aif.ru counter
Срочная новость Взрыв в колледже в Керчи Срочная новость
Галина Шейкина 0 579

Комфортная среда. Как децентрализация города улучшает условия жизни людей

Раньше москвичи ездили в выходные гулять на Красную площадь, развлекаться в Парк культуры, а образовываться — в Исторический музей. Сегодня полноценный досуг можно найти в своём районе. А значит, горожанам стало комфортнее.

Новая эстакада через Варшавское шоссе со съездом на улицу Маршала Савицкого в Щербинке.
Новая эстакада через Варшавское шоссе со съездом на улицу Маршала Савицкого в Щербинке. © / Алексей Куденко / РИА Новости

Центр утратил монополию

«Есть множество городов, в которых огромная концентрация людей, но при этом эффективность нулевая, — сказал 14 марта на форуме „Россия — страна возможностей“ мэр Москвы Сергей Собянин. — Потому что там происходит не концентрация, а скученность людей, которая предполагает, что они не могут проехать, нет услуг, нет сервиса. Чтобы города были успешными, необходимо создавать комфортную среду». Именно этим столица и занимается последние годы — развивается полицентрично. Сейчас по всей стране объявлен курс на децентрализацию, поэтому московский опыт может очень пригодиться регионам.

Новый виток столичного развития начался с ответа на вопрос: для кого конкретно создаются комфортные условия в мегаполисе? «Современная эпоха постепенно возвращает ренессансное понимание города, где человек был мерилом всех вещей», — сказал замдиректора Института Генплана Москвы Александр Колонтай на последнем Гайдаровском форуме. В столице таким мерилом стал обыкновенный москвич. Именно ему в первую очередь должно быть удобно в Москве, а не госкорпорациям, транспортным компаниям или банкам. Эксперты Высшей школы экономики провели исследование «Москва: курс на полицентричность» и помимо анализа (сколько столице ещё предстоит сделать) дали определение, к чему именно стремится мегаполис. Цель — уйти от единственной точки притяжения (исторического центра города), создав новые территории, привлекательные для всех, кто живёт и работает неподалёку.

Чем заинтересовать горожан?

Речь идёт не только о новых жилых комплексах (хотя программа реновации отлично согласуется с новым курсом развития города). Меняются все округа целиком. До 2020 г. 39 старых кинотеатров превратят в многофункциональные общественные центры. Почти все библиотеки (а их в Москве 441) начали работать как культурные площадки. «Библиотеки ищут свою уникальность и придумывают новые форматы работы», — говорит руководитель Московской дирекции по развитию культурных центров Мария Рогачева. В этом году 50 районных читален станут тематическими. Направления выбирали не наобум. Например, библиотека № 240 получит название Technoscience и станет специализироваться на науке и высоких технологиях. Читатели ей обеспечены, ведь по соседству расположены школы с медицинскими и инженерными классами, а также профильные институты и вузы. А ведь связать такими логическими цепочками образовательные, научные и культурные учреждения можно в любом городе.

Если уж мы заговорили о высоких технологиях, то их в столице используют для создания новых «точек роста» уже несколько лет. «Инновационная инфраструктура города — одна из самых больших в Европе и состоит из 1465 объектов», — сказал на международном форуме Smart City Expo World Congress замруководителя столичного Департамента науки Андрей Тихонов. — При поддержке Правительства Москвы создан 131 центр коллективного пользования, 82 центра коворкинга, 33 технопарка, 11 бизнес-инкубаторов«. Все они распределены так, чтобы создавать новые центры притяжения для горожан. Ну а для подрастающего поколения настоящим магнитом стали 12 детских технопарков (это микс внешкольного обучения и познавательного досуга с применением новейших технологий и оборудования). Все они находятся на периферии.

Московские промышленные зоны, где ещё 10 лет назад можно было без декораций снимать фильмы про постапокалипсис, постепенно превращаются в полноценные мини-поселения. Каждый — со своей «фишкой». «В следующем году на территории бывшей промзоны ЗИЛ планируем построить самую большую школу России. В ней смогут учиться 2500 ребят. На базе школы сделаем детский технопарк „Кванториум“ с программами дополнительного образования», — написал 10 марта в своем твиттере Сергей Собянин.

Без транспорта расти «вширь» невозможно

Можно создать суперкомфортные мини-поселения, но они не станут точками притяжения, если не будет обеспечена их транспортная доступность. Это обязательный компонент любой «точки роста». В Москве это отлично понимают, поэтому строительство или реконструкция на любой территории приводят к появлению новых шоссе и маршрутов общественного транспорта. На самом деле сегодня они появляются в столице ещё до строительства школ или жилых домов. Не зря в 2016 г. агентство PricewaterhouseCoopers признало Москву одним из лидеров по масштабам дорожного строительства среди мегаполисов мира. Даже главный столичный водоём и тот собираются использовать для успешной децентрализации города. «Москва-река должна стать не только крупной рекреационной зоной столицы, но и одной из основных транспортных артерий, — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на Международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. — Здесь появится 36 портов, 50 км речных улиц и 17 мостов. Параллельно ведётся масштабное благоустройство территории у реки — из 212 км набережных уже обновлено 26 км. Планируется благоустроить ещё 66 км, создать 18 парков».

Ну а напоследок мы оставили самый яркий пример полицентричного развития столицы. В 2012 г. территория мегаполиса выросла в 2,4 раза. На месте подмосковных Троицка, Щербинки, 19 городских и сельских поселений и части Одинцовского района возникли два новых округа — Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). И географический центр Москвы теперь находится где-то в районе Южное Бутово (раньше его жителей иначе как «замкадышами» не называли). Что сейчас происходит в ТиНАО, наглядно показывает инфографика.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

По словам Сергея Кузнецова, присоединённые территории будут развиваться именно как многофункциональная территория: «Именно это заложено в градостроительный план города». Новая Москва получит удобную транспортную связь с другими округами, но создание новых «точек притяжения» за МКАДом должно привести к тому, что ежедневная «маятниковая миграция» станет ненужной. Когда всё необходимое (включая хорошую работу) можно найти в родном округе — это и есть самая настоящая полицентричность города.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Владислав Росляков, подозреваемый в убийствах в Керчи?
  2. Можно ли будет прихожанам РПЦ молиться в украинских церквях?
  3. Когда в Москве закончится бабье лето?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ