Гостиница «Москва» была открыта 20 декабря 1935 года, и сразу стала символом молодой Страны Советов: именно она во многом определила путь развития отечественной архитектуры. АиФ.ru вспоминает историю легендарного проекта.
***
В Москве 1930-х годов реализовывался сталинский генплан. «Изогнутые улочки», о которых писал Есенин, стремительно исчезали, и столица с её провинциальным духом превращалась в привычный нам мегаполис с широкими проспектами, потоками машин, заводами и каменными зданиями. Пожалуй, никогда после этого Москва не потеряла столько памятников архитектуры: Сталин считал, что советский народ сможет дать миру новую архитектуру, которая будет лучше старой. И действительно, уникальных строений было построено немало, и среди них — гостиница «Москва».
Охотный Ряд в начале XX века считался одним из самых грязных и антисанитарных районов города, и именно с него в 20-е годы в Москве началась глобальная реконструкция. Сначала здесь планировали построить дворец труда, но возведение здания было отложено из-за того, что в стране не было денег на такие крупные проекты. В конце 20-х годов здесь было решено создать гостиницу.
Проект архитекторов О. Стапрана и Л. Савельева был выполнен в стиле конструктивизма и был слишком смелым даже для тех времён: в процессе строительства всем стало понятно, что угловатое здание совершенно не вписывается в архитектуру района и диссонирует с находящимся рядом Кремлём.
В качестве соавтора, который должен был исправить ошибки коллег, пригласили Алексея Щусева. Учитывая, что серьёзных изменений в уже практически построенное здание внести было невозможно, Щусев ограничился восьмиколонным портиком высотой в шесть этажей с открытой террасой, а также добавил проекту многочисленные балконы и лоджии-аркады. По углам здания были выстроены небольшие башенки.
Существует легенда, согласно которой окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, утверждал лично Сталин. Вождю было представлено два варианта фасада гостиницы, причём разделялись они осью симметрии, и он поставил свою подпись прямо посередине. Так как уточнить, что именно Сталин имел в виду, никто не решился, Щусев реализовал в одном проекте сразу два фасада: правая часть была более строгая, а левая — с большим количеством декоративных деталей.
На самом деле это лишь миф, и асимметрия гостиницы связана с технологическими проблемами. Во время строительства было решено не сносить старый «Гранд-отель», который был на её месте, а надстроить его стены. Однако вскоре они начали трескаться. Выяснилось, что возведено здание было с нарушением правил: за слоем кирпича были пустоты, наполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось на ходу укреплять их и пытаться сделать надстройку легче. Поэтому были заложены оконные проёмы на первых четырёх этажах и убран весь декор правой части фасада.
Долгое время гостиница имела только один корпус, а новые начали строить только в 1968 году по проектам архитекторов А. Б. Борецкого, А. А. Дзержковича, И. Е. Рожина, Д. С. Солопова и В. А. Щелкановцева. Закончено строительство было к 60-летнему юбилею Октябрьской революции, в 1977 году.
Этот проект был значимым для Москвы: шутка ли, гостиница занимала в центре столицы целый квартал. Однако декор новых корпусов имел мало отношения к проекту Щусева. Например, одно из новых зданий было решено в духе обыкновенной бетонной коробки.
В 2004 году здание гостиницы было признано ветхим и разобрано, а на его месте решили возвести новое. Работы продолжались без малого 9 лет и подошли к концу только в 2013 году.
СССР для Америки был загадочной страной из-за железного занавеса. Однако кое-что через него всё же «просачивалось», и в частности, это была водка «Столичная».
Эта марка, зарегистрированная ещё в 1938 году, начала продаваться в США, причём права на дистрибьюцию получила американская компания PepsiCo в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске.
Бутылка советской водки, которую прозвали «Stoli», была неизменным атрибутом модных вечеринок в Калифорнии и Голливуде 1960-х и 1970-х, продавалась во всех барах, а здание гостиницы «Москва» (символ времени на момент создания марки), которое из-за качества полиграфии было трудно узнать, ассоциировалось у американцев с далёким и сказочным СССР.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.