aif.ru counter
Галина Шейкина 0 1613

Без депрессивных территорий. Как промзоны становятся престижными районами

7 из 10 квартир, покупаемых в новостройках, находятся на месте бывших промзон. Почему так кардинально изменилась репутация подобных районов?

Скоро промышленные зоны превратятся в комфортабельные жилые районы.
Скоро промышленные зоны превратятся в комфортабельные жилые районы. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Где точки роста?

«Продолжаем реновацию промзон. Эти, по сути, депрессивные территории занимают 17% старой Москвы. В этом году построим там 3,4 млн кв. м недвижимости, причём не только жильё. На территориях бывших промзон уже работают 33 технопарка, а это 41 тыс. рабочих мест», - написал в начале года в Твиттере мэр Собянин

За этими сухими цифрами скрывается многолетняя работа. Если бы город не занялся «депрессивными» гектарами своевременно, сейчас строить в пределах старой Москвы было бы практически негде. 

Вот как объясняют популярность квартир на месте бывших предприятий аналитики компании ЦИАН: «В середине 2010-х промзоны из объектов негативного соседства превратились в одну из ключевых точек роста Москвы. И тот факт, что их на востоке города больше, чем на западе, парадоксальным образом стал конкурентным преимуществом этих территорий. Это способствовало постепенному размыванию традиционного представления о престижном западе и непрестижном востоке Москвы. Объём предложения новостроек в восточных районах столицы очень велик. Кроме того, цены там на 20-25% ниже, что служит дополнительным драйвером спроса. В 2013 г. на продажи в проектах, расположенных на месте реконструируемых промышленных и коммунальных зон, приходилось 45% покупок, в 2017 г. значительно больше - 68%».

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Зоны повышенного внимания

Самые активные работы сегодня развернулись на территории 10 промзон (см. инфо­графику). 

Но это не значит, что гектары в других районах оставлены без внимания. Уже утверждён проект для «Медведково» - 400 тыс. кв. м жилья, сквер на Чермянской улице, 2 детсада и одна из самых больших школ в городе. В зоне «Кирпичные улицы» на деньги инвесторов построят такой же «социальный набор» - жилой комплекс, дет­сад и школу. 

Определена дальнейшая судьба территории, которую раньше занимал Московский судостроительный и судоремонтный завод. «Здесь строится современный район, включающий жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, многоэтажный гаражный комплекс, офисно-деловой центр, а также торговые и офисные помещения на первых этажах зданий, - рассказывает зам­мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Объект сдаётся очередями, однако полностью эту площадку получится реконст­руировать не ранее 2024 г. Инвестор принял решение о благоустройстве 1,5 км набережной. Здесь появятся пешеходные, беговые и велосипедные дорожки, беседки, причалы и маяк». 

Надо сказать, что соседство с водой характерно для многих московских промзон. Именно потому долгие годы свободный доступ к обширным участ­кам Москвы-реки был закрыт. Но к 2035 г. главный водоём мегаполиса обещают превратить в линейный центр города. Реновация прибрежных земель пройдёт на территории 11 тыс. га. Особое внимание уделят таким зонам, как «Рублёво-Архангельское», «Тушино», «Нижние Мнёвники», «Большой Сити», «ЗИЛ», «Симоновская набережная» и «Ривер Парк» (бывший судоремонтный завод). 

Речь идёт не только о создании пешеходных пространств, велодорожек и благоустройстве берегов. Проектируются новые причалы, обновляется водный транспорт, просчитываются новые туристические и пассажирские маршруты (от Долгопрудного и «Рублёво-Архангельского» до «Сити», от «Лыткарино» до «Таганской», от «Спартака» до «Алма-Атинской»).

Что теперь вместо «Красного строителя»?

Чтобы поверить в происходящие перемены, достаточно один раз увидеть новые районы. Например, территория бывшего завода «Газстроймаш» (это промзона «Красный Строитель» на юге города) уже полностью преобразилась. «Комплексный проект включает не только 8 жилых домов переменной этажности - 12, 13, 25 этажей, - но также детский сад на 220 мест, 8-этажный паркинг и торговый центр», - уточняет руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. Таких территорий немало по всему мегаполису. Это земли завода им. Лихачёва (ЗИЛ) и Тушинского аэродрома, завода «Серп и Молот» и Московского зеркального комбината.

Так будет выглядеть промзона завода шампанских вин «Корнет» после реставрации.
Так будет выглядеть промзона завода шампанских вин «Корнет» после реставрации. Фото: Агентство «Москва»

В городской программе, посвящённой реорганизации пром­зон, есть интересное «ответвление». Это пилотные проекты комплексного развития территорий (КРТ). «Москва отобрала три из них - «Братцево», «Бирюлёво» и «Коровино», о чём уведомила правообладателей. Ждём теперь 180 дней. Если ничего не будет представлено, правительство Москвы объявит аукционы по этим территориям, а победители займутся развитием площадок», - объясняет председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. ­

Городские власти не собираются терпеть ситуацию, при которой частные собственники не занимаются своими территориями, расположенными в черте города. Слишком часто такие зоны становятся местом подпольных свалок, нелегального проживания и работы мигрантов. А разбираться с возникающими проблемами приходится правительству Москвы. Если летом (когда истекут 180 дней) коммерсанты так и не предложат план преобразований своих «депрессивных» гектаров, эти земли принудительно изымут в столичную собственность. И город сам решит, сколько нужно создать общественных пространств, жилых домов, офисов и технопарков. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что пиво лечит печень?
  2. Кого коснется продленная заморозка накопительной пенсии?
  3. Почему китайский чеснок лучше не покупать?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ