектуры Алексей Щусев. Несмотря на то, что зодчий начал работать над проектом гостиницы уже после того как был возведен основной короб и несущие конструкции, именно он стал главным архитектором здания, ответственным за преображение фасадов. Стапран и Савельев остались при нём консультантами.

Архитектурный передел

Появление Щусева в проекте вызвало негодование у первых авторов плана гостиницы. В 1937 году Стапран и Савельев опубликовали гневное письмо в газете «Правда», содержащее негативные отзывы о работах Щусева и обвинения в краже проекта. «Человек морально нечистоплотный, живущий чуждыми социализму интересами не может участвовать в создании величайших памятников истории», — говорится в заметке. Но никакого серьёзного эффекта публикация не возымела: Алексей Щусев на несколько месяцев действительно был отстранён от работы, но после вернулся в проект и закончил здание по своим эскизам.

Именно в этот момент появилась ставшая знаменитой асимметрия здания: правое крыло гостиницы Щусев спроектировал самостоятельно, уже после отстранения от работы Стапрана и Савельева, а левое было выстроено до его появления в проекте.

Фото: Пресс-служба гостиницы «Москва»

Модификация здания стала основой для городских легенд. Согласно самой популярной из них, виноват во всем Иосиф Сталин: на принесённом ему на утверждение чертеже якобы были совмещены оба возможных варианта выполнения фасада. Правая половина отражала более строгий вариант, левая – декорированный, между ними пролегала ось симметрии. Генсек поставил подпись посередине, а уточнить, что он имел в виду, якобы никто не решился, и Алексей Щусев решил построить гостиницу в прямом соответствии с чертежом. Но оснований верить в эту историю не много, во-первых, найти документальные подтверждения пока не удалось, а во-вторых, едва ли удастся — Сталин никогда лично не утверждал архитектурные проекты.

20 декабря 1935 года состоялась торжественная церемония открытия. «Москва» быстро стала самой модной гостиницей в городе, здесь размещали иностранных гостей и устраивали торжественные приёмы.

Фото: Пресс-служба гостиницы «Москва»

Вторая очередь

Расширение помещений гостиницы было запланировано Алексеем Щусевым еще в 1938 году. Архитектор предполагал появление выходящей на площадь огромной трехчастной арки и десятиэтажного здания. Подобный комплекс оказался бы значительно выше всех существующих вокруг строений и мог заслонить собой Большой театр. Но привлечённые тридцать лет спустя для строительства Александр Борецкий, Дмитрий Солопов и Игорь Рожин внесли в проект изменения, возведя в итоге шестиэтажное здание, которые не превосходило высотность всех остальных. Работая над проектом, зодчие говорили о своём желании увязать проект со всеми остальными зданиями в округе, арку на первом этаже — с Малым театром, лоджии на верхних — со старым корпусом.

В 1977 году был сдан в эксплуатацию дополнительный корпус «Москвы». Стройка дополнила гостиницу почти тысячей мест для участников Кремлёвских съездов и сделала здание по размеру релевантным целому кварталу.

Гостиница в 2006 году
Гостиница в 2006 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Постепенно гостиница утратила свою значимость. Здание ветшало, в 2000 году было объявлено аварийным, а в 2002-м закрыто. Начали обсуждаться проекты реконструкции. Первоначальная позиция правительства Лужкова предполагала полный снос здания и строительство на его месте новой гостиницы. Идея была жёстко раскритикована министерством культуры и общественными деятелями. Тем не менее, в 2004 году фасад демонтировали, чтобы заново построить из железобетона по проекту Алексея Щусева. Работы завершились лишь в 2011 году. Площадь новой «Москвы» выросла почти в два раза, в основном из-за перекрытия внутреннего двора и появления подземной парковки, внутренняя отделка оказалась полностью утеряна, а новый фасад лишь отдаленно напоминает оригинальное здание.

Смотрите также: Самые яркие проекты Василия Баженова, фото →

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах