aif.ru counter

Толстой и Маяковский: чем знаменит «дом старика Болконского»

АиФ.ru вспомнил историю самого литературного особняка

Материалы по теме – Прогулки по Москве >>>

«Дом старика Болконского» на Воздвиженке, описанный в романе «Война и мир», может существенно изменить свой внешний облик. Сейчас именитое здание, возникшее в XIX веке, представляет не столько архитектурную, сколько историческую ценность. Ведь с домом связано огромное количество событий не только «толстовской эпохи».

Несколько дней назад в Москве начались строительные работы в девятом здании по Воздвиженке, знаменитом «доме старика Болконского». К особняку рассчитывают пристроить дополнительный этаж. Инициатива застройщика вызвала широкое негодование у москвичей и градозащитников. В частности, общественное движение «Архнадзор» провело у здания серию одиночных пикетов, которые позволили временно остановить проведение работ.

Улица Воздвиженка 1885 г.. Источник фото: РИА Новости

Легендарный дом на Воздвиженке появился в первой половине XVIII веке, когда участок принадлежал князьям Шаховским. Впрочем, теперь от первоначального здания практически ничего не осталось: в XIX века дом пришлось полностью перестроить в свете масштабного пожара 1812 года. Здание было спроектировано и построено в популярном на тот момент стиле ампир. В этот момент участок уже находился в собственности у генерала-поручика Василия Грущецкого, который купил имение в 1774 году. После смерти военнослужащего в 1813 году дом достался его дочери, Прасковье Муравьёвой-Апостол, чьи сыновья впоследствии примут активное участие в движении декабристов. Но в собственности семьи имение пробыло недолго – в 1814 году его выкупил Николай Волконский, дед Льва Толстого. В романе «Война и мир» родственник писателя представлен в образе сурового князя Болконского, а его особняк фигурирует как «старый мрачный дом на Воздвиженке», где устроилась партия княжны Марьи и Николая Ростова.

В 1834 году в дом переехали супруги Елена и Николай Рюмины, которые перебрались в Москву из Рязани. Помещики заработали внушительное состояние на откупах, сборе налогов с частных компаний и лиц. Очевидцы свидетельствовали, что именно в это время в доме на Воздвиженке проходили самые роскошные мероприятия: четверги отдавались под танцы, воскресенья – под игры в карты, а на званые обеды приглашали каждый день. На встречах в доме продолжал бывать и сам Толстой, чуть позже писатель даже косвенно породнился с четой. Сестра жены писателя Софьи Берс была замужем за племянником Николая Рюмина Гавриилом Павленковым. В этом же доме писатель безуспешно ухаживал за семнадцатилетней Прасковьей Щербатовой, которая предпочла ему известного российского археолога Алексея Уварова. Позже учёный прославится как основатель Государственного исторического музея в Москве, его супруга станет прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной», а в особняке на Воздвиженке поселится сама главная героиня романа. В реальности же в «период Рюминых» в имении появились ворота, два симметричных флигеля, внутренняя отделка и бальный зал с колоннами, которые сохранились по сей день. Автором изменений стал другой уроженец Рязанской губернии – архитектор Константин Терский.

В 1903 году, когда Рюмины окончательно разорились, особняк выкупил азербайджанский нефтепромышленник Шамси Асадуллаев, который как раз перебрался в Москву и повторно женился. Через 3 года, в 1906-м, дом претерпит свою последнюю перестройку – по проекту архитектора Павла Заруцкого появится круглый корпус с башенкой, выходящий на пересечение Воздвиженки с Крестовоздвиженским переулком. Проект не оригинален: очень похожую концепцию имеют другие проекты архитектора – например, доходный дом на пересечении Лялиного и Большого Казённого переулка.

Павел Ефимович Дыбенко и его супруга, Александра Михайловна Коллонтай. Источник фото: С. Аранович, РИА Новости

Сразу после революции дом перешёл в распоряжение Народного комиссариата по морским делам, учреждением в тот момент руководил Павел Дыбенко – муж знаменитой революционерки и «первой светской женщины СССР» Александры Коллонтай. В 1920-м особняк отдали Агитпропу ЦК РКП(б). С 1923-го, когда агитационная структура была переведена на Китай-город, и до начала 1950-х здание занимали редакции издательств и газет – попеременно на Воздвиженке готовили к печати «Крестьянскую газету», журналы «Крестьянка» и «Колхозник», альманах «Истории гражданской войны», исторические вестники Академии наук. Здесь же до 1941 года собирали первый советский литературный журнал «Красная новь», в котором печатался Владимир Маяковский. Следом дом занял Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами, который просуществовал до 1967 года. Помещение досталось новой структуре – комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. В 1990-х здание занимали структуры Министерства иностранных дел, в 2000-м его получил вновь созданный «Центр развития межличностных коммуникаций», который и затеял реконструкцию.

Несмотря на богатую историю, статуса памятника архитектуры у здания до сих пор нет. В 2006 году дом признали выявленным объектом культурного наследия, но в 2009 всё же рекомендовали не включать в официальный реестр охраняемых домов. Мотивом отказа «старику Болконскому» послужили реконструкции, проходившие в советское время и в 1990-х годах, когда здание утратило внутренние интерьеры. В самом «Центре развития» теперь указывают, что из-за отсутствия охранного статуса в доме могут проводиться любые работы, однако общий вид здание, скорее всего, сохранит.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с сообщением «Петр Порошенко умер»?
  2. Как будут выглядеть новые знаки о велосипедной и таможенной зонах?
  3. Повысят ли пенсии тем, кто уволился после индексации?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ