aif.ru counter
. . 0 155

Мобильная история. Столица раскрывает свои тайны на вашем сотовом

Гуляя по улицам и переулкам столицы, мы можем на некоторых красивых домах увидеть небольшие чёрно-белые

Театральный институт имени Бориса Щукина (в столичном просторечье - Щука). Фото Эдуарда Кудрявицкого

Специальное приложение к мобильному позволяет, сфотографировав такой графичный рисунок, тотчас попасть на портал «Узнай Москву» и прочитать на экране своего сотового телефона краткую информацию об историческом здании: когда и кто его построил, что в доме располагалось, кто из известных людей в нём жил, работал или гостил у друзей.

Краткая информация, собранная знатоками Москвы, историками архитектуры и искусства, даёт возможность в считаные минуты узнать о достопримечательности необходимый минимум того, из чего складывается знание о городе, о его истории и культуре. Такой вот карманный путеводитель, включающийся по вашему желанию в разных концах мегаполиса.

Дом № 33/12 на Арбате по­строен в 1870-х гг. архитектором Лопыревским на принадлежавшем ему участке. Вначале здесь размещался один из первых в Москве родильных приютов, затем открыл двери гастроном Белова. Около полувека, с 1941 г. до самой смерти в 1988 г., здесь жил Алексей Лосев, русский философ и филолог, ученик Павла Флоренского. В 1929 г. он тайно постригся в монахи. Через год в работе «Диалектика мифа» раскритиковал основу марксизма - диалектический материализм, за что был арестован и получил 10 лет тюрьмы, но его освободили благодаря заступничеству Е. Пешковой. Труды Лосева об античной эстетике и эстетике Возрождения стали классиче­скими.

Сегодня в доме на Арбате открыта Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».

Фото Эдуарда Кудрявицкого

На ул. Пятницкой, 71, располагалась одна из крупнейших в Европе типография известного книгоиздателя и просветителя Ивана Сытина, построенная в 1903 г. по проекту архитектора А. Эрихсона и инженера В. Шухова. В 1913 г. здесь работал поэт Сергей Есенин. Летом 1905 г. скуповатый Сытин решил сэкономить и не платить наборщикам за знаки препинания, оплачивая только набранные буквы. Возмущённые рабочие потребовали повысить зарплату и сократить рабочий день до 9 часов. Последнее требование Сытин принял, но зарплату не повысил и за знаки препинания всё-таки платить перестал. После этого возникла стачка, перекинувшаяся на другие заводы с фабриками и ставшая всероссийской. Тогда мрачно шутили: всё случилось из-за «сытинской запятой».

Фото Эдуарда Кудрявицкого

В Кривоарбатский пер. к дому № 10 приезжают туристы со всего мира. Это самый известный памятник советского авангарда - дом архитектора Константина Мельникова, по­строенный им для себя и своей семьи в 1927-1929 гг. Зодчий с мировой известностью (автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и художест­венной промышленности в Париже) получил исключительное в СССР право выстроить частный дом в центре Москвы. Дом представляет собой два разновысоких цилиндра, врезанных друг в друга и образующих в плане цифру 8. На крыше более низкого цилиндра зодчий устроил террасу. Стены другого прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, ориентированными на окрестные сооружения.

Фото Эдуарда Кудрявицкого

Дом № 36 по Староконюшенному пер. построен в 1871-1872 гг. для предпринимателя и мецената Александра Пороховщикова, владельца гостиницы и ресторана «Славянский базар». Деревянный терем в русском стиле по проекту архитектора Андрея Гуна был удостоен премии на Всемирной выставке в Париже. С 1875 по 1878 г. в доме помещалась редакция одного из самых читаемых в Москве печатных изданий - «Газеты А. Гатцука». В 1880-х гг. здесь, в «Обществе воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», читал лекции всемирно знаменитый физиолог Иван Сеченов.

Фото Эдуарда Кудрявицкого

В доме № 12а по Большому Николопесковскому пер. располагается Театральный институт имени Бориса Щукина (в столичном просторечье - Щука). Он вырос из любительской театральной студии, основанной в 1914 г. режиссёром Евгением Вахтанговым. После премьеры в 1917 г. спектакля «Принцесса Турандот» её переименовали в 3-ю студию МХТ, а в 1926 г. коллектив отстоял и занимаемое здание, ставшее Театром им. Вахтангова и театральной школой при нём, затем училищем и наконец институтом.

Фото Эдуарда Кудрявицкого

Специальный выпуск «АиФ СВ»: День моего города

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Повысят ли пенсии тем, кто уволился после индексации?
  2. Кто из инвалидов теперь сможет получить знак на машину по новым правилам?
  3. Какой водой лучше умывать лицо?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ