240 лет назад на Боровицком холме торжественно заложили Большой Кремлёвский дворец, который должен был кардинально изменить облик не только Кремля, но и всей Москвы.
Баженовский «Третий Рим»
Проект нового замка выполнил Василий Баженов, академик Болонской и Петербургской, профессор Римской и Флорентийской академий художеств. Блестяще образованный (учился у лучших архитекторов России - Дмитрия Ухтомского в Москве и Саввы Чевакинского в Петербурге и Франции - Шарля де Вайи), он работал для самого Людовика XVI и имел предложение от французского короля остаться при его дворе.
Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Новый Кремль «Третьего Рима» должен был, по словам самого автора, посрамить Колизей и египетские пирамиды. При закладке первого камня Баженов провозгласил: «Худовидные грады преображаются». Так он характеризовал средневековую Москву. Однако в 1775 г. по решению императрицы грандиозное строительство остановили. Отчего самодержица была столь привередливой?
Когда Баженов начал строить парадную лестницу, стали проседать вертикальные опоры, усиливающие несущие стены Архангельского собора ➊. Комиссия, созванная из его коллег, не нашла вины архитектора. Тогда проанализировали смету: ступени потянули на 5 млн руб. Екатерина II попеняла зодчему: дескать, на всю войну с Турцией она потратила 9 млн!
Но настоящей причиной охлаждения «матушки» к проекту стало суеверие: хотя она строго велела не трогать древних построек Кремля, Баженов, не смущаясь, снёс всю южную стену с шестью башнями, расчистив территорию под «форум великой империи». Чумной бунт, разразившийся в Москве в 1771 г., и убийство митрополита Амвросия - не Божья ли кара за себялюбивые помыслы царицы? А крестьянская война Пугачёва в 1773-м? Было отчего дать задний ход.
Первоначально, ещё до того, как на месте снесённого баженовского дворца построили казаковский, Царицынские пруды изображали черноморское побережье. Фото: Алексей Витвицкий, АиФ.
Вскоре после отставки Баженова с поста главного архитектора Экспедиции Кремлёвского строения Екатерина II доверила ему (совместно с помощником Матвеем Казаковым) строительство временных павильонов на Ходынском поле к празднованию заключения с Турцией победного Кючук-Кайнарджийского мира. Почётное и унизительное поручение: не дело это для мастера европейского масштаба - создавать временные сооружения! Однако Ходынка ➋ Баженова и Казакова восхитила императрицу: по водоёму, изображавшему Чёрное море, ходили военные суда и палили из настоящих пушек. Празднество превзошло буйства «потешной флотилии» Петра I.
Нечто подобное императрице захотелось увидеть и в своей новой резиденции Чёрная Грязь, ставшей Царицыном. Но в 1785 г. уже возвышавшиеся над Царицынским прудом симметричные дворцы, спроектированные Баженовым для императрицы и великого князя Павла I, снесли. Гнев вызвали то ли теснота и плохая освещённость помещений, как уверяла сама Екатерина, то ли уравнивание её с нелюбимым сыном. Она унизила зодчего ещё и тем, что новый дворец поручила строить Матвею Казакову, ученику Баженова.
Восьмой день творения
Неудачи Баженова во многом объясняются перепадами в его взаимоотношениях с Екатериной II. Чуткая к искусству, императрица понимала, что нет в России (а может, и в Европе) более одарённого архитектора. Она то ласково называла его Васенькой, отдавала в его руки многомиллионные заказы, то вдруг отстраняла от дел. Это не только било по самолюбию мастера, но порой лишало средств к существованию отца четверых детей.
Но могла быть ещё одна, не столь очевидная причина монаршего гнева. Живя во Франции, Баженов вступил в масонскую ложу «К трём Звёздам», а в России - в «Ложу девяти муз». В соответствии с идеологией масонства член братства вольных каменщиков не просто творил для потомков, но оставлял им исполненное глубокого смысла послание в камне - «застывшую музыку», как назвал архитектуру Гёте, тоже член ложи.
Баженов был истинным масоном: сын дьячка, достигший высот благодаря учёбе и труду, олицетворял собой идею равенства - ключевую для масонства и раздражающую Екатерину II.
В декоре сохранившихся царицынских построек - Большого и Фигурного мостов, Кавалерских корпусов, Хлебного и Оперного домов, Фигурных ворот - масонские символы. Например, лучезарная дельта - расходящиеся веером солнечные лучи (девиз масонов «От тьмы - к свету»), восьмиконечные звёзды (8 - символ восьмого дня творения - вечной жизни), сдвоенные колонны (символ входа в Ковчег Завета в Иерусалимском храме царя Соломона) и пересекающиеся крест-накрест овалы (символ власти, подконтрольной братству).
Масонскую символику можно встретить и на храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (ул. Б. Ордынка, 20) ➌, которую в 1780-х гг. спроектировал Баженов, а восстановил после пожара 1812 г. Осип Бове, тоже масон. Балдахин вместо иконостаса, две колонны перед алтарём, в лепнине - львиные головы (львы якобы охраняли подход к Ковчегу Завета в Иерусалимском храме), шестиконечные звёзды, сцепленные венки и факелы - всё это масонские символы, популярные в архитектуре раннего (французского) классицизма.
Скорбященская церковь на Б. Ордынке сплошь в масонских символах. Фото: Алексей Витвицкий, АиФ.
Екатерина II опасалась масонов, стремившихся контролировать всех европейских правителей. Страх усиливался тем, что её чадо тоже входило в ложу. Может, члены тайного общества замышляли отстранить императрицу от власти и посадить на престол её сына - потомка законного императора Петра III? Притеснение архитектора и недооценка его заслуг вынудили Баженова уехать в Петербург, где под крылом самого титулованного масона России Павла I, ставшего императором осенью 1796 г., он сделался вице-президентом Академии художеств и первым зодчим нового царя. Вот только жить ему, как и самому Павлу, оставалось совсем чуть-чуть.
Высеченные в камне. Самые яркие проекты Василия Баженова
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.