aif.ru counter
Кирилл Яблочкин 0 14132

Легенда СССР: история гостиницы «Москва»

Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

Гостиница «Москва» стала символом молодой Страны Советов: именно она во многом определила путь развития отечественной архитектуры. В день открытия гостиницы АиФ.ru вспоминает историю легендарного проекта.

В Москве 1930-х годов реализовывался сталинский генплан. «Изогнутые улочки», о которых писал Есенин, стремительно исчезали, и столица с её провинциальным духом превращалась в привычный нам мегаполис с широкими проспектами, потоками машин, заводами и каменными зданиями. Пожалуй, никогда после этого Москва не потеряла столько памятников архитектуры: Сталин считал, что советский народ сможет дать миру новую архитектуру, которая будет лучше старой. И действительно, уникальных строений было построено немало, и среди них — гостиница «Москва».

Охотный Ряд в начале XX века считался одним из самых грязных и антисанитарных районов города, и именно с него в 20-е годы в Москве началась глобальная реконструкция. Сначала здесь планировали построить дворец труда, но возведение здания было отложено из-за того, что в стране не было денег на такие крупные проекты. В конце 20-х годов здесь было решено создать гостиницу.

Проект архитекторов О. Стапрана и Л. Савельева был выполнен в стиле конструктивизма и был слишком смелым даже для тех времён: в процессе строительства всем стало понятно, что угловатое здание совершенно не вписывается в архитектуру района и диссонирует с находящимся рядом Кремлём.

В качестве соавтора, который должен был исправить ошибки коллег, пригласили Алексея Щусева. Учитывая, что серьёзных изменений в уже практически построенное здание внести было невозможно, Щусев ограничился восьмиколонным портиком высотой в шесть этажей с открытой террасой, а также добавил проекту многочисленные балконы и лоджии-аркады. По углам здания были выстроены небольшие башенки.

Подпись Сталина

Существует легенда, согласно которой окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, утверждал лично Сталин. Вождю было представлено два варианта фасада гостиницы, причём разделялись они осью симметрии, и он поставил свою подпись прямо посередине. Так как уточнить, что именно Сталин имел в виду, никто не решился, Щусев реализовал в одном проекте сразу два фасада: правая часть была более строгая, а левая — с большим количеством декоративных деталей.

На самом деле это лишь миф, и асимметрия гостиницы связана с технологическими проблемами. Во время строительства было решено не сносить старый «Гранд-отель», который был на её месте, а надстроить его стены. Однако вскоре они начали трескаться. Выяснилось, что возведено здание было с нарушением правил: за слоем кирпича были пустоты, наполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось на ходу укреплять их и пытаться сделать надстройку легче. Поэтому были заложены оконные проёмы на первых четырёх этажах и убран весь декор правой части фасада.

Смерть и перерождение

Долгое время гостиница имела только один корпус, а новые начали строить только в 1968 году по проектам архитекторов А. Б. Борецкого, А. А. Дзержковича, И. Е. Рожина, Д. С. Солопова и В. А. Щелкановцева. Закончено строительство было к 60-летнему юбилею Октябрьской революции, в 1977 году.

Этот проект был значимым для Москвы: шутка ли, гостиница занимала в центре столицы целый квартал. Однако декор новых корпусов имел мало отношения к проекту Щусева. Например, одно из новых зданий было решено в духе обыкновенной бетонной коробки.

В 2004 году здание гостиницы было признано ветхим и разобрано, а на его месте решили возвести новое. Работы продолжались без малого 9 лет и подошли к концу только в 2013 году.

Символ СССР

СССР для Америки был загадочной страной из-за железного занавеса. Однако кое-что через него всё же «просачивалось», и в частности, это была водка «Столичная».

Эта марка, зарегистрированная ещё в 1938 году, начала продаваться в США, причём права на дистрибьюцию получила американская компания PepsiCo в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске.

Бутылка советской водки, которую прозвали «Stoli», была неизменным атрибутом модных вечеринок в Калифорнии и Голливуде 1960-х и 1970-х, продавалась во всех барах, а здание гостиницы «Москва» (символ времени на момент создания марки), которое из-за качества полиграфии было трудно узнать, ассоциировалось у американцев с далёким и сказочным СССР.

Фото: РИА Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое «Уганда Наклз»?
  2. К чему приведет прекращение договора о дружбе между РФ и Украиной?
  3. Запретят ли Google Pay, Apple Pay и иностранные платежные системы?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ